• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Язык и культура Древней Руси XV-XVII веков

Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Филология)
Направление: 45.03.01. Филология
Когда читается: 2-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 68

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Язык и культура Древней Руси» нацелена на то, чтобы предоставить студентам знания об основных событиях русской средневековой истории; методах филологического исследования в области медиевистики;основных понятиях и категориях истории материальной культуры; развить навыки применения основных методов текстологического анализа средневекового текста; выбора методологии междисциплинарного исследования в области древнерусской культуры; постановки исследовательской задачи, выполнения исследования, представления его и обсуждения с коллегами по курсу.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Овладение студентами основными понятиями и методами историко-культурного анализа средневекового текста, произведений изобразительного искусства и объектов материальной культуры 11–17 вв.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализирует аграрную и социальную историю 16-17 веков
  • Анализирует византийскую, западноевропейскую и древнерусскую традицию составления и бытования документа
  • Анализирует влияние византийской культуры на средневековую Русь
  • Анализирует влияние монгольского нашествия на культуру, язык и историю Руси
  • Анализирует заимствованную составляющую в русском летописании
  • Анализирует и сравнивает памятники архитектуры и искусства 16-17 веков
  • Анализирует искусство 17 века
  • Анализирует историю, культуру, литературу и язык Великого Княжества Литовского
  • Анализирует источники русского летописания
  • Анализирует концепцию "Москва-третий Рим"
  • Анализирует культурное значение объединения земель вокург Москвы
  • Анализирует культурное и историческую роль Смутного времени
  • Анализирует культурную роль похода Ермака
  • Анализирует летопись как историю правящего рода
  • Анализирует литературное творчество Ивана IV
  • Анализирует московское хозяйство, торговля, пути сообщения во время правления Ивана III
  • Анализирует начало книгопечатания в России
  • Анализирует отражение культурных и исторических событий в письменных источниках
  • Анализирует памятники книжности 15 века
  • Анализирует памятники письменности и архитектуры Новгорода
  • Анализирует памятники письменности и архитектуры Пскова
  • Анализирует памятники письменности и архитектуры Твери
  • Анализирует памятники письменности, архитектуры и искусства Москвы
  • Анализирует письменные и литературные источники Смутного времени
  • Анализирует принципы работы средневекового книжника
  • Анализирует роль наследников Витовта в итории Руси и Восточной Европы
  • Анализирует формирование и роль боярской думы и приказной системы управления
  • Анализирует формульные элементы в европейском пространстве
  • Анализирует формуляр русского средневекового документ
  • Сравнивает архитектурные традиции Византии и Руси
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Жанры и разновидности письменных текстов в Древней Руси
  • Архитектура домонгольской Руси
  • 13- нач.16 вв. Батыево нашествие, ордынское иго и возвышение Москвы
  • Памятники архитектуры и искусства русских земель и княжеств
  • 13- сер. 16 вв. «Другая Русь»
  • 16 в. От Великого княжества Московского к Российскому государству
  • Культура 16–17 вв
  • Начало Нового времени
  • Документ как особый тип источника по истории культуры
  • Летопись как особый тип хронографического источника
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашняя работа в системе Perusall
    Домашние задания представляют собой чтение текстов и выполнение заданий на платформе Perusall (https://www.perusall.com/). Студентам предлагается 6 наборов текстов с заданиями и вопросами. Для получения положительной оценки студенту необходимо оставить как минимум 3 осмысленных и содержательных комментария к предлагаемым текстам (2 комментария оценивается на 7 баллов, 1 - на 6 баллов; работа студентов, оставивших наибольшее количество содержательных комментариев, оценивается на 9 и 10 баллов соответственно). Встроенная система оценки Perusall не применяется. Все полученные оценки суммируются, результирующая оценка по элементу контроля равна среднему арифметическому, умноженному на коэффициент.
  • неблокирующий Эссе (представляется в виде выступления на онлайн-конференции)
    Итоговое эссе по курсу представляется в форме устного доклада и презентации (ZOOM+очно в аудитории).
  • неблокирующий Эссе по результатам экскурсий
    Курс включает в себя три экскурсии, по результатам которых студентам предлагается написать три коротких эссе объемом на 1 страницу. В эссе оцениваются навыки критического мышления, способность мыслить нестандартно, самостоятельность в выборе подходов к решению предложенной проблемы. Эссе должны быть загружены на google-disk не позднее последнего дня 4-го модуля. Каждое эссе имеет коэффициент 0,1.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.2 * Домашняя работа в системе Perusall + 0.3 * Эссе по результатам экскурсий + 0.5 * Эссе (представляется в виде выступления на онлайн-конференции)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Горбачевский Н.И., Виленская комиссия для разбора древних актов - Словарь древнего актового языка Северо-Западного края и Царства Польского - Издательские архивы - 1874 - ISBN: - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/912371
  • Готье Ю. В. - СМУТНОЕ ВРЕМЯ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 147с. - ISBN: 978-5-534-09940-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/smutnoe-vremya-441645
  • История русского литературного языка (XI-XVII вв.), Успенский, Б. А., 2002
  • Лекции по древней русской истории до конца XVI века : учеб. пособие для студентов вузов, Любавский, М. К., 2002
  • Новгород и Литва: пограничные ситуации XIII—XV веков: Монография / Янин В.Л. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2011. - 215 с.: 60x90 1/16 ISBN 978-5-16-015757-3 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/349280
  • Новгородские акты XII—XV вв. Хронологический комментарий: монография / Янин В.Л. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2011. - 383 с.: 60x90 1/16 ISBN 978-5-16-015759-7 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/349268
  • Очерки истории средневекового Новгорода, Янин, В. Л., 2008
  • Словарь церковных терминов и понятий: Приложение к учебному пособию «Христианская церковь в Высокое средневековье»: Учебное пособие / Дворецкая И.А., Симонова Н.В. - М.:МПГУ, 2012. - 72 с.: ISBN 978-5-4263-0116-0

Рекомендуемая дополнительная литература

  • История древней русской литературы : Учебник, Гудзий, Н. К., 2002
  • Ключевский, В. О. Боярская Дума древней Руси / В. О. Ключевский. — Санкт-Петербург : Издательство "Лань", 2013. — 280 с. — ISBN 978-5-507-10137-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/9826 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Коялович, М. О. Люблинская уния, или последнее соединеніе литовскаго княжества с польским  / М. О. Коялович. — Санкт-Петербург : Издательство "Лань", 2013. — 85 с. — ISBN 978-5-507-12503-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/9938 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Общественная мысль славянских народов в эпоху раннего Средневековья, Иванов, С. А., 2009
  • Попов Н.А. член-кор. академии, под ред. - Акты Московского государства. Т.1. Разрядный приказ. Московский стол. 1571-1634 - Издательские архивы - 1890 - ISBN: - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/912229