2021/2022
Психология жизненной среды
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Общеуниверситетский факультатив
Кто читает:
Департамент психологии
Когда читается:
1, 2 модуль
Охват аудитории:
для всех
Преподаватели:
Нартова-Бочавер Софья Кимовна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
32
Программа дисциплины
Аннотация
Настоящая дисциплина относится к циклу гуманитарных, социальных и экономических дисциплин и представляет собой общеуниверситетский факультатив. Факультатив посещают студенты разных специальностей НИУ ВШЭ, а также внешние слушатели. Пререквизитов для изучения курса нет. Основные положения дисциплины могут быть использованы при изучении других дисциплин преимущественно гуманитарного направления.
Цель освоения дисциплины
- Ознакомление с основными взглядами на взаимодействие человека и окружающего мира.
- Анализ индивидуальных способов средовой самоподдержки и стихийной психотерапии.
- Знакомство с основными понятиями психологии среды.
- Формирование представлений о структуре среды и функциях различных субсред в развитии индивидуальности.
- Формирование экологической культуры.
Планируемые результаты обучения
- Знает основные категории экологического сознания (Новая экологическая парадигма, Природная идентичность, про-средовое поведение и установки).
- Знает основные параметры описания временного режима жизни. Знаком с циркадианной типологией. Знаком с исследованиями природной цикличности.
- Знает особенности городской среды Знаком с особенностями поведения и общения жителей мегаполиса. Знаком с исследованиями безопасности в большом городе.
- Знаком с основными категориями психологии пространства. Знаком с последствиями скученности для общения и благополучия человека. Знает составляющие приватности.
- Знаком с основными особенностями современной цивилизации (по К.Лоренцу). Может анализировать особенности современной цивилизации с точки зрения риском и ресурсов для психологического благополучия человека.
- Знаком с особенностями природной среды по сравнению с рукотворной Знаком с восстановительными функциями природной среды
- Знаком с ролью домашней среды в функционировании личности. Знаком с феноменом привязанности к дому.
- Имеет представление о моделях взаимодействия человека и сред. Знаком с основными теориями субъект-средового взаимодействия.
- Осведомлен о роли материальной культуры в человеческом бытии. Знаком с феноменом привязанности к вещам. Знаком с функциями денег в человеческом поведении.
- Понимает смысл экологической валидности. Знает этапы развития психологии среды. Знаком с методами психологии среды.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Введение в психологию среды
- Тема 2. Взаимодействие человека и среды
- Тема 3. Современная цивилизация: риски и ресурсы
- Тема 4. Пространство в жизни человека
- Тема 5. Природная среда
- Тема 6. Дом как жизненная среда человека
- Тема 7. Город как жизненная среда человека
- Тема 8. Материальная культура и личные вещи
- Тема 9. Временны́е характеристики среды
- Тема 10. Экологическое сознание и экологические установки
Элементы контроля
- Контрольная работа 1Тест по темам 1-5
- ЭссеКраткое письменное сообщение по одному из вопросов, изученных в рамках дисциплины, включающее не меньше 3 отечественных и не меньше 3 зарубежных источников. В зависимости от темы может быть подготовлено и в первом, и во втором модуле, но не позже чем за две недели до экзамена. Время проверки – неделя. Внимание! В связи с изменением режима обучения с 01.11.21 по 06.11.21. изменяются сроки сдачи эссе. Все эссе должны быть подготовлены и сданы не позднее 08.11.21 (включительно, до полуночи!) - но эссе, подготовленные по темам 1-4, будут оцениваться, а эссе по остальным темам могут быть доработаны до дедлайна (17 ноября) с учетом знаний, полученных на следующих занятиях.
- ЭкзаменПреподаватель вправе освободить от прохождения экзамена студентов, с выставлением им оценки по промежуточной аттестации, соответствующей накопленной оценке без учёта веса экзамена, в случае если накопленная оценка студента равна или превышает 8 баллов; в таком случае ему может быть выставлена в ведомость оценка «отлично» (8) – независимо от значения балла по текущей оценке. Внимание! Используется арифметическое округление начиная с 7,70, которое превращается в 8. Принимается во внимание округление до второго разряда после запятой: 7,69 округляться до 7,70 и затем до 8 не будет! Во всех остальных случаях - арифметическое (8,49 => 8; 8,50 => 9; 9,49 => 9; 9,50 => 10 и т.д.). Студент может получить накопленную 8, 9 или 10, но при всех этих условиях автоматом он все равно не получит оценку больше 8. Если студент хочет повысить оценку «отлично» (8) до 9 или 10, он должен a) прийти на устный экзамен, б) выполнить дополнительное сверхсложное задание (ДЗ), не учтенное в формуле, на оценку «дельта 9» или «дельта 10», в) использовать обе эти опции. В диплом по желанию студента/слушателя выставляется результирующая оценка по учебной дисциплине. Всем внешним слушателям, успешно прошедшим курс, выдается сертификат установленного образца.
