• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Земные сферы: атмосфера и гидросфера

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Направление: 05.03.02. География
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Вереземская Полина Сергеевна, Сидорова Мария Владимировна
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 86

Программа дисциплины

Аннотация

Курс нацелен на формирование естественно-научного мировоззрения студентов и является базовым как для изучения других дисциплин профессионального цикла, так и для многих дисциплин вариативной части ОП. Курс основан на школьных знаниях студентов по физической географии и направлен на расширение и углубление представлений о составе, строении и свойствах Земных сфер (атмосфера, гидросфера) и происходящих в них физических и химических процессах. Лекции будут сопровождаться практическими занятиями, что позволит студентам получить не только теоретические знания, но и применить их на практике в решении конкретных задач.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • получение фундаментальных знаний о составе, строении и свойствах Земных сфер (атмосфера, гидросфера) и происходящих в них физических и химических процессах, формирование естественно-научного мировоззрения
  • ознакомление студентов с системой основных научных знаний и методов исследования Земных сфер
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Прогнозирует водообеспеченность и особенности водного режима различных регионов, обобщает и анализирует исходную гидрометеорологическую информацию, применятет методы анализа первичной метеорологической информации с использованием ежедневных синоптических карт и спутниковых снимков на практике
  • Применяет базовые знания о строении атмосферы, составе атмосферного воздуха и динамических процессов для понимания пространственно-временного распределения метеорологических величин на Земном шаре
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Атмосфера
  • Гидросфера
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание (Атмосфера)
    Выполнение домашнего задания обеспечивает студенту полную осведомленность задачами, которые будут представлены на экзамене.
  • неблокирующий Работа на семинаре (Атмосфера)
    В рамках семинарских занятий преподаватель оценивает интенсивность участия студентов (количество ответов на вопросы, заданных вопросов) в дискуссиях и результат выполненной в ходе семинара работы. Здесь большее внимание уделяется правильности выполнения работы и полученному результату.
  • неблокирующий Письменная аттестация (Атмосфера)
    По завершении крупного блока тем (темы 1-5, 6-9, 10) на лекции проводится 20-минутная письменная аттестация по пройденному материалу. Письменный опрос содержит 10 заданий в тестовой форме (правильный ответ составляет 0.2 балла), 10 заданий в виде «дополнить или закончить предложение» (правильный ответ - 0.44 балла), и три вопроса с открытым ответом (например, дать определение, разъяснить термин, описать протекание процесса, правильный ответ – 1.2 балла). При выполнении всех заданий итоговая оценка составляет 10 баллов. Общее количество проверочных работ – 3.
  • неблокирующий Экзамен (Атмосфера)
    Экзамен – устно-письменное испытание, которое проводится в соответствии с данной программой и примерным списком экзаменационных вопросов. Обучающийся должен корректно использовать профессиональную лексику и терминологию, графически и вербально воспроизводить схему строения атмосферы, использовать приведенные в курсе уравнения для решения задач на нахождение барической ступени, термического, градиентного и геострофического ветра. Составлять уравнения баланса субстанций и радиационного баланса. Преподаватель оценивает полноту и правильность ответа. Задача оценивается как правильно решенная, если дан верный ответ, и студент может пояснить на каких знаниях основана логика решения. Экзаменационный билет состоит из двух теоретических вопросов и одной задачи, примеры которых будут по каждой теме задаваться на дом. Выполнение домашнего задания обеспечивает студенту полную осведомленность задачами, которые будут представлены на экзамене. Правильный ответ на теоретические вопросы оцениваются в 3.5 балла, решение задачи – 3 балла.
  • неблокирующий Работа на семинаре (Гидросфера)
