Бакалавриат
2021/2022![Цель освоения дисциплины](/f/src/global/i/edu/objectives.svg)
![Планируемые результаты обучения](/f/src/global/i/edu/results.svg)
![Элементы контроля](/f/src/global/i/edu/controls.svg)
![Промежуточная аттестация](/f/src/global/i/edu/intermediate_certification.svg)
![Список литературы](/f/src/global/i/edu/library.svg)
Искусствоведение
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору
Направление:
58.03.01. Востоковедение и африканистика
Кто читает:
Институт востоковедения и африканистики
Где читается:
Институт востоковедения и африканистики
Когда читается:
3-й курс, 1 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Королев Александр Валерьевич
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Курс «Искусствоведение» предлагает познакомиться с основными вопросами теории и истории искусств. Дисциплина имеет вводный характер, призвана научить студентов ориентироваться в важнейших периодах мирового искусства, понимать эстетические ценностные установки, заложенные в красоте памятников искусства, понимать художественные явления в историко-культурном контексте. В каждом разделе курс знакомит студентов с крупнейшими явлениями мирового искусства.
Цель освоения дисциплины
- Сформировать представления об истории искусств и целях научных методов изучения искусства; показать место искусствознания в системе гуманитарных наук.
- Выработать и развить способность понимания важнейших процессов мировой истории искусств и принципов периодизации исторического процесса.
- Развить способность использовать принципы основных методов научного изучения искусства в профессиональной и исследовательской деятельности.
Планируемые результаты обучения
- Знает основы искусствоведческой методологии, знаком с основными понятиями и терминами истории искусств; умеет ориентироваться в научной литературе по истории и теории искусств и семиотике.
- Знает периоды истории искусства и особенности развития искусств в отдельных регионах.
- Имеет навыки использования знаний о памятниках мирового искусства в практике межкультурной коммуникации; корректного применения понятийного аппарата искусствоведческих исследований в сфере изучения культурных, религиозных и социальных традиций и при анализе памятников искусства стран Востока.
- Имеет навыки применения знаний об особенностях исследования памятников искусства, их описания и анализа при написании учебных и научных работ.
- Имеет представление о вкладе народов Востока в мировое искусство, а также о контактах и взаимовлиянии искусства России и Востока.
- Способен использовать междисциплинарные знания для квалифицированного поиска информации в системе Интернет.
- Умеет ориентироваться в особенностях знаковой системы изобразительных искусств, способен распознавать значение образного ряда в произведениях искусства, а также знает процессы их трансформации и эволюции.
- Умеет ориентироваться в стилях и направлениях изобразительных искусств, имеет представление об основных художественных школах, знает творчество крупнейших западных мастеров искусства и их памятники.
- Умеет пользоваться профессиональной искусствоведческой терминологией; описывать произведения искусства, используя понятийный аппарат искусствоведческой науки; умеет разбираться в литературе об искусстве.
Элементы контроля
- Тесты по материалам лекцийВ конце каждого раздела студент должен пройти тест. Тесты выполняются на семинарах и состоят из визуальных картинок и теоретических вопросов.
- ДокладСтуденты записываются на доклады заранее на определенные даты и доклад должен быть представлен на соответствующем семинаре. В случае пропуска семинара по уважительной причине (преподаватель получает уведомление из Учебного офиса), на котором студент должен представить доклад, дата выступления с докладом согласуется с преподавателем или куратором курса. Также студенту может быть предложено выполнить другое задание или сдать доклад в письменном виде, чтобы получить оценку по данному типу контроля. При отсутствии уважительной причины студент получает «0» по данному типу контроля. Доклад начинается с представления аудитории названия, плана, целей и задач выступления, и завершается выводами и перечнем источников и исследований, использованных при его подготовке.
- Домашнее заданиеДомашнее задание предполагает: • Подготовку ответов на вопросы, заданные после лекции. Для подготовки студенты получают вопросы на лекционных занятиях.
- ЭкзаменУстный экзамен. Задание, предлагаемое на экзамене, состоит из одного вопроса (примерный перечень указан в программе дисциплины), за развернутый ответ на который выставляется максимальная оценка 10 баллов и 10 вопросов в форме теста: 5 визуальных картинок и 5 терминов, - за ответы на которые выставляется максимальная оценка 10 баллов (1 правильный ответ – 1 балл). Оценка за экзамен считается по формуле: 1 часть (развернутый ответ на один вопрос) 50% + тест 50%. Максимальная оценка =10 баллов.
- Активность на семинарахИскусствоведение как предмет рассмотрения и обсуждения – область дискуссионная. Поэтому особенно важна активность студентов на семинарах, это поможет правильно найти фокус и сформировать повестку дня по всем вопросам заданной темы. Подготовкой к каждому семинару будет служить самостоятельная работа, которая должна заключаться в практике знакомства с различными явлениями искусства – посещение музеев, выставок, сбор фотоматериалов, изучение интернет ресурсов и художественных изданий. Студент должен изложить собранные данные так, чтобы у слушателей могла сложиться картина того, с чем они имеют дело.
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 1 модуль0.25 * Экзамен + 0.25 * Тесты по материалам лекций + 0.25 * Домашнее задание + 0.25 * Доклад
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Dan Karlholm, & Keith Moxey. (2018). Time in the History of Art : Temporality, Chronology and Anachrony. Routledge.
- Jae Emerling. (2019). Theory for Art History : Adapted From Theory for Religious Studies, by William E. Deal and Timothy K. Beal: Vol. Second edition. Routledge.
- Mansfield, E. (2002). Art History and Its Institutions : The Nineteenth Century. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=139125
- Preziosi, D. (2009). The Art of Art History : A Critical Anthology (Vol. 2nd ed). Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=335669
Рекомендуемая дополнительная литература
- Sheriff, M. D. (2010). Cultural Contact and the Making of European Art Since the Age of Exploration. Chapel Hill [N.C.]: The University of North Carolina Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=343586
- Ильина Т. В., Фомина М. С. - ИСТОРИЯ ИСКУССТВА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ. ОТ АНТИЧНОСТИ ДО НАШИХ ДНЕЙ 7-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 346с. - ISBN: 978-5-534-07318-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-iskusstva-zapadnoy-evropy-ot-antichnosti-do-nashih-dney-454692
- Теория формообразования в изобразительном искусстве: Учебник / Власов В.Г. - СПб:СПбГУ, 2017. - 264 с.: ISBN 978-5-288-05732-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1001460
- Яковлева, Н. А. Практикум по истории изобразительного искусства и архитектуры : учебно-методическое пособие / Н. А. Яковлева, Т. П. Чаговец, С. С. Ершова ; под редакцией Н. А. Яковлевой. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Планета музыки, 2019. — 396 с. — ISBN 978-5-8114-2063-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/111466 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.