• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2021/2022

Советская массовая культура: жанровое кино

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Общеуниверситетский факультатив
Когда читается: 3 модуль
Охват аудитории: для всех
Преподаватели: Дашкова Татьяна Юрьевна
Язык: русский
Кредиты: 2
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Советская массовая культура: жанровое кино» предлагает новый взгляд на советскую массовую культуру — через анализ отечественного жанрового кино (комедий, детективов, сказок, исторических, научно-фантастических, приключенческих и др. фильмов). Под понятием «массовая культура» мы будем иметь в виду следующие смыслы: массовый характер ее проявлений; опосредованность средствами массовой коммуникации (среди которых кинематограф занимает одну из ведущих ролей); определенный набор характеристик, основные из которых простота, высокая степень стандартизации, удовлетворение потребности в отдыхе и развлечении, а также позитивный пафос, и утверждение базовых ценностей и норм современного общества. Жанровым кино мы будем называть определенный тип кинофильмов, для которых характерны, такие признаки, как повествовательность («рассказывание истории»), следование определенным правилам («законам жанра», «формулам»), увлекательность, включенность зрителя в происходящее, стимулирование в нем сопереживания и желания отождествить себя с персонажем. Именно через этот тип кинематографа формулируются и транслируются основные политические и культурные ориентиры, поэтому его изучение становится ключом для понимания действия культурных механизмов того или иного периода жизни страны. В СССР роль у жанрового кино была особая роль: именно оно на государственном уровне должно было стать основным транслятором господствующей идеологии. Поэтому изучение структуры и механизмов функционирования советского жанрового кинематографа позволит нам приблизиться к пониманию идеологии как «процесса символического образования» (К.Гирц), системы значений, транслируемых при помощи собственно кинематографических средств. Привычка к жанровым фильмам (комедиям, мелодрамам, водевилям и пр.) выработалась в нашей стране еще до революции, а в относительно свободных 1920-х годах поддерживалась прокатом большого количества американских развлекательных лент. На момент формирования «большого стиля» в советском кинематографе (середина 1930-х гг.) у советских зрителей уже сложились основы «жанрового мышления», то есть подспудное представление о том, каким должно быть (развлекательное) кино. Именно над этим фундаментом надстраивался советский идеологический кинематограф. Все это сделало его важнейшим ресурсом для идеологической работы: задача «поучать развлекая» становится политической стратегией. Основная цель освоения дисциплины «Советская массовая культура: жанровое кино» – проанализировать, как в жанровом кино нашли отражение политические и культурные процессы, происходившие в СССР, как формулировалось (идеологическое) высказывание внутри жанра и почему для коммуникации со зрителем выбирается тот, а не иной жанр.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • проанализировать, как в жанровом кино нашли отражение политические и культурные процессы, происходившие в СССР, как формулировалось (идеологическое) высказывание внутри жанра и почему для коммуникации со зрителем выбирается тот, а не иной жанр.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализирует наиболее значимые теоретические работы по (советскому) кино как общеметодологического, так и инструментального характера.
  • Освоил основные подходы к исследованию советской массовой культуры;
  • Понимает советское жанровое кино в его политическом, культурном и историческом измерении.
  • Представляет об основных киножанрах внутри системы советского кинематографа.
  • Применяет на практике методы анализа художественного фильма.
  • Распознает основные вехи и соответствующие им приемы в истории советского жанрового кино.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Методы исследования советской массовой культуры.
  • История советского жанрового кино.
  • Жанровая специфика советского кино.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Итоговое эссе
  • неблокирующий Итоговая презентация
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
    0.4 * Активность на семинарах + 0.3 * Итоговая презентация + 0.3 * Итоговое эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Живые и мертвое : заметки к истории советского кино 1920 - 1960-х годов, Марголит, Е. Я., 2012
  • Музей революции : советское кино и сталинский истор. нарратив, Добренко, Е., 2008
  • Телесность - Идеология - Кинематограф : визуальный канон и советская повседневность, Дашкова, Т., 2013
  • Храмов, В. (2009). Советское кино как феномен советской культуры. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.8A41A6A3
  • ХРЮКИН Д.А. (2017). «Жанр» Как Ключевая Проблема Советского Кинематографа 1968-1985 Гг. Государство, Кинематографисты, Зритель. Историческая и Социально-Образовательная Мысль, (2–1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.17015735

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Natalija Arlauskaitė. (2019). Lilya Kaganovsky: The Voice of Technology: Soviet Cinema’s Transition to Sound, 1928-1935. Apparatus. Film, Media and Digital Cultures of Central and Eastern Europe, (8). https://doi.org/10.17892/app.2019.0008.141
  • Реальность массмедиа, Луман, Н., 2005