• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Римская литература: чтение в подлиннике

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Филология)
Направление: 45.03.01. Филология
Когда читается: 2-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Шмараков Роман Львович
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 72

Программа дисциплины

Аннотация

Курс посвящен ознакомлению студентов с реалиями римской культуры. В ходе занятий студенты знакомятся с понятийным аппаратом фонетики, морфологии, синтаксиса, лексикологии и стилистики латинского языка; основами стихосложения и навыками чтения стихотворного и прозаического текста; основами анализа и профессиональными приёмами комментирования оригинального и адаптированного текста на латинском языке; а также формируют навык использования знания латинского языка для повышения своей профессиональной квалификации и приобретения новых квалификаций.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Обеспечение студентов филологической программы знанием реалий римской культуры, основ латинской версификации, навыками чтения оригинальных текстов на латинском языке классического и постклассического периода, а также их художественного перевода.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент владеет навыками анализа произведений Вергилия. Понимает, в чем их сущностное отличие от работ других авторов и способен к художественному переводу.
  • Студент знает историю возникновения жанра диалога в римской литературе, понимает его особенности. Ориентируется в работах Тацита.
  • Студент знает, что такое архаизирующий стиль, понимает место Саллюстия в этапах римской историографии, имеет навык перевода текста.
  • Студент знает, что такое вторая софистика. Ориентируется в основных представителях данного направления.
  • Студент имеет представление о месте Цезаря в римской и мировой литературе, способен к переводу и анализу текста.
  • Студент имеет представление о римской элегии и знает её основных представителей. Студент получает навыки художественного перевода.
  • Студент имеет целостное представление об эпиках флавианской эпохи и способен художественно переводить фрагменты текстов.
  • Студент ознакомлен с возникновением и особенностями эпистолярного жанра в литературе
  • Студент ознакомлен с историей римского ораторства и знает основных представителей, а также их наиболее значимые работы и способен к художественному переводу текста.
  • Студент ориентируется в основных работах Овидия и способен к переводу его фрагментов.
  • Студент ориентируется в работах основных представителей поздней римской поэзии
  • Студент ориентируется в работах Сенеки и Лукана, понимает, в чем специфика произведений каждого автора, способен к художественному переводу текста.
  • Студент ориентируется в трактатах Петрония и способен художественно перевести отрывок "Сатирикона".
  • Студент осведомлен о влиянии Горация на римскую литературу, умеет различать эподы, оды и послания; студент знает, что такое алкеева строфа и сапфическая строфа и умеет отличать их.
  • Студент осведомлен о жанрах и стилях александрийской поэзии и имеет навык художественного перевода.
  • Студент понимает жанровое своеобразие Светония
  • Студент понимает место Тита Ливия в римской литературе, способен к художественному переводу.
  • Студент понимает особенности влияния произведений Курция Руфа на европейскую литературу
  • Студент понимает особенности жанра эпиграммы, а также знает основных представителей римской литературы, работавших в этом жанре. Студент способен к переводу текстов.
  • Студент понимает особенности римской сатиры и обладает навыком её перевода.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Некоторые сведения из истории римского ораторского искусства.
  • Катулл, биографические сведения.
  • Цезарь.
  • Саллюстий.
  • Вергилий.
  • Гораций.
  • Тит Ливий.
  • Римская элегия, общие сведения.
  • Римская сатира.
  • Овидий.
  • Сенека и Лукан.
  • Петроний.
  • Эпики флавианской эпохи.
  • Жанр эпиграммы.
  • Светоний.
  • Курций Руф, «История Александра».
  • Тацит.
  • Эпистолярный жанр в римской литературе.
  • Вторая софистика.
  • Поздняя римская поэзия.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
    Контрольная работа проводится письменно в аудитории. Время выполнения – 20 минут. Итог контрольной работы предполагает проверку, как студент владеет подлежащей контролю грамматикой/лексикой. Пользоваться словарем разрешается.
  • неблокирующий Презентация
    Презентация представляет собой устное сообщение по одной теме. Презентация не должна занимать более 7-10 минут и должна быть основана на собственных наблюдениях студента и выводах, сделанных в процессе изучения материала в рамках темы. В конце презентации студент должен сформулировать один или два вопроса для дальнейшего обсуждения, обращенные к слушателям. По своему усмотрению студент может сопровождать устную презентацию слайдами PowerPoint или раздаточным материалом. Презентация, текст которой полностью заимствован из печатного или Интернет-источника и никак критически не переработан студентом, оценивается в 0 баллов
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа предполагает выступление студентов с устными ответами, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий. Каждое семинарское занятие предполагает обсуждение одного текста. С текстами студенты знакомятся заранее, они направляются студентам по электронной почте.
  • неблокирующий Промежуточный контроль знаний
    Внеаудиторная письменная работа по вариантам, представляющая собой перевод присылаемого преподавателем фрагмента текста с латинского языка на русский с указанием характерных синтаксических конструкций и стилистических фигур.
  • неблокирующий Экзамен
    Выполняется письменно в аудитории по вариантам. Задания для контрольной работы разработаны на основе пройденного материала. Время выполнения – 80 минут. Во время написания работы разрешается пользоваться только словарем.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.15 * Аудиторная работа + 0.2 * Промежуточный контроль знаний + 0.15 * Контрольная работа + 0.3 * Экзамен + 0.2 * Презентация
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Clackson, J. (2011). A Companion to the Latin Language. Chichester, West Sussex: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=510034

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Benjamin Hall Kennedy. (1850). Palæstra Latina; or, A second Latin reading-book, adapted to the Elementary Latin grammar, by B.H. Kennedy. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edseur&AN=edseur..9200143.BibliographicResource.2000069379876
  • Подосинов, А. В. Латинско-русский словарь : словарь / А. В. Подосинов, Г. Г. Козлова, А. А. Глухов. — 7-е изд. — Москва : ФЛИНТА, 2011. — 376 с. — ISBN 978-5-9765-1304-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/2643 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.