• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2021/2022

Мастер-классы приглашенных преподавателей

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 45.04.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Когда читается: 2-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Русский как иностранный во взаимодействии языков и культур
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 24

Программа дисциплины

Аннотация

Курс знакомит студентов с основными сведениями об особенностях преподавания РКИ, систематизирует знания об области применения профессиональных знаний в России и за рубежом, тренирует умения и формирует навыки обучения русскому языку «нестандартных» студентов, готовит магистров к будущей профессиональной деятельности.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Профессиональная задача №1: создание методических пособий по русской фонетике, лексике, грамматике, синтаксису и стилистике для разных категорий студентов, в том числе с применением новых информационных технологий и методов;
  • Целью курса «Мастер-классы приглашенных преподавателей» является подготовка магистров к будущей профессиональной деятельности, знакомство со специалистами и профессиональными задачами в лингводидактике, методике, преподавании.
  • Профессиональная задача №2: обучение русскому языку «нестандартных» студентов (носителей «домашнего русского», детей-билингвов и пр.)
  • Профессиональная задача №3: разработка тестов и методических рекомендаций для изучения русского как неродного, знакомство с требованиями тестирования ТРКИ и других принятых тестовых систем (CEFR, ACTFL, etc.)
  • Профессиональная задача №4: академическая карьера в России или за рубежом, в частности, поступление в аспирантуру или докторантуру, подготовка публикаций международного уровня и пр.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент знает базис для обучения академическому письму
  • Студент знает об ограничениях в обучении академическому письму
  • Студент знает, как подготовить свои методические разработки для начала работы над их публикацией
  • Студент знаком с игровыми методами в преподавании языка
  • Студент знакомится с актуальными методиками преподавания РКИ в мультиязычных группах.
  • Студент имеет представление о базовых требованиях к разработке учебников
  • Студент может провести занятие РКИ с включением игр
  • Студент может провести оценочный анализ приложения и программы
  • Студент может провести урок академического письма по плану
  • Студент может разработать урок с включением программ или приложений РКИ
  • Студент познакомиться с актуальным состоянием электронного рынка РКИ
  • Студент умеет искать и критически анализировать современные учебники РКИ
  • знает требования к тестированиям и тесторам (по системе ТРКИ и альтернативным системам)
  • проводит тестирование по разным аспектам языковой деятельности
  • Студент владеет лингвистической терминологией в области русской грамматики
  • Студент знает о классификации корпусов в современной русистике
  • Студент знает о принципах создания лексических минимумов
  • Студент знает рекомендуемые пособия, которые может использовать в работе
  • Студент знает трудные аспекты грамматики, которые надо особенно объяснять на занятии
  • Студент может использовать корпусные данные для подготовки урока
  • Студент может осознанно отбирать лексический материал для занятий
  • Студент может работать в основных корпусах русского языка (НКРЯ) и в экселе
  • Студент представляет разнообразие образовательных мероприятий, которые могут быть проведены в области РКИ
  • Студенты понимают специфику преподавания в летних школах и на интенсивных курсах
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Современные методы и технологии преподавания РКИ в смешанных группах
  • Тема 2. Обучение академическому письму иностранных учащихся РКИ
  • Трудные аспекты преподавания лексики в практике РКИ
  • Тема 3. Разработка качественного учебника: что нужно и чего нельзя
  • Организация и проведение специальных мероприятий РКИ
  • Тема 4.Современные приложения и программы для обучения РКИ
  • Корпусное преподавание РКИ
  • Тема 5. Методики игрового обучения РКИ
  • Аспекты русской грамматики с точки зрения лингвистики и лингводидактики
  • Современные методики тестирования по РКИ
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Критическое эссе по анализу мастер-класса
  • неблокирующий Работа на занятиях: участие в дискуссиях и разборе кейсов
  • неблокирующий Письменный анализ выбранного мастер-класса
    Анализ с точки зрения его содержания и применимости предложенных методов в собственной профессиональной деятельности. Экзамен за курс проводится в письменной форме (творческое эссе). Прокторинг на экзамене не предусмотрен. Тексты творческих эссе должны быть высланы на электронный адрес преподавателя курса не позднее 23:59 в среду, 10 июня. Студентам разрешено пользоваться любыми доступными материалами (слайдами с мастер классов, конспектами и пр.) как при выборе темы для эссе, так и при его написании.
  • неблокирующий План эссе
  • неблокирующий Академическое эссе по темам мастер-классов
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2020/2021 учебный год 3 модуль
    0.2 * Письменный анализ выбранного мастер-класса + 0.5 * Критическое эссе по анализу мастер-класса + 0.3 * Работа на занятиях: участие в дискуссиях и разборе кейсов
  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
    0.3 * План эссе + 0.7 * Академическое эссе по темам мастер-классов
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Romanov, Y., & Snegurova, T. A. (2017). Intercultural Communication and Teaching Russian to International Students at Language Summer Courses ; Межкультурная коммуникация и преподавание русского языка иностранным студентам на летних языковых курсах. https://doi.org/10.15507/1991-9468.088.021.201703.371-384
  • Арефьев А. Л. ; Под ред. Осипова Г.В. - СОЦИОЛОГИЯ ЯЗЫКА. РУССКИЙ ЯЗЫК. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ В МИРЕ 2-е изд., пер. и доп. Монография - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 301с. - ISBN: 978-5-534-10791-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sociologiya-yazyka-russkiy-yazyk-sovremennoe-sostoyanie-i-tendencii-rasprostraneniya-v-mire-431524
  • Добрушина Н. Р., & Левинзон А. И. (2006). Информационные Технологии В Гуманитарном Образовании: Национальный Корпус Русского Языка. Вопросы Образования // Educational Studies, 4, 163.
  • Кто?Где?Когда?Русская грамматика в картинках для начинающих., Малышев, Г.Г.,
  • Маркина, Е. (2011). О соотношении понятий «лексический минимум» и «учебный словарь» в методике преподавания русского языка как иностранного. Известия Российского Государственного Педагогического Университета Им. А.И. Герцена, 129.
  • Ольховская Александра Игоревна. (2019). Корпусное Преподавание Русского Языка. Vestnik Tomskogo Gosudarstvennogo Pedagogičeskogo Universiteta, 2, 98–107. https://doi.org/10.23951/1609-624X-2019-2-98-107
  • Русская грамматика в таблицах и схемах : справ. пособие для иностр. учащихся : учеб. пособие для вузов, Новикова, Н. С., 2015
  • Рябушкина С. В. (2015). Русский язык : практикум по правописанию. Директ-Медиа.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Абрамова М. В. - РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ. ПЕДАГОГИКА. ПРАКТИКУМ. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 181с. - ISBN: 978-5-534-06779-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/russkiy-yazyk-kak-inostrannyy-pedagogika-praktikum-442107
  • Кувшинская Ю. М., Зевахина Н. А., Ахапкина Я. Э., Гордиенко Е. И. ; Под ред. Кувшинской Ю.М. - АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПИСЬМО. ОТ ИССЛЕДОВАНИЯ К ТЕКСТУ. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 284с. - ISBN: 978-5-534-08297-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/akademicheskoe-pismo-ot-issledovaniya-k-tekstu-424762