• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Основы демографии и географии населения

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 05.03.02. География
Когда читается: 2-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 68

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина учебного плана второго года обучения ««Основы демографии и географии населения» является курсом по выбору для всех студентов образовательной программы бакалавриата «География глобальных изменений и геоинформационных технологий». Идея дисциплины состоит в том, чтобы дать представление о методах сбора и анализа статистической информации о населении, об основных демографических закономерностях, региональных особенностях демографических процессов. В рамках курса рассматриваются взаимосвязи между демографическими и территориальными процессами. Курс реализуется в 3-м и 4-м модулях второго года обучения.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • сформировать устойчивое представление об основных демографических закономерностях, методах сбора и анализа статистической информации о населении, а также навыки системного анализа демографической ситуации в территориальных единицах разного уровня
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализирует и оценивает демографическую ситуацию, интерпретирует результаты прогноза численности и половозрастного состава населения, оценивает эффективность мер демографической политики
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основы теории и методов демографии и географии населения
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинаре
    В рамках семинарских занятий преподаватель оценивает интенсивность участия студентов (количество ответов на вопросы, заданных вопросов) в дискуссиях и результат выполненной в ходе семинара работы. Здесь большее внимание уделяется правильности выполнения работы и полученному результату.
  • неблокирующий Эссе
    Тематики индивидуальной работы (эссе) определяется между 1-й лекцией и 1-м семинарским занятиям. Запись на конкретную тему эссе осуществляется у преподавателя, ведущего семинары в группе, не позднее 2-го семинарского занятия. Эссе оценивается по 5 критериям, каждый из которых оценивается максимально в 2 балла: 1. Логическая структура проекта (последовательность и связь отдельных задач). 2. Применение современных и релевантных проблеме методов исследования и источников литературы. 3. Обоснованность и достоверность полученных результатов и выводов. 4. Качество изложения, визуализации и презентации результатов. 5. Критическая оценка полученных результатов, понимание ограничений примененных методов и источников данных.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в конце курса в письменной форме. Письменная работа предполагает тестовую часть (ответы на тестовые вопросы), решение задач и "открытые" вопросы. Содержание экзамена дополнительно поясняется на консультации.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.35 * Работа на семинаре + 0.25 * Эссе + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Демография : учебник / В.М. Медков. — 2-е изд. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 332 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа http://www.znanium.com]. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/907. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/768139

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Eva Bernhardt. (2004). Is the Second Demographic Transition a useful concept for demography?’. Vienna Yearbook for Population Research.
  • Lutz, W. (2008). What should be the goal of population policies? Focus on ‘Balanced Human Capital Development.’ Austrian Academy of Sciences Press. https://doi.org/10.1553/populationyearbook2008s17
  • Martin Feldstein, & Horst Siebert. (2002). Social Security Pension Reform in Europe. University of Chicago Press.
  • Омран, А. Р. (2019). The epidemiologic transition theory revisited thirty years later ; Теория эпидемиологического перехода: взгляд 30 лет спустя. https://doi.org/10.17323/demreview.v6i1.9117