• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2021/2022

Арсенал инноватора: инструменты генерации нестандартных бизнес-идей

Статус: Маго-лего
Когда читается: 3, 4 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели: Иванченко Максим Александрович, Огнёв Дмитрий Владимирович
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Арсенал инноватора: инструменты генерации нестандартных бизнес-идей» направлена на развитие у студентов навыков по применению инструментов нестандартного мышления для решения бизнес-задач. В результате освоения дисциплины студент должен знать основные алгоритмы решения бизнес-задач, инструменты одного из таких инструментов - Теории решения изобретательских задач - ТРИЗ (постановка проблемы, идеальность, противоречие и другие), способы устранения психологической инерции, уметь применять изученные инструменты в ходе групповой работы по решению задач.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины является освоение студентами основных инструментов для решения сложных задач различных типов и умение применять их в зависимости от типа задачи.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать: историю ТРИЗ, основные понятия ТРИЗ, цели применения ТРИЗ
  • Знать: основные методы устранения психологической инерции Уметь: применять указанные методы для формирования принципиально нового подхода к задаче
  • Знать: понятие и сущность противоречия, виды противоречий, их сходства и отличия Уметь: формулировать противоречия, переходить от ситуативного противоречия к противоречию требований
  • Знать: способы разрешения различных типов противоречий Уметь: применять способы разрешения противоречия в зависимости от типа сформулированного противоречия.
  • Знать: определение ПСА, правила ПСА, механизм разрыва причинно-следственных цепочек с помощью оператора отрицания Уметь: строить причинно-следственную цепочку проблемы и разрывать ее с помощью оператора отрицания
  • Знать: понятие и сущность абстрактного мышления, содержание указанных методов Уметь: применять данные методы для решения задач
  • Знать: понятие и сущность психологической инерции Уметь: определять вид психологической инерции применительно к ситуации, применять общие способы устранения инерции.
  • Знать: понятие и сущность терминов «проблема», «решение проблемы», общие методы поиска решения, методы выявления проблем, методы разработки альтернатив, методы оценки вариантов.
  • Знать: сущность функционально-ориентированного поиска, понятие обобщенной функции, способы поиска «лидирующих» отраслей, сущность и цели применения диверсионного анализа, понятие вредного эффекта, способы создания вредного эффекта, типы инверсии
  • Знать: что такое идеальность и ИКР, в чем сходства и различия, способы поиска и применения ресурсов, правила свертывания. Уметь: формулировать идеальность в задаче, находить ресурсы, создавать список возможных ИКР, проводить свертывание для системы или процесса
  • Знать: этапы цикла решения задач McKinsey Уметь: ставить проблему, структурировать поставленную задачу, формулировать гипотезы, осуществлять выбор наиболее приоритетных вариантов решения задачи.
  • Уметь: формулировать обобщенную функцию, находить лидирующие отрасли, переносить технологию на решаемую задачу, ставит вторичные задачи, создавать вредные эффекты в задаче, вырабатывать рекомендации по предупреждению вредных эффектов, инвертировать устоявшиеся представления о параметрах задачи.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Общие методы и подходы к решению задач
  • Тема 2. Метод McKinsey для решения задач
  • Тема 3. Знакомство и введение в ТРИЗ
  • Тема 4. Причинно-следственный анализ (ПСА)
  • Тема 5. Идеальность и идеальный конечный результат.
  • Тема 6. Постановка противоречий
  • Тема 7. Решение противоречий
  • Тема 8. Понятие психологической инерции. Общие способы уменьшения психологической инерции в процессе решения задачи
  • Тема 9. Методы активизации творческого мышления и устранения психологической инерции
  • Тема 10. Методы абстрагирования от существующей проблемы и поиска решения в похожих сферах деятельности
  • Тема 11. Инструменты для развития, дополнения и воплощения найденных концепций
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на занятиях
  • блокирует часть оценки/расчета Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.4 * Экзамен + 0.6 * Работа на занятиях
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Метод McKinsey: Использование техник ведущих стратегических консультантов для решения личных и деловых задач / Расиел И.М., - 8-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 190 с.: ISBN 978-5-9614-4615-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/914350

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Найти идею: Введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательских задач / Альтшуллер Г.С., - 9-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 402 с.: ISBN 978-5-9614-5558-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/915077