2021/2022
Советская массовая культура: жанровое кино
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Общеуниверситетский факультатив
Когда читается:
3 модуль
Охват аудитории:
для всех
Преподаватели:
Дашкова Татьяна Юрьевна
Язык:
русский
Кредиты:
2
Контактные часы:
32
Программа дисциплины
Аннотация
Курс «Советская массовая культура: жанровое кино» предлагает новый взгляд на советскую массовую культуру — через анализ отечественного жанрового кино (комедий, детективов, сказок, исторических, научно-фантастических, приключенческих и др. фильмов). Под понятием «массовая культура» мы будем иметь в виду следующие смыслы: массовый характер ее проявлений; опосредованность средствами массовой коммуникации (среди которых кинематограф занимает одну из ведущих ролей); определенный набор характеристик, основные из которых простота, высокая степень стандартизации, удовлетворение потребности в отдыхе и развлечении, а также позитивный пафос, и утверждение базовых ценностей и норм современного общества. Жанровым кино мы будем называть определенный тип кинофильмов, для которых характерны, такие признаки, как повествовательность («рассказывание истории»), следование определенным правилам («законам жанра», «формулам»), увлекательность, включенность зрителя в происходящее, стимулирование в нем сопереживания и желания отождествить себя с персонажем. Именно через этот тип кинематографа формулируются и транслируются основные политические и культурные ориентиры, поэтому его изучение становится ключом для понимания действия культурных механизмов того или иного периода жизни страны. В СССР роль у жанрового кино была особая роль: именно оно на государственном уровне должно было стать основным транслятором господствующей идеологии. Поэтому изучение структуры и механизмов функционирования советского жанрового кинематографа позволит нам приблизиться к пониманию идеологии как «процесса символического образования» (К.Гирц), системы значений, транслируемых при помощи собственно кинематографических средств. Привычка к жанровым фильмам (комедиям, мелодрамам, водевилям и пр.) выработалась в нашей стране еще до революции, а в относительно свободных 1920-х годах поддерживалась прокатом большого количества американских развлекательных лент. На момент формирования «большого стиля» в советском кинематографе (середина 1930-х гг.) у советских зрителей уже сложились основы «жанрового мышления», то есть подспудное представление о том, каким должно быть (развлекательное) кино. Именно над этим фундаментом надстраивался советский идеологический кинематограф. Все это сделало его важнейшим ресурсом для идеологической работы: задача «поучать развлекая» становится политической стратегией. Основная цель освоения дисциплины «Советская массовая культура: жанровое кино» – проанализировать, как в жанровом кино нашли отражение политические и культурные процессы, происходившие в СССР, как формулировалось (идеологическое) высказывание внутри жанра и почему для коммуникации со зрителем выбирается тот, а не иной жанр.
Цель освоения дисциплины
- проанализировать, как в жанровом кино нашли отражение политические и культурные процессы, происходившие в СССР, как формулировалось (идеологическое) высказывание внутри жанра и почему для коммуникации со зрителем выбирается тот, а не иной жанр.
Планируемые результаты обучения
- Анализирует наиболее значимые теоретические работы по (советскому) кино как общеметодологического, так и инструментального характера.
- Освоил основные подходы к исследованию советской массовой культуры;
- Понимает советское жанровое кино в его политическом, культурном и историческом измерении.
- Представляет об основных киножанрах внутри системы советского кинематографа.
- Применяет на практике методы анализа художественного фильма.
- Распознает основные вехи и соответствующие им приемы в истории советского жанрового кино.
Содержание учебной дисциплины
- Методы исследования советской массовой культуры.
- История советского жанрового кино.
- Жанровая специфика советского кино.
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 3 модуль0.4 * Активность на семинарах + 0.3 * Итоговая презентация + 0.3 * Итоговое эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Живые и мертвое : заметки к истории советского кино 1920 - 1960-х годов, Марголит, Е. Я., 2012
- Музей революции : советское кино и сталинский истор. нарратив, Добренко, Е., 2008
- Телесность - Идеология - Кинематограф : визуальный канон и советская повседневность, Дашкова, Т., 2013
- Храмов, В. (2009). Советское кино как феномен советской культуры. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.8A41A6A3
- ХРЮКИН Д.А. (2017). «Жанр» Как Ключевая Проблема Советского Кинематографа 1968-1985 Гг. Государство, Кинематографисты, Зритель. Историческая и Социально-Образовательная Мысль, (2–1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.17015735
Рекомендуемая дополнительная литература
- Natalija Arlauskaitė. (2019). Lilya Kaganovsky: The Voice of Technology: Soviet Cinema’s Transition to Sound, 1928-1935. Apparatus. Film, Media and Digital Cultures of Central and Eastern Europe, (8). https://doi.org/10.17892/app.2019.0008.141
- Реальность массмедиа, Луман, Н., 2005