Бакалавриат
2021/2022
История восточных цивилизаций
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный
Направление:
58.03.01. Востоковедение и африканистика
Кто читает:
Институт востоковедения и африканистики
Где читается:
Институт востоковедения и африканистики
Когда читается:
1-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Аскеров Мир-Али Исмаилович,
Богданов Иван Валерьевич,
Вуль Никита Александрович,
Григорьева Нина Валерьевна,
Зеленев Евгений Ильич,
Климов Артем Вадимович,
Ли Сан Юн,
Маретина Ксения Александровна,
Образцов Алексей Васильевич,
Французов Сергей Алексеевич
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
76
Программа дисциплины
Аннотация
Данный курс представляет собой взгляд на народы Ближнего и Дальнего востоков с позиции цивилизационного подхода. Любая цивилизация – это, прежде всего, набор ценностей, которые разделяют представители одного отдельно взятого народа, то, что создает их общее мировоззрение. Соответственно, для формирования представлений об основополагающих особенностях восточных культур и их разнообразии необходимо рассмотреть этапы зарождения и оформления ценностей: где, когда и при каких условиях они появились, а также каковы их специфические черты, характерные для того или иного народа. Курс не предполагает рассмотрение современности, а фокусируется именно на начальных этапах рождения и развития цивилизаций. Данный курс занимает два модуля, где во 2 модуле внимание уделяется цивилизациям Ближнего Востока: Древний Египет, Древняя Месопотамия, Сиро-Палестинская цивилизация, цивилизация древней Южной Аравии и Тюркская цивилизация, а в 3 модуле изучается Дальний Восток: Древнеиндийская цивилизация, Древний Китай, древние цивилизации Юго-Восточной Азии, древняя Корея и древняя Япония. Курс включает в себя лекции преподавателей, а также обязательное изучение научной литературы по теме курса.
В рамках данного курса формами текущего контроля являются: доклад на семинаре на одну из предложенных тем, оценка за опросы на семинарах; форма промежуточной аттестации: экзаменационный тест в конце каждого модуля.
Цель освоения дисциплины
- Формирование у обучающихся представления о том, что такое цивилизация в целом и восточные цивилизации в частности, понимание их неоднородности и уникальности.
- Формирование у обучающихся комплексного представления об основных этапах становления и развития восточных цивилизаций, знакомство с проблемами периодизации истории Азии и Африки.
- Знакомство студентов с основными источниками и исследованиями по истории цивилизаций Азии и Африки.
- Формирование у студентов устойчивых знаний истории Азии и Африки в древности.
- Овладение навыками анализа социальных, экономических, политических, религиозных, исторических процессов в Азии и Африке на основе источников и исследовательской литературы.
- Развитие способности использовать знания истории и культуры стран региона для понимания социально значимых проблем современного мир.
- Развитие у студентов навыков письменного и устного изложения исторического материала.
Планируемые результаты обучения
- Владеет методикой исторического анализа.
- Владеет навыками работы с научными источниками, их анализа и интерпретации.
- Владеет основами применения компьютерной техники и информационных технологий.
- Владеет приёмами ведения дискуссий и методами убеждения.
- Знает закономерности исторических процессов, их особенности и специфику в восточных цивилизациях.
- Знает основной круг источников и литературы по курсу, выделять в них ключевую информацию.
- Знает основные положения теоретических концепций современного востоковедения и способы их применения к изучению стран Востока.
- Знает основные этапы исторического развития восточных цивилизаций, ключевые даты, важнейшие персоналии, базовые понятия по тематике курса.
- Знает особенности цивилизационного подхода.
- Знает роль и место восточных цивилизаций в мировом историческом процессе.
- Умеет выявлять причинно-следственную связь между событиями, происходившими в изучаемом регионе и явлениями всемирной истории.
- Умеет излагать устно и письменно (в форме доклада, ответов на вопросы во время семинаров и экзаменов) базовые знания по курсу и собственное мнение по его основным проблемам.
- Умеет охарактеризовать важнейшие черты политического, экономического, социального и культурного развития различных восточных цивилизаций.
Содержание учебной дисциплины
- Раздел 1. Современные теории цивилизаций
- Раздел 2. Цивилизация Древнего Египта
- Раздел 3. Цивилизации Ближнего Востока в древности
- Раздел 4. Тюркская цивилизация
- Раздел 5. Древнеиндийская цивилизация
- Раздел 6. Китайская цивилизация
- Раздел 7. Древние цивилизации Юго-Восточной Азии
- Раздел 8. Корейская цивилизация
- Раздел 9. Японская цивилизация
Элементы контроля
- Доклады на семинарахСтуденты записываются на доклады заранее на определенные даты и доклад должен быть представлен на соответствующем семинаре. В случае пропуска семинара по уважительной причине (наличие справки), на котором студент должен представить доклад, дата выступления с докладом согласуется с преподавателем или куратором курса. Также студенту может быть предложено выполнить другое задание или сдать доклад в письменном виде, чтобы получить оценку по данному типу контроля. При отсутствии уважительной причины студент получает «0» по данному типу контроля. Доклад начинается с представления аудитории названия, плана, целей и задач выступления, и завершается выводами и перечнем источников и исследований, использованных при его подготовке.
- Работа на семинарахРабота на семинарах представляет собой участие в устных и письменных опросах по обязательной и дополнительной литературе и дискуссиях на семинарских занятиях. Подготовка к семинарам представляет собой подробное знакомство с литературой к семинарам, указанной в программе или присылаемой преподавателем отдельно после проведения лекции.
- ЭкзаменЭкзаменационный тест пишется в конце каждого из 2х модулей. Экзамен представляет собой письменный тест, состоящий из 30 вопросов разного формата: множественный выбор, заполнение пропуска, вопросы с открытым ответом. Время ответа – 30 минут.
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 2 модуль0.6 * Экзамен + 0.4 * Работа на семинарах
- 2021/2022 учебный год 3 модуль0.24 * Экзамен + 0.4 * 2021/2022 учебный год 2 модуль + 0.2 * Доклады на семинарах + 0.16 * Работа на семинарах
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Alan B. Lloyd. (2010). A Companion to Ancient Egypt. Wiley-Blackwell.
- Brindley, E. (2015). Ancient China and the Yue : Perceptions and Identities on the Southern Frontier, C.400 BCE–50 CE. Cambridge University Press.
- K. Henshall. (2012). A History of Japan : From Stone Age to Superpower: Vol. 3rd ed. Palgrave Macmillan.
- Xiaorong Han, K. H. (2004). Who Invented the Bronze Drum?Nationalism, Politics,and a Sino-Vietnamese Archaeological Debate of the 1970s and 1980s. Asian Perspectives: Journal of Archeology for Asia & the Pacific, 43(1), 7–33. https://doi.org/10.1353/asi.2004.0004
- Концепции современного востоковедения : монография / Е. И. Зеленев, В. Б. Касевич. — Санкт-Петербург : КАРО, 2013. — 464 с. - ISBN 978-5-9925-0864-2. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1049002
Рекомендуемая дополнительная литература
- Assmann, J. (2005). Death and Salvation in Ancient Egypt. Cornell University Press.
- Lichtheim, M. (1992). Maat in Egyptian Autobiographies and Related Studies. Universitätsverlag / Vandenhoeck & Ruprecht.
- Moreno Garcia, J. C. (2019). The State in Ancient Egypt : Power, Challenges and Dynamics. Bloomsbury Academic.