    Текущий контроль осуществляется на семинарах в форме оценки ответов студентов на вопросы по изучаемым текстам и источникам и оценки выполнения студентами текущих проверочных работ. На семинарах предполагаются следующие формы работы: 1) короткие (5–7 минут) доклады, освещающие один из вопросов, по желанию - с презентацией, 2) активное индивидуальное участие в обсуждении сделанных докладов. Студенты на каждом семинаре имеют возможность ответить или поучаствовать в обсуждении, за это им ставится +. Далее считается оценка как количество плюсов/количество семинаров (абсолютное значение) или количество плюсов/максимальное количество плюсов, набранное одногруппником (нормировка оценки). Если студент пропустил какие-то семинары из-за болезни - то количество семинаров для него при подсчёте берется меньшее.
  • неблокирующий Контрольная работа (Гидросфера)
    Контрольная работа включает в себя тест с открытыми и закрытыми вопросами и задачи, самостоятельно решаемые студентами. Контрольная проводится в течение занятия и занимает около 10 минут. Максимальное количество баллов за контрольную работу – 10. Критерии оценки работы (каждый критерий имеет вес 2 балла): 1. Полнота и правильность приведенных ответов. 2. Содержательность работы с учетом понимания положений теорий, основ теоретических и методических подходов, релевантных исследовательским вопросам описанной задачи/проблемы. 3. Аргументация и обоснованность тезисов с опорой на изученные теоретические положения. 4. Умение применять теоретические положения к практическим задачам. 5. Соответствие изложения требованиям оформления научных текстов.
  • неблокирующий Практическое задание (Гидросфера)
    Программой предусмотрено выполнение 4 практических работ, каждая из которых будет оценена 10 баллами. Критерии оценки активности студентов на практических занятиях (каждый из критериев весит максимум 2 балла, суммарно таким образом выходит 10 баллов за всю работу): 1. Включенность в обсуждение вопросов практического занятия. 2. Выполнение заданий практического занятия с учетом инструкции и требований к их выполнению. 3. Содержательность ответов на обсуждаемые вопросы и обоснованность предлагаемых решений заданий практического занятия. 4. Опора на усвоенный метод решения заданий, подкрепленная основными сведениями по теме, обсуждаемой на практическом занятии. 5. Оформление и изложение работы (титульный лист, структура, графики, таблицы, общий вид).
  • неблокирующий Презентация по разделу: Современные (актуальные) проблемы гидрологии
    Презентация носит реферативный характер. Выполнение работы и доклад позволяют обучающемуся не только всесторонне и глубоко изучить ту проблему, над которой он непосредственно работает, но и помогают ему приобрести навыки творческого подхода к решению научных проблем. Работа представляет собой также важную форму контроля со стороны преподавателя за успеваемостью студента, его самостоятельной деятельностью по изучению дисциплины. При подготовке презентации студенты, прежде всего, выбирают тему из предложенного преподавателем перечня примерных тем. Студент вправе скорректировать или самостоятельно сформулировать тему работы по согласованию с преподавателем. Преподаватель проводит консультирование студентов по вопросам содержания и последовательности выполнения работы, оказывает помощь в подборе необходимой литературы, осуществляет контроль своевременности и качества выполнения работы, организует проведение защиты и оценивает работу. Структура работы: - Титульный лист - Содержание (с указанием глав, пунктов и подпунктов (если они есть)) - Введение (обосновывается актуальность выбранной темы, определяются цели, задачи, объект и предмет исследования; дается общая характеристика структуры работы) - Основная часть (раскрываются основные теоретические вопросы темы: история изучаемого вопроса, разработанность темы, дается обзор существующей литературы). - Заключение (подводятся итоги проделанной работы, формулируются выводы по теме исследования, могут быть сформулированы предложения автора по дальнейшей работе над темой). - Список использованной литературы (не менее 5 источников – научные статьи, не менее 2 источников –иностранная литература). - Приложения (если имеются). Работа должна быть написана в виде логически связанного текста объёмом 5-12 страниц с иллюстрациями в виде карт, схем, таблиц, графиков, чертежей, и других материалов. По материалам работы готовится презентация и доклад на 5-7 минут. При написании работы необходимо помнить следующее: - работа, не имеющая самостоятельного характера и представляющая собой механически списанные куски из различных источников, возвращается студенту для доработки, либо полного переделывания, при этом преподаватель вправе поставить студенту оценку «неудовлетворительно»; - небрежно и безграмотно написанные работы, также возвращаются; - в работе обязательно должны быть ссылки на