• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Научно-исследовательский семинар

Статус: Курс обязательный (Экономика)
Направление: 38.03.01. Экономика
Когда читается: 1-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Целью освоения дисциплины Научно-исследовательский семинар являются формирование интереса к исследовательской деятельности в области прикладной экономики и корпоративных финансов, знакомство с ключевыми трендами и направлениями современной экономической науки, развитие навыков и компетенций анализа экономических явлений, необходимых для дальнейшего обучения и успешной профессиональной деятельности. Для достижения этой цели решаются следующие задачи: Знакомство с философией экономической науки; Знакомство с основными составляющими частями исследования и этапами исследовательского процесса; Развитие навыка критического анализа литературы предшествующих работ в основных областях корпоративных финансов; Изучение баз данных и инструментов библиографии; Изучение современных тематик современных исследовательских проблем, анализ наиболее значимых в области корпоративных финансов статей; Обучение навыкам проведения и представления исследования в устной и письменной формах; Формирование навыков командной проектной работы; Изучение основ математического моделирования в экономике; Знакомство студентов с лучшими практиками проведения исследований преподавателями департамента.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование интереса к исследовательской деятельности в области прикладной экономики и корпоративных финансов.
  • Знакомство с ключевыми трендами и направлениями современной экономической науки.
  • Развитие навыков и компетенций анализа экономических явлений, необходимых для дальнейшего обучения и успешной профессиональной деятельности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает особенности исследований в экономике, структуру научной работы.
  • Умеет пользоваться основными электронными информационными ресурсами НИУ ВШЭ.
  • Умеет анализировать современные ситуации в экономике с точки зрения ключевых концепций экономической теории.
  • Знает базовые принципы экономико-математического моделирования.
  • Ознакомлен с основными направлениями научных исследований в экономике и корпоративных финансов.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в научно-исследовательскую работу
    Тема 1. Что такое научное исследование? Критерии отнесения исследования к научным и отличия от ненаучных. Философия экономической науки. Типы исследований: классификации. Тема 2. Научные исследования в экономике. Экономика как наука. Примеры исследований в экономике. Особенности проведения исследований по экономике. Постановка гипотезы научного исследования. Основные структурные элементы теоретического уровня: теория, понятия, категории, научные термины, принципы, аксиомы, законы, закономерности, положения, идеи, концепции. Актуальность работы, определение степени исследованности проблемы. Методы научных исследований в экономике. Методы познания. Эксперимент. Эмпирический анализ.
  • Электронные информационные ресурсы НИУ ВШЭ
    Тема 3. Научные публикации. Эмпирические исследования. Обзорные исследования. Теоретические исследования. Классификации журналов и критерии их выбора. Структура научной статьи. Тема 4. Работа с электронными ресурсами. Разновидности наукометрических баз данных. Информационные порталы и базы данных с открытым и закрытым доступом и разной степенью "научности" ORCID, Researcher ID, Google Scholar, Wikipedia, Academia.edu. Scopus как единая мультидисциплинарная реферативная база данных, представляющая уникальную систему оценки частоты цитирования. Особенности БД. Работа с БД: регистрация, поиск, аффиляция, создание профиля автора. Web of Science база данных по научному цитированию Института научной информации (Institute of Scientific Information – ISI). Core Collection. Особенности использования: регистрация, создание профиля автора, black list journal. Российские наукометрические базы данных. Всероссийская аттестационная комиссия (ВАК). Российский индекс научного цитирования (РИНЦ) и Science Index. Научная электронная библиотека Elibrary: особенности работы. Russian Citation Index. Тема 5. Библиографический менеджер Zotero. Обзор существующих библиографических менеджеров. Особенности работы Zotero. Использование Zotero в цитировании при написании обзора литературы. Организация тематической библиотеки в Zotero. Совместная работа в Zotero.
  • Современная экономическая наука и анализ
    Тема 6. Фрикономика и Суперфрикономика. Как устроен современный мир глазами экономиста? Каким образом в реальной жизни могут пригодиться знания микроэкономики? Что произойдет, если отказаться от предпосылок о рациональности экономических агентов и совершенства рынков? Вопросы, касающиеся анализа общества с современной экономической точки зрения, рассматриваются на примере отдельных кейсов.
  • Основы математического моделирования в экономике
    Тема 7. Принципы математического моделирования в условиях определенности. Задачи линейного программирования о производстве и о диете. Задача о паросочетаниях. Тема 8. Принципы математического моделирования в условиях неопределенности. Принципы и подходы моделирование систем массового обслуживания. Понятие о теории оптимальной остановки случайных процессов: задача о невесте. Простейшие задачи дизайна механизмов.
  • Современные направления научных исследований
    Тематика конкретных занятий определяется научно-исследовательскими интересами преподавателей департамента экономики и финансов.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
    Контрольная работа выполняется в малых группах (не более 3х человек) и представляет собой письменную работу объемом до 15 страниц печатного текста по теме «Анализ макроэкономических показателей и политик страны». Конкретная страна выбирается по желанию группы. Тема предварительно обсуждается с руководителем научного семинара на семинарских занятиях.
  • неблокирующий Домашнее задание
    Домашнее задание представляет собой письменный отчет (5-7 страниц) связанный с обзором литературы на одну из тематик по социально-экономической актуальной проблематикой. В случае необходимости тема предварительно обсуждается с руководителем научного семинара на семинарских занятиях и корректируется.
  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Самостоятельная работа
    Формами самостоятельной работы студента в рамках дисциплины «Научно-исследовательский семинар» являются: работа со статьями из российских и международных научных журналов, решению задач и выполнения домашних заданий, подготовка презентаций и написание индивидуальных и групповых отчетов.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен по курсу проводится дистанционно, в письменной форме
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.25 * Аудиторная работа + 0.2 * Домашнее задание + 0.2 * Контрольная работа + 0.15 * Самостоятельная работа + 0.2 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Prokopczuk, M., Brooks, C., & Bell, A. R. (2013). Handbook of Research Methods and Applications in Empirical Finance. Cheltenham: Edward Elgar Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=495699
  • Под ред. Мхитаряна В.С. - АНАЛИЗ ДАННЫХ. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 490с. - ISBN: 978-5-534-00616-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/analiz-dannyh-432178

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Ding, Y., Rousseau, R., & Wolfram, D. (2014). Measuring Scholarly Impact : Methods and Practice. Cham [Switzerland]: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=888734
  • Sugimoto, C. R., & Cronin, B. (2016). Theories of Informetrics and Scholarly Communication. Berlin: De Gruyter Saur. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1201605