• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Экономическая журналистика

Статус: Курс обязательный (Журналистика)
Направление: 42.03.02. Журналистика
Когда читается: 4-й курс, 2 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Экономическая журналистика» является одним из основополагающих в череде профильных предметов, рассказывающих о тематических специализациях современных медиа. Экономическая информация на данный момент находится в топе как и по значимости смыслового контента для массовой аудитории и экспертного сообщества, так и по читаемости материалов в новостных агрегаторах. Можно сказать, что данный профиль максимально приближен к людям - «народные» темы (личные финансы, недвижимость, пенсия) всегда будут востребованы аудиторией. Кроме того, нельзя забывать о сверхважности формирования глобальной экономической повестки в СМИ — рассказах о ситуации на рынках, государственной экономической политики, взаимодействии геополитики и экономики. Изучение такого огромного пласта как экономическая журналистика невозможно без обзора общей ситуации в стране и в мире, обсуждения рынка деловых медиа, методик работы экономического журналиста и специфики освещения главных тем. Дисциплина будет поделена на теоретический и практический блоки: в теоретическом - студенты прослушают лекционный видеокурс, который прочтут представители НИУ ВШЭ, информационного агентства ТАСС, редакции газеты «Ведомости»; в практическом (семинарском) блоке их ждет работа по созданию и выпуску медиаконтента, посвященного отраслям экономической журналистике. Все практические работы будут публиковаться в телеграм-медиа «Экономическая жвачка», который был реализован студентами НИУ ВШЭ в 2021 году.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Обозреть и обобщить общую экономическую ситуацию в стране и в мире.
  • Проанализировать процесс становления и современного состояния рынка деловых СМИ в России и за рубежом.
  • Выявить основные методики работы экономического журналиста.
  • Рассмотреть специфику жанров и форматов современной деловой информации.
  • Изучить особенности освещения в медиа основных экономических, финансовых тем.
  • Обобщить особенности формирования медийных экосистем в корпорациях.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • разбирается в ключевых понятиях курса («экономическая журналистика», «финансовая журналистика» «коммерческая пресса», «бизнес пресса», «деловая пресса»);
  • анализирует аудиторные сегменты деловых медиа и понимает их природу (b2b, b2c, b2p);
  • знает типологические характеристики деловых СМИ;
  • разбирается в жанрах и форматах экономической журналистики;
  • обобщает знания о системе и типологии деловой прессы в России и за рубежом, изучает особенности редакционных политик ведущих изданий мира, анализирует рынок медиа;
  • анализирует особенности освещения основных тем в деловой информации: от потребительских историй до сводок NYSE (Нью-Йоркской биржи);
  • изучает непосредственно практические навыки работы экономического корреспондента: особенности работы «в поле», с пулом экспертом, системами экономического мониторинга;
  • знает особенности построения отношений с ньюсмейкерами;
  • изучает принципы построения журналистского текста на экономическую тему;
  • анализирует общую экономическую ситуацию в стране и в мире с учетом особенностей медиатизации;
  • делает выводы на основе разбираемых кейсов;
  • применяет методику создания интервью на экономическую тему;
  • непосредственно создает медиаконтент в жанре интервью на экономическую тему;
  • умеет читать статью бюджета для последующей интерпретации в СМИ;
  • применяет методику объяснительной журналистики при создании медиаконтент на тему бюджетного процесса;
  • непосредственно создает медиаконтент на тему бюджетного процесса;
  • понимает структуру биржевых новостей и аналитических статей;
  • анализирует ситуацию на финансовых рынках в контексте редакционной работе;
  • применяет методику объяснительной журналистики при создании медиаконтента на тему банков и рынков;
  • непосредственно создает медиаконтент на тему банков и рынков;
  • умеет работать с источниками арбитражных дел;
  • читает арбитражные дела в контексте редакционной работы;
  • знает структуру арбитражной новости;
  • разбирается в основах корпоративного законодательства;
  • работает с корпоративными документами;
  • разбирается в специфике МСФО и РСБУ;
  • применяет методику создания корпоративных новостей;
  • непосредственно готовит корпоративные новости;
  • отличает социально значимую информацию от PR-текста;
  • анализирует наивную информацию;
  • знает форматы подачи маркетинговой информации;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение в экономическую журналистику
    Организация дисциплины. Календарь курса. Организация обратной связи. Обзор ре-комендуемых источников. Проектная работа в рамках курса. Формула итоговой оценки. Цели и задачи экономической и деловой журналистики. Специализации. Разбор поня-тий “экономическая журналистика”, “финансовая журналистика”, “бизнес-пресса”, “деловая пресса”, “корпоративная пресса”. Аудиторные сегменты b2b, b2c, b2p, их влияние на типология деловых медиа. Типологические характеристики деловой жур-налистики: общее и частное. Обзор жанров и форматов экономической журналисти-ки.
