Бакалавриат
2021/2022
Основы управления ИТ-сервисами
Статус:
Курс по выбору (Бизнес-информатика)
Направление:
38.03.05. Бизнес-информатика
Кто читает:
Департамент бизнес-информатики
Где читается:
Высшая школа бизнеса
Когда читается:
4-й курс, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Потоцкий Михаил Юрьевич
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Курс посвящён изучению основ ИТ Сервис-менеджмента - подхода проверенного многолетней мировой и российской практикой. В рамках курса, с одной стороны, рассматриваются понятия сервисов, как конечного для потребителя результата работы информационно-технологического блока. И, с другой стороны, процессов, необходимых организации деятельности ИТ-департаментов. В курсе рассматривается совместное использование подходов управления цифровыми продуктами и сервисами и обзорное изучение современных платформ организации инфраструктуры, средств обеспечения их надежности и инструментов DevOps. Курс читается специалистами, стоявшими в истоках ИТ Сервис-менеджмента в России и продолжающими выполнять проекты в настоящее время.
Цель освоения дисциплины
- Дать основу для понимания и использования на практике подходов IT Service Management (ITSM), зарекомендовавших себя многолетним опытом применения и продолжающих развиваться в тесной связи как с классическими методами создания ИТ-систем, так и новыми практиками управления цифровыми продуктами на основе Agile
Планируемые результаты обучения
- Знаком с основными элементами Agile и классического подхода к разработке ПО и информационных систем, понимает преимущества и недостатки каждого из них и ценность использования на практике
- Знаком с основными элементами процессов изменений в ИТ-системах, инфраструктуре и сервисах, а также с современными методами организации данных процессов
- Знаком с основными элементами процессов мониторинга ИТ-инфраструктуры и сервисов, управления инцидентами, обращениями и проблемами, а также с современными методами организации данных процессов
- Знаком с основными элементами процессов управления взаимоотношениями с заказчиками, ведения и поддержания актуальности каталогов сервисов
- Знаком с особенностями реализации ITSM-проектов и порядком реализации ITSM-процессов в компании
- Знаком с понятием процесса, роли и значимости процессного подхода в организации ИТ-деятельности в компании
- Знаком с понятием сервиса и способах использования сервисов при организации ИТ-деятельности в компании
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Управление ИТ/Ц – сервисами (IT Service Management - ITSM). Что такое сервис?
- Тема 2. Качество ИТ и процессное управление. Что такое процесс?
- Тема 3. Управление инцидентами, обращениями, проблемами и инфраструктурой.
- Тема 4. Управление изменениями, релизами и конфигурациями
- Тема 5. Управление взаимоотношениями с заказчиками, каталогом услуг. Другие процессы поддержки и предоставления услуг
- Тема 6. Интеграция продуктового, сервисного и проектного подхода в современных организациях
- Тема 7. Использование ITSM-подходов вне ИТ. Особенности реализации ITSM- проектов
Элементы контроля
- Работа на семинарахВыставляется оценка по результатам работы на семинаре
- Экзамен - защита исследовательского учебного проектаЭкзамен проходит в формате презентаций мини-групп, при этом выступает каждый со своей частью презентации, оценка индивидуальная на основе материала команды, личного выступления и ответа на вопросы
- Отчет о результатах по исследовательскому учебному проектуТема выбирается из предложенного списка или самостоятельно по согласованию с преподавателем в течение первых двух семинаров
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 3 модуль0.4 * Экзамен - защита исследовательского учебного проекта + 0.3 * Работа на семинарах + 0.3 * Отчет о результатах по исследовательскому учебному проекту
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Скрипник, Д. А. ITIL. IT Service Management по стандартам V.3.1 : учебное пособие / Д. А. Скрипник. — 2-е изд. — Москва : ИНТУИТ, 2016. — 373 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/100616 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Рекомендуемая дополнительная литература
- ClydeBank Media. (2016). ITSM QuickStart Guide : The Simplified Beginner’s Guide to IT Service Management. Albany, NY: ClydeBank Media LLC. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1638995