• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Микроэкономика

Направление: 05.03.02. География
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 68

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Микроэкономика», является основой, на которой базируется дальнейшее изучение других экономических дисциплин. Слушатели данного курса познакомятся с основными понятиями, теориями, предположениями микроэкономики и модельным описанием экономических агентов и отдельных рынков с расчетом применять их в дальнейшем в практике и анализе. Курс охватывает главные области внимания микроэкономики: роль рынков в экономике, спрос, предложение, структуры рынков, роль государства в функционировании рынков, несовершенства рынков.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины «Микроэкономика» является овладение студентами основными концепциями экономической науки. Задачи курса заключаются в том, чтобы: - познакомить с основными понятиями экономической теории; - изучить теоретические и методологические принципы экономического анализа; - сформировать базовые навыки применения методов и инструментов экономического анализа; - выработать умение принимать обоснованные управленческие решения на основе системного понимания комплекса микроэкономических факторов, влияющих на развитие бизнеса.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент Знает основные микроэкономические термины и обозначения, основные предположения о рациональности экономических агентов. Знает разницу между позитивным и нормативным анализом и между экономической теорией и экономической политикой.
  • Для фирмы в условиях совершенной конкуренции умеет изобразить свойства спроса на продукцию фирмы на графике, таблицей или функцией. Умеет вывести кривую предложения фирмы в краткосрочном периоде, зная свойстве ее функции издержек (саму функцию или предельные, средние издержки). Умеет показать влияние налогов и субсидий различного типа на предложение фирмы.
  • Знает механизмы интернализации внешних эффектов: корректирующие налоги и субсидии, неинтервенционные способы решения проблемы экстерналий.
  • Знает микроэкономическое описание рынка капитала и земли, и умеет изобразить таблицей, графиком и функцией спрос фирмы на капитал и землю. Знает особенности материального и нематериального капитала. Знает об эффекте межрегионального движения капитала на рынок капитала страны (региона), принимающей приток капитала и страны (региона), испытывающей отток капитала.
  • Знает микроэкономическое описание рынка труда и умеет изобразить таблицей, графиком и функцией спрос фирмы на труд. Умеет схематично изобразить таблицей, графиком и функцией предложение труда домашними хозяйствами. Знает об эффекте межрегионального движения труда на рынок труда страны (региона), принимающей приток рабочих и страны (региона), испытывающей отток рабочих.
  • Знает основные признаки рынка монополии, разницу между чистой и естественной монополией. Представляет, в чем заключается выбор монополиста в отсутствии возможности дискриминации. Знает типы ценовой дискриминации и принцип дискриминации в условиях географического разделения рынков. Знает роль трансфертного ценообразования в управлении фирмой со сложной структурой и производственным циклом.
  • Знает особенности олигополии и типы конкуренции на таком рынке. Умеет анализировать стратегическое взаимодействие на рынке методами микроэкономики. Умеет применять теоретико-игровой подход к рыночному взаимодействию. Знает модели и основные характеристики пространственной конкуренции на основе модели Хотеллинга.
  • Знает отличие между экономическим и бухгалтерским подходом к определению издержек и прибыли. Знает, как учитывается роль альтернативных издержек в принятии решений.
  • Знает отличия между издержками в краткосрочном и долгосрочном периоде, общими, постоянными и переменными издержками, средними постоянными, средними переменными и средними издержками, предельными издержками. Умеет изображать их графиком, таблицей и формулой. Понимает связь между предельными издержками и предельным продуктом переменного фактора производства; cвязь между средними переменными издержками и средним продуктом.
  • Знает понятие и свойства общественных благ: неконкурентность и неисключаемость в потреблении, проблему «безбилетника», роль государства в предоставлении общественных благ. Знает последствия и механизмы решения проблемы асимметрии информации на рынках товаров, рынке труда и рынке капитала.
  • Знает понятие производственной функции и умеет изображать ее с помощью карты изоквант. Знает, как вычислять общий и средний продукты переменного фактора производства, предельный продукт переменного фактора.
  • Знает понятия положительная / отрицательная отдача от масштаба, положительная / отрицательная экономия от масштаба и их связь между собой. Знает понятие экономия от разнообразия. Знает разницу между выручкой и прибылью фирмы. По функции спроса на товар умеет вычислять общую, среднюю и предельную выручку, по спросу и издержкам умеет вычислять прибыль.
  • Знает примеры положительных и отрицательных внешних эффектов в производстве и в потреблении. Знает, как в результате внешних эффектов могут формироваться региональные агломерации и связанное с этим понятие территориального капитала. Идеи Маршалла об экономии от агломерации, доступе к ресурсам, компонентам для производства и внешним эффектам от концентрации знаний.
  • Знает принцип безразличия в долгосрочном периоде для фирмы, которая может свободно входить и выходить с рынка. Умеет охарактеризовать кривую предложения и равновесие рынка совершенной конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периоде