  • Тема 2. Рынок деловой прессы в России и за рубежом
    Мировая деловая пресса в историко-журналистском процессе. Современные модели Bloomberg, Financial Times, Wall Street Journal, Nikkei, Forbes. Российская деловая пресса: история и современное состояние "Коммерсанта", "Ведо-мостей», РБК. Деловые журналы: разбор кейсов «Эксперта», «Профиля». Стандарты российских деловых изданий.
  • Тема 3. Источники деловой информации
    Основные принципы делового и неформального общения. Лайф-хаки опытных жур-налистов, как наладить хорошие отношение с пресс-службой, но не стать их «вне-штатным» автором. Работа с источниками в компании. Как распознать манипулиро-вание и не стать жертвой в корпоративной войне между конкурирующими компания-ми.Как написать новость и не заслужить иск в суд. Правило трех источников. Закон об инсайдерской информации, что он значит в работе экономического журналиста Работа экономического журналиста «в поле». Методика работы с профильными ин-тервью.
  • Тема 4. Макроэкономика и госрегулирование: особенности освещения глобальных экономических процессов
    Ключевые макропоказатели и официальная статистика. Система регулирования экономических процессов, национальные и наднациональ-ные финансовые органы управления. Международные финансовые организации, их роль в глобальной и национальной экономиках.
  • Тема 5. Освещение бюджетного процесса в СМИ: уровни бюджетной системы, госдолг, налоги
    Особенности государственных финансов и бюджетного процесса. Новости vs Бюд-жет. Анализ статей бюджета, работа с материалами и сопроводительными докумен-тами к ФЗ о бюджете. Государственный долг. Налоговая система РФ. Налоговый ка-лендарь, налогоплательщики, ставки, поступления в бюджеты РФ.
  • Тема 6. Банки и финансовые рынки: биржевые новости, анализ рынков
    Биржа и работа с биржевыми новостями. Основные финансовые инструменты. Доку-ментация к эмиссии ценных бумаг, работа с проспектами для инвесторов. ЦБ РФ и банки, регулирование финансового и банковского сектора.
  • Тема 7. Арбитраж: особенности освещения экономических дел в судах
    Работа с источниками и картотекой арбитражных дел. Как читать арбитражные де-ла. Международный арбитраж.
  • Тема 8. Корпоративные новости: главные события жизни компаний, финансовая отчетность
    Корпоративное законодательство. Работа с корпоративными документами, публику-емыми в рамках обязательного раскрытия информации. МСФО и РСБУ. Банки и финансовые рынки: биржевые новости, анализ рынков. Биржа и работа с биржевыми новостями. Основные финансовые инструменты. Доку-ментация к эмиссии ценных бумаг, работа с проспектами для инвесторов. ЦБ РФ и банки, регулирование финансового и банковского сектора.
  • Тема 9. Маркетинговые новости
    Основные термины и понятия. Реклама, пиар, нативная информация, позиционирова-ние, маркетинговая информация, продуктовые новости. Как отличить социально-значимую информацию от маркетинговой. Когда нативная информация представляет редакционный интерес. Форматы подачи маркетинговой информации.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Практическая работа №1
  • неблокирующий Практическая работа №2
  • неблокирующий Практическая работа №3
  • неблокирующий Экзаменационный тест
    Тест включает 10 вопросов по темам лекционного блока. Количество вариантов теста - 10. Формат теста: закрытый. В каждом вопросе представлено четыре варианта ответа, студенту необходимо выбрать только один. На решение варианта теста дается 20 минут. Пройти тест можно будет в строго отведенное время (в рамках расписания сессии) на платформе LMS.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Практическая работа №1 + 0.2 * Практическая работа №2 + 0.2 * Практическая работа №3 + 0.4 * Экзаменационный тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Амиров В.М. - Деловая журналистика: учебное пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2018 - 100с. - ISBN: 978-5-9765-3483-4 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/105141

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Государство и экономика: опыт экономических реформ: Монография / Мау В.А. - М.:Дело АНХ, 2017. - 624 с.: 70x100 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-7749-1210-0 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/982500
  • Д.Тамни - Как работает экономика: Что Rolling Stones, Гарри Поттер и большой спорт могут рассказать о свободном рынке - Альпина Паблишер - 2016 - ISBN: 9785961444704 - Текст электронный - URL: https://hse.alpinadigital.ru/book/10881