- Факультативная самостоятельная работа1. В виде заполнения психологических опросников, относящихся к изучаемым темам психологии индивидуальности и среды. Самостоятельная работа занимает до 1 часа и оценивается, при условии полного заполнения методик, в 0,5 балла, которые прибавляются к накопленной оценке (вне формулы): 0,25*Отест1+0,25*Отест2+0,25*Оэссе+0,25*Отз 2. По согласованию с преподавателем слушатель, являющийся экспертом (т.е. работающий по специальности, имеющей отношение к психологии среды – архитектор, ландшафтный дизайнер и пр.) в одной из обсуждаемых областей, может сделать доклад до 15 минут на соответствующей лекции; доклад будет оцениваться в 1 дополнительный балл, прибавляемый к накопленной оценке: 0,25*Отест1+0,25*Отест2+0,25*Оэссе+0,25*Отз Возможна реализация обеих активностей. Накопленная оценка при всех условиях не может превышать 10 баллов.
- Контрольная работа 2По темам 6-9
- Дополнительное сверхсложное заданиеВыполняется факультативно студентами, которые хотели бы повысить свою отличную оценку 8 до 9-10 баллов. Задание выполняется за две недели до подведения итогов (2-3 дня после последнего занятия) теми студентами, которые уверенно идут к накопленной 8. Если студент по итогам обучения не получил накопленную оценку 8, то дополнительное сверхсложное задание не засчитывается, даже если оно выполнено качественно. Предлагается сделать следующую работу: выбрать тему, которая не входила в число проработанных на лекциях/семинарах или была представлена поверхностно. Представить себе, что эту тему необходимо ввести в программу. Найти не менее 5 убедительных русскоязычных или иностранных источников (учебников или статей из авторитетных журналов) и придумать оценочное средство с разработкой критериев оценивания. В случае качественного выполнения этого задания и при условии, что без него студент получит автоматом 8, по решению преподавателя ему будет поставлена оценка 9 или 10.
- Творческое задание (проект)Проект представляет собой обоснование и решение психологической прикладной задачи, связанной с использованием знаний по психологии жизненной среды. В зависимости от профессиональных интересов слушатель должен выбрать для себя максимально близкую и понятную среду, которая может быть усовершенствована. Например, это может быть создание бренда некоторого города, разработка требований к спальне детского дома, палаты больницы, коворкинга и т.д. Приблизительные темы будут предложены преподавателем, но студент может предложить и собственную тему, по согласованию с преподавателем. Проект представляет собой краткое описание практической психологической проблемы и этапов ее гипотетического решения, по схеме, отвечающей критериям оценивания.
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 2 модульОокончат=0,8*(0,25*Отест1+0,25*Отест2+0,25*Оэссе+0,25*Отз)+0,2*Оэкз
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Levine, R. (1997). The pace of life in 31 countries. American Demographics, 19(11), 20. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=f5h&AN=1302410
- Opotow, S., & Clayton, S. D. (2003). Identity and the Natural Environment : The Psychological Significance of Nature. Cambridge, Mass: The MIT Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=138631
- Valsiner, J. (2007). Gilbert Gottlieb’s theory of probabilistic epigenesis: probabilities and realities in development. Developmental Psychobiology, 49(8), 832–840. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=mdc&AN=18023002
- Шмелева, И. (2010). Проблема Взаимодействия Человека С Окружающей Средой: Области И Аспекты Психологического Исследования. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.65EBD548
Рекомендуемая дополнительная литература
- Coolen, H. (2006). The Meaning of Dwellings: an Ecological Perspective. Housing, Theory & Society, 23(4), 185–201. https://doi.org/10.1080/14036090600909469
- James G. Greeno. (1994). Gibson’s affordances. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.98E02FF6
- Samuel D. Gosling, Sei Jin Ko, Thomas Mannarelli, & Margaret E. Morris. (n.d.). PERSONALITY PROCESSES AND INDIVIDUAL DIFFERENCES A Room With a Cue: Personality Judgments Based on Offices and Bedrooms. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.6296A447