• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Культура и коммуникации

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс обязательный (Реклама и связи с общественностью)
Направление: 42.03.01. Реклама и связи с общественностью
Когда читается: 3-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 6

Программа дисциплины

Аннотация

Для освоения учебной̆ дисциплины студенты должны владеть навыками работы с компьютером и уметь логически верно и аргументированно строить письменную и устную речь. В результате освоения дисциплины студент способен проводить научные исследования в области науки о коммуникациях (базовые концепции cultural studies), дифференцировать барьеры межкультурного общения, адаптации к другим культурам и культурный̆ шок; применять стратегии культурного производства к повседневной̆ жизни
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины является овладение базовыми теоретическими и практическими подходами к культурным исследованиям с акцентированием особого внимания к пониманию средств массовой̆ информации и массовой̆ культуры
  • Целью освоения дисциплины является овладение базовыми теоретическими и практическими подходами к культурным исследованиям с акцентированием особого внимания к пониманию средств массовой̆ информации и массовой̆ культуры. Для освоения учебной̆ дисциплины студенты должны владеть навыками работы с компьютером и уметь логически верно и аргументированно строить письменную и устную речь.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает историю развития музейного дела, новые тенденции развития музейного дела
  • Знает как создавать нарратив и управлять восприятием с помощью медиа
  • Знает классификацию видов искусства, может приводит релевантные примеры
  • Знает классификацию категорий посетителей, основные инструменты исследования аудитории
  • Знает ключевые понятия, цели и задачи к изучению культуры и их применению к пониманию политических изменений
  • Знает концепции гендерного равенства, понимает и может определить гендерные стереотипы в медиа
  • Знает краткую историю искусства и фотографии в контексте культурных коммуникаций, теорию композиции.
  • Знает личностные и ситуативные детерминанты коммуникации в Интернет-среде в гендерном аспекте
  • Знает новые тенденции развития театрального дела, основы маркетинга и фандрайзинга в театре
  • Знает основные гендерные теории, понятие гендер, классификации
  • Знает основные параметры и методы культурных исследований
  • Знает основные понятия, выделяет соотношение глобального и глокального
  • Знает основные этапы формирования гендерной политики
  • Знает особенности работы над кинопроектом
  • Знает особенности телеплощадок и подходы к их развитию
  • Знает понятие идентичности, понимает культуру как характеристику идентичности
  • Знает теорию композиции, прием минус и их применение в культурных коммуникациях
  • Знает теорию форм и е применение в культурных коммуникациях
  • Знает термин визуализация искусства, знает искусство Постмодерна и тенденции виртуализации искусства
  • Знает цели и задачи социокультурных институтов, классификацию социокультурных институтов, социокультурные коллаборации
  • Знать история становления и развития субкультур и их коммуникации с доминантной культурой. Понимать значение понятий постсубкультура, субпоток, городские племена.
  • Знать не западные теории межкультурной коммуникации, различать пост и деколониальные исследования. Иметь представление о деколониальном проекте, теоретических и идеологических истоки пост- и деколониальных исследований, их основные отличия
  • Знать основные теории межкультурные коммуникации и аккультурация. Кросс-культурная теория адаптации (cross-cultural adaptation theory). Культурный шок. У-образная теория (U-curve theory). Интегративная модель (integrated model). Владеть терминологией. Уметь анализировать процессы транснационализма и миграции.
  • Знать понятие межкультурной коммуникации. Различать уровни межкультурной коммуникации и формы межкультурной коммуникации.
  • Знать этапы становление межкультурных коммуникаций как области знаний. Понимать специфику исследовательской области
  • Может анализировать сексуальность как культурно-исторический феномен
  • Может выделить нормы коммуникации в соответствии с религиозными и моральными ценностями индивида.
  • Может выявить роль специалиста по коммуникациям в архитектуре
  • Может выявить феномен культурной памяти в историческом и политическом контекстах? Понимает различия феномена в российских и иностранных культурных институциях
  • Может провести анализ живописи как форму искусства, знает теорию композиции.
  • Понимать и уметь применять исследования межкультурных коммуникаций с позиций парадигмы социальных наук, интерпретативной парадигмы и критической парадигмы, cultural studies. Знать теорию четырех измерений культуры Ховстеде. Теория управления беспокойством и неопределенностью Гудикунста
  • Умеет использовать инструменты эмоционального нетворкинга в работе над культурными проектами
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Становление межкультурных коммуникаций как области знаний.