  • Знает связь между барьерами для входа в отрасль или на рынок и структурой рынка. Знает связь между структурой издержек и рыночной структурой, роль экономии от масштаба в формировании рыночной власти.
  • Знает формальное описание, цель деятельности, основные компоненты фирмы в экономической теории. Умеет различать постоянные и переменные факторы производства и связанные с ними понятия краткосрочного и долгосрочного периоды в описании производства.
  • Знает, как описать с помощью понятий микроэкономики ценовой «потолок», ценовой «пол», субсидии, налоги. Показывает влияние политик на рыночное равновесие и общественное благосостояние в зависимости от эластичности спроса и предложения.
  • Знает, как описывать индивидуальное предложение фирмы таблицей, функцией и графиком связи объема предложения и цены. Показывает, как влияют неценовые детерминанты на предложение. Умеет характеризовать предложение через показатель эластичности предложения по цене.
  • Знает, как определять потери в общественном благосостоянии при существовании монополии. Знает типы государственной политики в отношении монополий: реструктуризация и регулирование, налогообложение монополиста: сравнение с конкурентным рынком. Знает особенности монополистической конкуренции и стратегии дифференциации.
  • Знает, что модели микроэкономики идут за пределы рационального принятия решений и независимо существующих экономических агентов. Знает, что рынок, предоставленный себе, может оказываться в состоянии, нежелательном с общественной точки зрения: неравенство доходов и провалы рынка (монополизация, внешние эффекты, общественные блага, асимметрия информации).
  • Знает, что такое свободные и экономические блага, какие факторы производства рассматривают в микроэкономике. Знаком с проблемой выбора: ограниченность (редкость) факторов производства и безграничность потребностей.
  • Понимает особенности максимизации прибыли в краткосрочный и долгосрочный период. Знает, на чем основывается решение о закрытии производства рациональным управляющим фирмой. Знает, как, с учетом производственной функции формируется спрос на факторы производства.
  • Студент понимает, в чем заключается выбор рационального потребителя, как описывают его предпочтения и бюджетное ограничение. Знает, как описывать спрос потребителя таблицей, функцией и графиком связи объема спроса и цены. Умеет показать, как влияют на спрос неценовые детерминанты спроса.
  • Умеет изобразить спрос на нормальные и инфериорные блага. С помощью диаграмм показать особенности взаимозаменяемых и взаимодополняющих благ, товаров первой необходимости. Умеет строить рыночный спрос на основе нескольких индивидуальных спросов.
  • Умеет определять продуктовый и географический рынок отдельного товара. Знает разницу между отраслью и рынком. Знает понятие рыночной власти и основные индикаторы, которые на практике позволяют ее выявить. Знает разницу между целью деятельности и стратегией фирмы price-taker и фирмы price-maker. Знает основные характеристики структур рынков (совершенная конкуренция, монополия, олигополия, монополистическая конкуренция).
  • Умеет определять равновесие на совершенно конкурентном рынке и знает границы применимости этого понятия. Умеет показать влияние изменений спроса и предложения на равновесную цену и равновесный объем товаров. Знает понятие общественного благосостояния и умеет изобразить его на диаграмме спроса и предложения, а также вычислить, зная спрос и предложение.
  • Умеет показать с помощью модели спроса и предложения основные эффекты от международной торговли: влияние внешнего мира на внутренние рынки торгуемых и не торгуемы благ. Показывает с помощью модели спроса и предложения основные эффекты (равновесие и общественное благосостояние) от тарифов и регулирования (квот).
  • Умеет строить границу производственных возможностей общества и на ее основе показывать альтернативные издержки, сравнительное и абсолютное преимущества страны по отношению к другой стране или региону. Знает связь между указанными понятиями и разделением труда, специализацией и торговлей. Знает основные вопросы экономики и способы их решения в различных экономических системах.
  • Умеет характеризовать спрос, используя понятие эластичности спроса по цене, по доходу, перекрестной эластичность. Умеет делать вывод об изменении выручки с ростом цены, зная эластичность спроса по цене.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основные понятия микроэкономики.
  • Взаимодействие спроса и предложения.
  • Поведение фирмы.
  • Структуры рынков товаров
  • Рынки факторов производства
  • Внешние эффекты и провалы рынка.
  • Государственное регулирование рынка.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий домашнее задание
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий контрольная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    Результирующая оценка складывается из оценок за контрольную работу, домашнее здание, работа на семинарах и экзамен 0,6• (0,24 • О к/ р + 0,18• О дом. работа + 0,18 • О семинар. занятия) +0,4 • О экз.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Микроэкономика, Пиндайк, Р. С., 2001
  • Основы экономикс, Кругман, П., 2011
  • Решения самостоятельных и контрольных работ по экономике : (к сб. "Самостоятельные и контрольные работы по экономике" Е. В. Савицкой, А. О. Евсеевой), Савицкая, Е. В., 2011

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Микроэкономика и поведение : учебник для вузов, Франк, Р. Х., 2000
  • Принципы экономикс, Мэнкью, Н. Г., 2009