• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Социолингвистика

Направление: 45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели: Виняр Алексей Игоревич, Влахов Андриан Викторович, Добрушина Нина Роландовна, Левин Иван Сергеевич, Ронько Роман Витальевич, Хоменко Анна Юрьевна
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 50

Программа дисциплины

Аннотация

Целями освоения дисциплины «Социолингвистика» является знакомство с понятиями и явлениями: направления исследований в современной социолингвистике; методы современной социолингвистики. Для освоения учебной дисциплины студенты должны владеть английским языком для академических целей.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: основные направления современной социолингвистики, важные исследовательские результаты в этой области, ключевые понятия современной социолингвистики. Уметь: анализировать роль языка в жизни общества, применять разнообразные современные методы анализа языковых явлений; Иметь навыки (приобрести опыт): постановки социолингвистического эксперимента, составления социолингвистической анкеты, проведения интервью, работы с результатами массовых опросов, изложения результатов исследования в письменной форме. Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении дисциплины «Теория языка».
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает предпосылки возникновения вариационной социолингвистики в 60-е годы 20 века
  • Знает типичные особенности гендерных аспектов вариативности
  • имеет навык определения типа вежливостных стратегий
  • имеет навыки работы с англоязычными академическими текстами
  • имеет навыки работы с оценкой звучащей речи, с методом парных масок
  • имеет навыки социолингвистического интервьюирования
  • Имеет представление о методах работы с социальными сетями
  • имеет представление о различных лингвистических результатах языковых контактов
  • имеет представление о формировании литературных языков и нормы
  • Понимает языковую вариативность, обусловленную классом
  • Способен понимать сильные и слабые стороны различных методов работы с языковыми изменениями
  • Способен применять понятие стиля к анализу вариативных явлений
  • Уменеет применять критерии различения диалекта и языка
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в социолингвистику
  • Изучение механизмов языковых изменений
  • Вариативность, связанная со стилем
  • Вариативность, связанная с классом
  • Вариативность, связанная с гендером
  • Вариативность, связанная с социальными сетями
  • Отношение к языку, отношение через язык (language attitudes)
  • Стандартный (литературный) язык и норма
  • Региональные и диалектные варианты языка
  • Многоязычие
  • Языковые контакты
  • Контактные языки
  • Этнография общения: системы вежливости
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий подготовка доклада
  • неблокирующий домашние задания
  • неблокирующий исследовательский проект 1
  • неблокирующий исследовательский проект 2
  • неблокирующий письменный экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме с использованием синхронного прокторинга. Экзамен проводится на платформе Moodle (et.hse.ru), прокторинг на платформе Экзамус (https://hse.student.examus.net). К экзамену необходимо подключиться за 15 минут до начала. На платформе Экзамус доступно тестирование системы. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям (https://elearning.hse.ru/data/2020/05/07/1544135594/Технические%20требования%20к%20ПК%20студента.pdf). Для участия в экзамене студент обязан: провести тест системы, включить камеру и микрофон, подтвердить личность. Во время экзамена студентам запрещено: общаться (в социальных сетях, с людьми в комнате), списывать. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи до 10 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи 10 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
  • неблокирующий подготовка доклада
  • неблокирующий домашние задания
  • неблокирующий исследовательский проект 1
  • неблокирующий исследовательский проект 2
  • неблокирующий письменный экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме с использованием синхронного прокторинга. Экзамен проводится на платформе Moodle (et.hse.ru), прокторинг на платформе Экзамус (https://hse.student.examus.net). К экзамену необходимо подключиться за 15 минут до начала. На платформе Экзамус доступно тестирование системы. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям (https://elearning.hse.ru/data/2020/05/07/1544135594/Технические%20требования%20к%20ПК%20студента.pdf). Для участия в экзамене студент обязан: провести тест системы, включить камеру и микрофон, подтвердить личность. Во время экзамена студентам запрещено: общаться (в социальных сетях, с людьми в комнате), списывать. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи до 10 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи 10 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.1 * домашние задания + 0.15 * исследовательский проект 2 + 0.15 * исследовательский проект 1 + 0.1 * подготовка доклада + 0.5 * письменный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Аюпова, Л. Л. Основы социолингвистики : учебное пособие / Л. Л. Аюпова, Э. А. Салихова. — 2-е изд. — Москва : ФЛИНТА, 2018. — 104 с. — ISBN 978-5-9765-3469-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/102644 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Социолингвистика и социология языка : хрестоматия, , 2012

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Thomas, L. (2004). Language, Society and Power : An Introduction (Vol. 2nd ed. rev. and edited by Ishtla Singh and Jean Stilwell Peccei). London: Taylor & Francis Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=114912