• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Эффективный медиатекст

Статус: Курс по выбору (Журналистика)
Направление: 42.03.02. Журналистика
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 4-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели: Дзялошинский Иосиф Михайлович
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 38

Программа дисциплины

Аннотация

В современном мире в результате стремительного роста научно-технического про-гресса, а также в результате экспансии средств массовой информации во все области жизне-деятельности человека и общества наблюдается и лавинообразное нарастание количества текстов разных типов. В ХХ веке появилось и получило широкое распространение понятие «медиатекст», которое используется для описания различных видов коммуникации в сфере искусства и СМИ. Учебная дисциплина «Эффективный медиатекст» предназначена для по-лучения базовых представлений о процессах функционирования различных типов текстов, создаваемых или размещаемых в современных медиа.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Познакомиться с теоретическими исследованиями текстов.
  • Изучить роль текстов в формировании внутреннего мира и жизненного пространства современного человека.
  • Усвоить особенности различных типов медиатекстов.
  • Изучить деятельности по созданию медиатекста, ее механизмы, этапы, используемые технологии и пр.
  • Ознакомиться с теориями эффективности текста и факторами эффективности.
  • Усвоить организационные и этические принципы формирования и использования эффективного медиатекста.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет методами измерения медиаэффективности.
  • Выявляет объективные факторы и субъективные помехи, снижающие эффективность медиатекстов.
  • Выявляет средства и технологии воздействия на сознание и поведение аудитории.
  • Знает и понимает особенности применения категории «эффективность» по отношению к медиа в целом и медиатексту в частности.
  • Определяет основные типы медиатекстов.
  • Определяет основные факторы, влияющие на эффективность медиатекстов.
  • Определяет способы сознательного искажения картины действительности, используемые автором медиатекста.
  • Определяет тип метасистемы, в рамках которой создан тот или иной текст.
  • Определяет функциональные особенности различных типов текстов.
  • Определяет целевую установку автора медиатекста.
  • Понимает основные особенности метасистемы массовой коммуникации и требования, которые эта метасистема предъявляет к текстам.
  • Понимает связь между категориями «жизненный мир», «личностный мир», «информационно-коммуникационный универсум» и умеет ими пользоваться при анализе практических ситуаций, связанных с использованием различных типов текстов.
  • Разбирается в различных отечественных и зарубежных теориях, посвященных тексту как инструменту общения и воздействия на сознание и поведение людей.
  • Способен определить степень соответствия используемого медиатекста конкретной коммуникативной ситуации.
  • Умеет по обратной связи определить качество восприятия и понимания конкретного медиатекста.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Теоретические подходы к пониманию текста.
  • Тема 2. Антропология текста.
  • Тема 3. Массовая коммуникация как метасистема функционирования медиа-текстов.
  • Тема 4. Журналистика как деятельность по производству медиатекстов.
  • Тема 5. Типологические модели медиатекстов.
  • Тема 6. Восприятие и понимание медиатекстов массовой аудиторией.
  • Тема 7. Медиатекст в системе управления сознанием и поведением аудитории.
  • Тема 8. Эффективность медиатекстов как теоретическая и практическая проблема.
  • Тема 9. Основные факторы повышения эффективности медиатекстов.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Письменный экзамен
    Подробные критерии оценивания смотрите в прикрепленном файле, в разделе примеров заданий.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Подробные критерии оценивания смотрите в прикрепленном файле, в разделе примеров заданий.
  • неблокирующий Активность
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
    0.3 * Контрольная работа + 0.5 * Письменный экзамен + 0.2 * Активность
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Дзялошинский И. М., Пильгун М. А. - СОВРЕМЕННЫЙ МЕДИАТЕКСТ. ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 345с. - ISBN: 978-5-534-11621-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sovremennyy-mediatekst-osobennosti-sozdaniya-i-funkcionirovaniya-456679

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Дзялошинский, И. М. Современное медиапространство России : учебное пособие / И. М. Дзялошинский. — Москва : Аспект Пресс, 2017. — 312 с. — ISBN 978-5-7567-0890-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/97220 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.