• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

История экономических учений

Статус: Курс обязательный (Экономика)
Направление: 38.03.01. Экономика
Когда читается: 2-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 60

Программа дисциплины

Аннотация

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: Экономическая история, Микроэкономика, Макроэкономика, Философия. Для освоения учебной дисциплины студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: владеть базовыми понятиями микро- и макроэкономики; иметь представление об основных этапах развития экономики и типах экономических систем; иметь представление об основах философии науки; иметь навыки грамотного и логичного построения устной и письменной речи. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при подготовке курсовых работ и ВКР.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • расширение профессионального и общего интеллектуального кругозора студентов, формирование культуры критического мышления, способности к обобщению и анализу профессиональной информации
  • формирование у студентов представлений о факторах и условиях развития экономических знаний, закономерностях эволюции и смены основных школ в экономической науке, общественной роли экономической теории
  • овладение знаниями о структуре и современном состоянии экономико-теоретического знания, философских, идеологических и этических предпосылках экономических теорий, возможностях междисциплинарного взаимодействия в области социальных и гуманитарных исследований
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные направления и тенденции эволюции современной экономической мысли, понимает исторические истоки ее разнообразия и разделения на мейнстрим и альтернативные течения; способен распознавать и критически оценивать предпосылки различных экономических теорий, их сильные и слабые стороны, сферу применимости. Знает условия и факторы формирования ведущих современных направлений экономической теории: макроэкономики, эконометрики, поведенческой и институциональной экономики.
  • Знает основные понятия, сформированные в рамках классической и марксистской политической экономии, их влияние на последующее развитие экономической науки и практики, понимает их философские, идеологические и этические предпосылки, способен распознавать и критически оценивать особенности и области применения соответствующих теоретических идей и экономико-политических установок.
  • Знает основные стадии развития отечественной экономической мысли, ее международные взаимосвязи и вклад ее ведущих представителей в мировую экономическую науку; понимает специфику советского периода в истории отечественной экономической науки.
  • Знает основные типологические различия в структуре экономического знания, условия и причины научных революций в истории экономической мысли, прослеживает взаимосвязи между философскими предпосылками, теоретическими концепциями и практическими задачами экономической науки, понимает роль междисциплинарных связей в развитии экономической мысли; знает идейные истоки и предпосылки современной микроэкономики.
  • Знает социальные условия и культурный контекст формирования экономики как науки, факторы и основные этапы развития экономических знаний, специфику экономической мысли в докапиталистических обществах
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Предыстория экономической науки_
  • Тема 2. Классическая политическая экономия и марксизм
  • Тема 3. Два канона в истории экономической науки, маржинализм и историческая школа
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Оценки за работу на семинарских занятиях
  • неблокирующий Оценка за реферат
    Темы рефератов объявляются не позднее, чем в последнюю неделю февраля. Готовые рефераты должны быть сданы преподавателю в распечатанном виде не позднее последнего апрельского занятия по данному курсу.
  • неблокирующий Оценка за экзамен
    Правила проведения экзамена по предмету «История экономических учений» 1.1 Экзамен проводится в устной форме на платформах ZOOM и TEAMS, в зависимости от группы. К экзамену необходимо подключиться за 5 минут до срока, указанного в графике проведения сессии, размещенном на сайте. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона 1.2 Студент обязан обеспечить необходимые условия для работы ZOOM или TEAMS, соответственно:(а) достаточный уровень освещенности;(б) низкий уровень шума; (в) отсутствие помех передаче видео и аудио сигнала (устойчивое интернет-соединение). 1.3 Студент обязан использовать для идентификации оригинал документа, удостоверяющего его личность – паспорт. 1.4 Во время экзамена студент не покидает зону видимости веб-камерой, не отключает микрофон и не снижает его уровень чувствительности к звуку. 1.5 Студент не имеет права: • привлекать помощь третьих лиц во время проведения экзамена. • предоставлять доступ к компьютеру посторонним лицам во время проведения экзамена. • вступать в разговоры с третьими лицами, использовать справочные материалы (книги, шпаргалки, записи в бумажном и электронном виде), любые гаджеты, дополнительные мониторы и компьютерную технику, кроме той, что непосредственно используется для экзамена, открывать вкладки браузера (Яндекс, Google и др.). 1.6 Студент соглашается с тем, что во время экзамена будет поводиться видеосъемка и аудиозапись экзамена; 1.7 Нарушение настоящих правил является основанием для принятия решения о прекращении экзамена и выставлении оценки «неудовлетворительно» («0» по десятибалльной шкале), вне зависимости от того, использовались они на экзамене или нет. 1.8 Результаты аттестационных испытаний объявляются студентам после завершения всех экзаменационных сессий через корпоративную электронную почту, LMS, или иные средства передачи информации. 2. Порядок проведения экзамена 2.1 Студент заходит в конференцию Zoom или Teams, указанную в расписании, указывает свое имя и фамилию, как имя пользователя (предпочтительно кириллицей). 2.2 В указанное время экзаменатор объявляет о начале экзамена, знакомит студентов с правилами проведения экзамена и определяет порядок ответов студентов. Экзамен проходит в форме собеседования. 2.3 Экзаменатор приглашает первого студента. Студент подтверждает экзаменатору свою личность с помощью паспорта. По решению экзаменатора, остальные студенты ожидают приглашения в «комнате ожидания» (“Waiting room”, or “Lobby”). 2.4 Экзаменатор предлагает студенту выбрать один вопрос из скрытого списка и демонстрирует его формулировку. Студенту не разрешается покидать зону видимости видеокамеры с момента выбора вопроса вплоть до окончания собеседования! 2.5 Каждому студенту отводится 5 мин. на подготовку ответа. 2.6 По истечении времени на подготовку студент демонстрирует преподавателю через экран план ответа на полученный вопрос. В ходе беседы преподаватель может задавать дополнительные вопросы. Во время ответа студент должен смотреть в экран; во время экзамена (включая время подготовки к ответу) камера и микрофон студента должны быть. включены. 2.7 Экзамен заканчивается после ответа всех присутствующих студентов. 3. После экзамена Записи экзаменов сохраняются в НИУ ВШЭ на длительный срок и могут быть использованы при апелляции по правилам НИУ ВШЭ. 3.1 Резервный день В случае технического сбоя оборудования или отсутствия интернета во время проведения экзамена не по вине студента, допускается повторная сдача в резервный день. При возникновении сбоя студент должен незамедлительно, в день проведения экзамена, но не позднее 23:59 по московскому времени, проинформировать учебный офис о невозможности продолжать экзамен. При подтверждении случая технического сбоя не по вине студента, допускается сдача экзамена в резервный день. Первая и вторая пересдачи проводятся в форме аналогичном формату экзамена. Пересдачи проводятся на основе заданий, соответствующим заданиям основного экзамена.
  • неблокирующий Доклад на семинаре с презентацией
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.25 * Оценка за реферат + 0.3 * Оценка за экзамен + 0.2 * Доклад на семинаре с презентацией + 0.25 * Оценки за работу на семинарских занятиях
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Экономическая теория в историческом развитии: взгляд из Франции и России : монография / под общ. ред. А.Г. Худокормова, А. Лапидюса. — Москва : ИНФРА-М, 2018. - 668 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа: https://new.znanium.com]. — (Научная мысль). — www.dx.doi.org/10.12737/19426. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/961958

Рекомендуемая дополнительная литература

  • История экономического анализа. Т.1: ., Шумпетер, Й., 2001
  • История экономического анализа. Т.2: ., Шумпетер, Й., 2001
  • История экономического анализа. Т.3: ., Шумпетер, Й., 2001