• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2021/2022

Цифровые гуманитарные науки

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс обязательный (Цифровые методы в гуманитарных науках)
Направление: 45.04.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Цифровые методы в гуманитарных науках
Язык: русский
Кредиты: 10
Контактные часы: 64

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Цифровые гуманитарные науки» читается на 1-ом курсе магистерской программы «Цифровые методы в гуманитарных науках» с 1-ого по 4-ый модуль. Для успешного освоения дисциплины студент должен быть уверенным пользователем ПК на уровне продвинутого пользователя, владеть английским в достаточной мере для чтения современных научных статей и монографий, а также не испытывать природного отвращения к статистике и количественным методам в гуманитарной науке. Знания, умения и навыки, полученные на курсе, в дальнейшем могут быть применены при написании КР и ВКР, участии в ПИС и в дальнейшей профессиональной деятельности.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель курса — познакомить студентов с новыми исследовательскими подходами и задачами в литературоведении, истории, культурологии, философии и других науках гуманитарного цикла, базирующимися на применении методов компьютерной обработки текста, анализа и визуализации данных в гуманитарных областях. Эти методы включают в себя создание и анализ корпусов текстов, построение статистических моделей, работу с большими данными, формализацию параметров текста, электронное картографирование и т.п. Указанные методы широко используются в современной гуманитарной науке. Задача курса состоит в том, чтобы показать потенциал цифровых методов в гуманитарных исследованиях и снабдить студентов практическими навыками их применения. Также часть курса будет посвящена различным методам цифрового сохранения и репрезентации культурных объектов в современной медиа-среде. Сюда относятся цифровая публикация культурно-значимых текстов, теория и практика электронных семантических изданий, аудиовизуальные технологии и дополненная реальность в музейном деле, основы 3D-моделирования.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализировать основные источники получения культурно-значимых текстов в цифровой форме; Знаком(а) с принципами построения современных цифровых изданий художественной литературы
  • Воспроизводить базовые методы корпусного поиска и корпусного анализа, получил опыт их практического применения на корпусах; Познакомился возможностями современных инструментов автоматической обработки текстов; Знаком(а) и критически осмыслил(а) идею «дальнего чтения» (Distant Reading) Франко Моретти
  • Воспроизводить информацию о типах цифровых изображений (растровые, векторные) и их устройстве. Понимает принципы работы алгоритмов компьютерного зрения, применяемых для массового анализа цифровых изображений. Может сформулировать общую идею «культурной аналитики»
  • Воспроизводить историю и конкретные примеры использования технологий 3D-моделирования в цифровых гуманитарных исследованиях и проектах по сохранению культурного наследия; Владеть основами 3D- моделирования, может создать несложную 3D- модель.
  • Воспроизводить основные термины и понятия картографии и пространственного анализа, типы геоданных. Владеет простейшими средствами электронной георазметки (напр., geojson)
  • Воспроизводить основные технологии, применяемые в сфере культуры, в учреждениях культуры, в музеях.
  • Воспроизводить основы теории графов и применения сетевого анализа; осознает математический смысл сетевых метрик центральности, принципов кластеризации графа Владеет программными инструментами и библиотеками для сетевого анализа, может выполнять его самостоятельно
  • Воспроизводить сведения о действующих на момент проведения курса открытых электронных базах знаний; обладает навыками поиска в таких базах, в т.ч. с использованием специального языка запросов SPARQL
  • Воспроизводить спектор взглядов современной академической среды на то, чем являются и являются Digital Humanities. Может сформулировать собственное определение и критерии разграничения дисциплин(ы).
  • Воспроизводить типы научных моделей, применяемыми в цифровых гуманитарных исследованиях Владеет основами онтологического моделирования, может построить онтологию для определенной сферы гуманитарного знания.
  • Применять принципы измерения метрики Delta и других аналогичных метрик стилеметрии; Умеет пользоваться инструментами стилеметрии, самостоятельно осуществлять стилеметрические анализ
  • Применять принципы работы алгоритмов тематического моделирования; Владеет инструментами теаматического моделирования, может осуществить тематическое моделирование корпуса текстов самостоятельно
  • Применять работу с форматами XML, HTML, понимать их предназначение; Может создать корректный XML-документ, оценить его валидность относительно заданной XML-схемы
  • Применять технологический процесс офицровки текста, знаком с принципами работы систем оптического распознавания (OCR), умеет использовать готовые инструменты для OCR
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Что такое цифровые гуманитарные науки (Digital Humanities) и существуют ли они.
  • Тема 2. Корпусные методы вне лингвистики: что и зачем считать в тексте; text mining и distant reading в гуманитарных областях
  • Тема 3. Стилеметрия.
  • Тема 4. Тематическое моделирование
  • Тема 5. Корпуса, библиотеки, цифровые издания: хранение и представление культурно-значимых текстов в электронном виде.
  • Тема 6 Первичная оцифровка текстов: технологии и методы.
  • Тема 7. Структурированная машиночитаемая разметка текста.
  • Тема 8. Построение моделей для цифровых гуманитарных исследований.
  • Тема 9. Геоинформационные системы.
  • Тема 10. Геоинформационные системы.
  • Тема 11. Сетевой анализ в гуманитарных науках.
  • Тема 12. Информационные технологии в музейной сфере.
  • Анализ изображений в цифровых гуманитарных исследованиях и «культурная аналитика».
  • Тема 14. 3D-моделирование объектов культурного наследия.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашние задания
  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в устной форме сдачи проекта. Экзамен проводится на платформе MS Teams (https://teams.microsoft.com/l/team/19%3a518f054c2f2e42dd8dc64df8f8ce0556%40thread.tacv2/conversations?groupId=4587aa95-4885-4aa8-9c72-ae3b13af8aef&tenantId=21f26c24-0793-4b07-a73d-563cd2ec235f). К экзамену необходимо подключиться за 10 минут до начала. К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка MS Teams. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.45 * Экзамен + 0.1 * Активность на семинарах + 0.45 * Домашние задания
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Bod, R. 1965-author. (2014). A New History of the Humanities : The Search for Principles and Patterns From Antiquity to the Present. Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=683846
  • Lev Manovich. (2016). The Science of Culture? Social Computing, Digital Humanities and Cultural Analytics. Journal of Cultural Analytics. https://doi.org/10.31235/osf.io/b2y79
  • Schreibman, S., Siemens, R. G., & Unsworth, J. (2004). A Companion to Digital Humanities. Malden, MA: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=231516

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Hoover, D. L., O’Halloran, K., & Culpeper, J. (2014). Digital Literary Studies : Corpus Approaches to Poetry, Prose, and Drama. New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=697081
  • Manovich, L. (2013). Software Takes Command. London: Bloomsbury Academic. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=602510