Магистратура
2021/2022
Проектно-исследовательский семинар
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Русский как иностранный во взаимодействии языков и культур)
Направление:
45.04.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Кто читает:
Школа лингвистики
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
2-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Власова Екатерина Александровна,
Выренкова Анастасия Сергеевна,
Еремина Ольга Сергеевна,
Культепина Ольга Александровна,
Леонтьева Анна Леонидовна,
Попова Дарья Павловна,
Рахилина Екатерина Владимировна,
Шнитке Екатерина Леонидовна
Прогр. обучения:
Русский как иностранный во взаимодействии языков и культур
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
56
Программа дисциплины
Аннотация
Курс знакомит студентов с различными методами и инструментами исследования в лингвистической и смежных областях, систематизирует знания о статистических и качественных методах анализа лингвистических данных, тренирует умения организовывать работу в командном научно-практическом проекте и формирует навыки написания определенных текстов научного дискурса, готовит к выполнению профессиональных обязанностей в сфере лингвистики.
Цель освоения дисциплины
- Целью «Проектно-исследовательского семинара» является подготовка магистров направления «Русский язык как иностранный во взаимодействии языков и культур» к самостоятельной научно-исследовательской, научно-педагогической и проектно-организационной работе.
- дать практический опыт работы в научно-академическом проекте (междисциплинарном/узкоспециализированном)
- освоить различные методы и инструменты исследования в лингвистической и смежных областях
- познакомить с основными принципами этической научной работы
Планируемые результаты обучения
- Студент разбирается в базовой архитектуре лингвистического корпуса и умеет работать с русскоязычным корпусом НКРЯ
- Студент умеет выстроить стратегию проекта, распределить задачи между участниками проекта, наладить коммуникацию оффлайн и онлайн
- Студент умеет организовать свою научно-исследовательскую деятельность и связать научную деятельность и практический результат.
- Студент умеет построить дизайн лингвистического эксперимента, может обеспечить условия для его проведения и проанализировать результаты.
- визуализирует лингвистические данные
- владеет инструментами организации виртуальной коллаборативной работы (облачные сервисы, work-space)
- владеет навыками научной презентации результатов работы
- владеет основными методами лингвистического исследования
- выбирает релевантный метод сравнения значимости выборок
- знает базовые принципы лингвистического исследования
- знает базовые статистические и качественные методы анализа лингвистических данных
- знает возможности академического рынка РФ и зарубежья
- знает возможности грантовой поддержки проекта
- знает основные базы журналов/конференций для исследователей гуманитарного профиля
- знает основные методы лингвистических и лингводидактических описаний
- находит самостоятельно площадки для презентации результатов работы и повышения своего профессионального уровня (конференции, семинары, воркшопы, выездные школы и пр.)
- организует работу в командном научно-практическом проекте
- пишет определенные тексты научного дискурса (тезисы для конференций, научная статья в журнал)
- пишет тезисы для конференции в конференц-системе
- подготавливает базу (теоретическую и материальную) для исследования
- подготавливает дизайн эксперимента
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Организация работы в научно-исследовательском проекте
- Работа в научно-практическом проекте (начало)
- Тема 2. Методология исследования: лингвистический эксперимент
- Работа в научно-практическом проекте (продолжение)
- Тема 3. Методология исследования: работа с корпусными данными.
- Работа в научно-практическом проекте (окончание)
- Тема 4. Работа в проекте.
- Базовые статистические методы анализа данных
- Подготовка научного текста
- Презентация результатов лингвистического исследования
- Научная академическая карьера в РФ и за рубежом
Элементы контроля
- Презентация плана проекта
- Первый промежуточный отчет (зимний) о проделанной работе
- Второй промежуточный отчет (весенний) о проделанной работе
- Презентация проекта в формате демо-сессииЭкзамен за курс проводится в устной форме (презентации проектов). Прокторинг на экзамене не предусмотрен. Перед экзаменом студентам необходимо убедиться, что во время экзамена у них будет доступ в интернет и к платформе Zoom. Так как проекты групповые и каждый проект защищают несколько студентов, при отсутствии у кого-либо из проектной группы технических возможностей для участия в защите допускается передача таким студентом своей части выступления другим участникам проектной группы при условии равноправного участия в подготовке презентации и в проекте в целом. Студенту с ограниченными техническими возможностями необходимо сообщить преподавателю курса о возникших ограничениях. Студентам разрешено пользоваться любыми доступными материалами как при подготовке проекта, так и для презентации по его защите.
- peer-viewing
- научный текст
- экзамен (презентация)
Промежуточная аттестация
- 2020/2021 учебный год 4 модуль0.25 * Второй промежуточный отчет (весенний) о проделанной работе + 0.25 * Презентация проекта в формате демо-сессии + 0.25 * Первый промежуточный отчет (зимний) о проделанной работе + 0.25 * Презентация плана проекта
- 2021/2022 учебный год 3 модуль0.5 * экзамен (презентация) + 0.5 * peer-viewing
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Научная деятельность студентов: системный анализ : монография / В.В. Байлук. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 145 с. — (Научная мысль). — www.dx.doi.org/10.12737/monography_5a66e4bb1b0ef9.56606696. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/948030
- Научная деятельность студентов: системный анализ : монография / В.В. Байлук. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 145 с. — (Научная мысль). — www.dx.doi.org/10.12737/monography_5a66e4bb1b0ef9.56606696. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1029688
- Радаев, В.В. Как организовать и представить исследовательский проект. 75 простых правил / В.В. Радаев ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономки». — 2-е изд. (эл.). — Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf: 204 с.). — Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — Систем. требования: Adobe Reader XI , либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10'. - ISBN 978-5-7598-1469-6. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1040849 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1040849
Рекомендуемая дополнительная литература
- Кувшинская Ю. М., Зевахина Н. А., Ахапкина Я. Э., Гордиенко Е. И. ; Под ред. Кувшинской Ю.М. - АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПИСЬМО. ОТ ИССЛЕДОВАНИЯ К ТЕКСТУ. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 284с. - ISBN: 978-5-534-08297-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/akademicheskoe-pismo-ot-issledovaniya-k-tekstu-424762
- Москвин С. Н. - УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 139с. - ISBN: 978-5-534-11817-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/upravlenie-proektami-v-sfere-obrazovaniya-446191