  • Тема 2. Виды и уровни межкультурной коммуникации.
  • Тема 3 Научные парадигмы в исследованиях межкультурных коммуникаций.
  • Тема 4 Межкультурные коммуникации и аккультурация.
  • Тема 5. Незападные теории межкультурной коммуникации.
  • Тема 6. Теоретико - методологические подходы к изучению субкультур.
  • Глобализация и культура
  • Религия, мораль, ценности
  • Культура и власть
  • Культурная память
  • Виды и формы искусства
  • Социокультурные институты
  • Сторителлинг: как создавать нарратив и управлять восприятием с помощью разных медиа. Примеры и обсуждение европейских и российских кейсов.
  • Музей как форма коммуникации.
  • Исследование посетителей̆ в музее.
  • Театр как форма коммуникации
  • Тема 19. Телевидение как форма коммуникации
  • Кино как форма коммуникации
  • Живопись как форма коммуникации
  • Генеалогия сексуальности.
  • Архитектура как форма коммуникации
  • Гендер и культура.
  • Скульптура как форма коммуникации
  • Человек и культура
  • Современное искусство и фотография
  • Культура и идентичность. Культурные коды.
  • Музыка как форма коммуникации
  • Гендер и медиа
  • Виртуализация искусства
  • Тема 32. Виртуальный̆ мир и гендер.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий работа на семинаре
    средняя оценка за выступления на семинарах по заданным темам, участие в дискуссиях.
  • неблокирующий домашнее задание
  • неблокирующий экзамен
  • неблокирующий работа на семинаре
    средняя оценка за выступления на семинарах по заданным темам, участие в дискуссиях
  • неблокирующий Эссе
    Средняя арифметическая оценка за эссе (8 эссе)
  • неблокирующий Практическое задание
    Средняя арифметическая оценка за индивидуальные проекты (3 проекта)
  • неблокирующий Групповой проект
    Задание: Разделитесь по группам по 4 человека. Проанализируйте постоянную выставку Еврейского музея, используя методы динамичных и статичных исследований посетителей в зале, метод «тайный посетитель» для исследования поведения сотрудников, а также интервью с посетителями, завершившими просмотр. Перед походом в музей у вас на руках будут –– 1)карта экспозиции в нескольких экземплярах, 2) бланки с необходимой информацией для аналитики от музея. Необходимо провести аналитику с включением следующих элементов: - Тепловая карта экспозиции. Отметить самые популярные и наименее популярные экспонаты –– каково медианное время, проведенное зрителем перед такими экспонатами? Как зрители с ними взаимодействуют? Определите основные маршруты, точки остановок и ускорения. - Эргономика выставки и навигация в здании. Насколько посетителям удобно пользоваться пространством экспозиции? Какие залы/экспонаты посещаются, а какие не заметны? Удобно ли зрителям читать экспликации? Запускать интерактивные объекты? Находятся ли сразу важные элементы в здании? - Зрительский опыт. Определите основные типы «опытов», переживаемых зрителями во время визита: визуальный, коммуникационный, аудиальный и т.д. Что зрители делают во время просмотра –– говорят ли между собой? Взаимодействуют ли со смотрителями? Фотографируют ли? (При проведении интервью) Каковы были их ожидания перед просмотром? - Штат музея. Проанализируйте, как выполняют свою работу те или иные сотрудники музея, согласно информации в бланке. (при проведении метода «Тайный покупатель»). Аналитику необходимо презентовать в виде презентации ppt на экзамене, а также включить свои рекомендации по результатам исследования.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.2 * работа на семинаре + 0.3 * Групповой проект + 0.3 * Эссе + 0.2 * Практическое задание
  • 2022/2023 учебный год 1 модуль
    0.5 * работа на семинаре + 0.5 * домашнее задание + 0 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Gray, A. (2003). Research Practice for Cultural Studies : Ethnographic Methods and Lived Cultures. London: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=251407
  • Warren, T. L. (2017). Cross-cultural Communication : Perspectives in Theory and Practice. Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1480963
  • Warren, T.L. Cross-Cultural Communication: Perspectives in Theory and Practice / Thomas L. Warren. – Oxon; New York: Routledge: Taylor & Francis Group, 2017. – (Baywood's Technical Communications Series / ser. ed.: Charles H. Sides). – Текст: электронный // DB ProQuest Ebook Central (ebrary) [сайт].
