Бакалавриат
2021/2022
Эффективный медиатекст
Статус:
Курс по выбору (Журналистика)
Направление:
42.03.02. Журналистика
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
4-й курс, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Дзялошинский Иосиф Михайлович
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
38
Программа дисциплины
Аннотация
В современном мире в результате стремительного роста научно-технического про-гресса, а также в результате экспансии средств массовой информации во все области жизне-деятельности человека и общества наблюдается и лавинообразное нарастание количества текстов разных типов. В ХХ веке появилось и получило широкое распространение понятие «медиатекст», которое используется для описания различных видов коммуникации в сфере искусства и СМИ. Учебная дисциплина «Эффективный медиатекст» предназначена для по-лучения базовых представлений о процессах функционирования различных типов текстов, создаваемых или размещаемых в современных медиа.
Цель освоения дисциплины
- Познакомиться с теоретическими исследованиями текстов.
- Изучить роль текстов в формировании внутреннего мира и жизненного пространства современного человека.
- Усвоить особенности различных типов медиатекстов.
- Изучить деятельности по созданию медиатекста, ее механизмы, этапы, используемые технологии и пр.
- Ознакомиться с теориями эффективности текста и факторами эффективности.
- Усвоить организационные и этические принципы формирования и использования эффективного медиатекста.
Планируемые результаты обучения
- Владеет методами измерения медиаэффективности.
- Выявляет объективные факторы и субъективные помехи, снижающие эффективность медиатекстов.
- Выявляет средства и технологии воздействия на сознание и поведение аудитории.
- Знает и понимает особенности применения категории «эффективность» по отношению к медиа в целом и медиатексту в частности.
- Определяет основные типы медиатекстов.
- Определяет основные факторы, влияющие на эффективность медиатекстов.
- Определяет способы сознательного искажения картины действительности, используемые автором медиатекста.
- Определяет тип метасистемы, в рамках которой создан тот или иной текст.
- Определяет функциональные особенности различных типов текстов.
- Определяет целевую установку автора медиатекста.
- Понимает основные особенности метасистемы массовой коммуникации и требования, которые эта метасистема предъявляет к текстам.
- Понимает связь между категориями «жизненный мир», «личностный мир», «информационно-коммуникационный универсум» и умеет ими пользоваться при анализе практических ситуаций, связанных с использованием различных типов текстов.
- Разбирается в различных отечественных и зарубежных теориях, посвященных тексту как инструменту общения и воздействия на сознание и поведение людей.
- Способен определить степень соответствия используемого медиатекста конкретной коммуникативной ситуации.
- Умеет по обратной связи определить качество восприятия и понимания конкретного медиатекста.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Теоретические подходы к пониманию текста.
- Тема 2. Антропология текста.
- Тема 3. Массовая коммуникация как метасистема функционирования медиа-текстов.
- Тема 4. Журналистика как деятельность по производству медиатекстов.
- Тема 5. Типологические модели медиатекстов.
- Тема 6. Восприятие и понимание медиатекстов массовой аудиторией.
- Тема 7. Медиатекст в системе управления сознанием и поведением аудитории.
- Тема 8. Эффективность медиатекстов как теоретическая и практическая проблема.
- Тема 9. Основные факторы повышения эффективности медиатекстов.
Элементы контроля
- Письменный экзаменПодробные критерии оценивания смотрите в прикрепленном файле, в разделе примеров заданий.
- Контрольная работаПодробные критерии оценивания смотрите в прикрепленном файле, в разделе примеров заданий.
- Активность
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 3 модуль0.3 * Контрольная работа + 0.5 * Письменный экзамен + 0.2 * Активность
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Дзялошинский И. М., Пильгун М. А. - СОВРЕМЕННЫЙ МЕДИАТЕКСТ. ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 345с. - ISBN: 978-5-534-11621-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sovremennyy-mediatekst-osobennosti-sozdaniya-i-funkcionirovaniya-456679
Рекомендуемая дополнительная литература
- Дзялошинский, И. М. Современное медиапространство России : учебное пособие / И. М. Дзялошинский. — Москва : Аспект Пресс, 2017. — 312 с. — ISBN 978-5-7567-0890-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/97220 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.