цитируемую литературу, даже если использовались ресурсы сети Интернет; - страницы работы должны быть пронумерованы; - в список литературы вносятся только фактически использованные источники; - библиография составляется в алфавитном порядке; - Хотя данная работа является учебной работой, но выполняется она с элементами научного исследования, поэтому к ней предъявляются требования по оформлению, как к научной работе. - Правила оформления научных работ являются общими для всех отраслей знания и регламентированы действующими государственными стандартами. Непосредственная подготовка к презентации работы сводится к написанию тезисов доклада и оформлению иллюстративных материалов. На доклад отводится не более 5-7 минут. В своем выступлении студент формулирует тему работы; обосновывает ее выбор; знакомит аудиторию с состоянием изучаемого вопроса; делает выводы по результатам работы. После доклада присутствующие студенты и преподаватель задают вопросы и высказывают свое мнение по существу проблемы и представленной работы. К оформлению презентации целесообразно приступать после окончания работы над пояснительной запиской и составления плана доклада. Это позволит вынести на слайды наиболее интересные иллюстрации, которые помогут рационально построить доклад. Основные положения доклада, в частности результаты исследований, желательно представить в виде картосхем, графиков или схем, давая по ходу выступления необходимые пояснения. Ответы на вопросы необходимо формулировать четко, ясно и по существу.
  • неблокирующий Экзамен (Гидросфера)
    ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА ЗА ДИСЦИПЛИНУ "ЗЕМНЫЕ СФЕРЫ:АТМОСФЕРА, ГИДРОСФЕРА" равна сумме баллов за каждую из промежуточных аттестаций с присвоением коэффициента 0,5. Т.е. О(итог)=0.5*(Промежуточная аттестация по курсу "Атмосфера")+0.5*(Промежуточная аттестация по курсу "Гидросфера")
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 1 модуль
    0.3 * Письменная аттестация (Атмосфера) + 0.4 * Экзамен (Атмосфера) + 0.3 * Работа на семинаре (Атмосфера)
  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.02 * Работа на семинаре (Гидросфера) + 0.32 * Практическое задание (Гидросфера) + 0.1 * Презентация по разделу: Современные (актуальные) проблемы гидрологии + 0.16 * Контрольная работа (Гидросфера) + 0.4 * Экзамен (Гидросфера)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Климатология : учебник / А.В. Кислов, Г.В. Суркова. — 3-е изд., доп. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 324 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа http://www.znanium.com]. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/19028. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/765714
  • Решетняк, О. С. Гидрохимия и охрана водных ресурсов : учебное пособие / О. С. Решетняк, А. М. Никаноров ; Южный федеральный университет. — Ростов-на-Дону ; Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2018. - 134 с. - ISBN 978-5-9275-2428-0. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1020567 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1021531
  • Сахненко, М. А. Гидрология [Электронный ресурс] : Учебное пособие / М. А. Сахненко. - М. : МГАВТ, 2010. - 127 с. : 52 ил., 1 табл. - Режим доступа: http://znanium.com/

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Stocker, T. F., Qin, D., Plattner, G.-K., Tignor, M. M. B., Allen, S. K., Boschung, J., Nauels, A., Xia, Y., Bex, V., & Midgley, P. M. (2013). Climate Change 2013: The Physical Science Basis ; Summary for Policymakers, Technical Summary and Frequently Asked Questions ; Summary for Policymakers: A report of Working Group I of the IPCC ; Technical Summary: A report accepted by Working Group I of the IPCC but not approved in detail ; The Physical Science Basis.
  • Родионов А. И., Клушин В. Н., Систер В. Г. - ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. АТМОСФЕРА 5-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 201с. - ISBN: 978-5-534-10700-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/tehnologicheskie-processy-ekologicheskoy-bezopasnosti-atmosfera-431319
  • Химия воды и микробиология: Учебник / А.Л. Ивчатов, В.И. Малов. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 218 с.: 60x90 1/16. - (Среднее профессиональное образование). (переплет) ISBN 978-5-16-006616-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/399856
  • Эдельштейн К. К. - ГИДРОЛОГИЯ МАТЕРИКОВ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 297с. - ISBN: 978-5-534-08204-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/gidrologiya-materikov-438519