  • КАШИНА МАРИНА АЛЕКСАНДРОВНА. (2010). Гендер Для «Чайников» / Под Ред. Ирины Тартаковской И Людмилы Попковой. М.: Фонд Им. Генриха Белля: Просветительско-Издательский Центр «Звенья», 2006. 264 С. Isbn 978-5-7870-0097-9. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.CE7BDD4C
  • Садохин, А.П. История мировой культуры: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / А.П. Садохин, Т.Г. Грушевицкая. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 975 с. — (Серия «Cogito ergo sum»). - ISBN 978-5-238-01847-8. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028487
  • Таратухина Ю. В., Цыганова Л. А. - МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ. СЕМИОТИЧЕСКИЙ ПОДХОД. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 199с. - ISBN: 978-5-534-08259-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/mezhkulturnaya-kommunikaciya-semioticheskiy-podhod-424712
  • Тлостанова, М. (2013). Постконтинентальная Философия: Пост- И Неометафизический Поворот.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • ÇAĞLAR DEMİR. (2017). Understandi̇ng Susan Bordo and Her Work; Unbearable Wei̇ght :Femi̇ni̇sm, Western Culture, Body. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B9AB2DD
  • Duncombe, S. (2007). (From) Cultural resistance to community development. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.186335B1
  • Hooper-Greenhill, E. (1994). Museums and Their Visitors. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=83154
  • Ingold, T. (2010). Ways of mind-walking: reading, writing, painting. Visual Studies, 25(1), 15–23. https://doi.org/10.1080/14725861003606712
  • Krznaric, R. (2014). Empathy : Why It Matters, and How to Get It. New York: TarcherPerigee. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1128455
  • Questions of Cultural Identity : SAGE Publications, edited by Stuart Hall, and Gay, Paul du, SAGE Publications, 1996. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=1474805.
  • Rana, J. (Jasmijn), Willemsen, M. (M. ., & Dibbits, H. C. (H. C. . (2017). Moved by the tears of others: emotion networking in the heritage sphere. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.49CA2DC4
  • Smith, A. M. (1999). STUART HALL: CRITICAL DIALOGUES IN CULTURAL STUDIES (Book). Ethnic & Racial Studies, 22(1), 206–208. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=sih&AN=1599822
  • St. Amant, K., & Sapienza, F. (2017). Culture, Communication and Cyberspace : Rethinking Technical Communication for International Online Environments (Vol. First edition). London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1551865
  • Sundén, J., & Sveningsson, M. (2012). Gender and Sexuality in Online Game Cultures : Passionate Play. New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=443928
  • Бураченко А. И. - ИСТОРИЯ ТЕАТРА И КИНО 2-е изд. Практическое пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 47с. - ISBN: 978-5-534-11592-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-teatra-i-kino-445689
  • КИМЛИКА У. (2013). Взлет И Падение Мультикультурализма?
  • Межкультурная коммуникация в информационном обществе : учебное пособие, Таратухина, Ю. В., 2019
  • ответственный редактор В. Т. Третьяков составители С. И. Сычев; при участии Е. С. Полиевской, Г. А. Шевелева, В. Л. Шохиной - Телевидение: Теория, история, практика: 1958–2017: библиографический указатель - Издательство "Аспект Пресс" - 2018 - ISBN: 978–5–7567–1000–7 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/122997
  • Таратухина Ю.В. Межкультурная коммуникация в информационном обществе / Ю.В. Таратухина, Л.А. Цыганова, Д.Э. Ткаленко. - Москва : ВШЭ, 2019. - 99 с. - ISBN 978-5-7598-1783-3. - URL: https://ibooks.ru/bookshelf/362093/reading (дата обращения: 12.10.2020). - Текст: электронный.
  • Тлостанова, М. (2011). Деколониальность Знания И Преодоление Дисциплинарного Декаданса.
  • Тлостанова, М. (2011). Неевропейская Гендерная Философия В Контексте Межкультурного Диалога.