• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Международная журналистика

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс по выбору (Журналистика)
Направление: 42.03.02. Журналистика
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 4-й курс, 1 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 38

Программа дисциплины

Аннотация

Сразу предупреждаю: этот курс отличается от той классической «международной журналистики», которую традиционно преподавали, да и сейчас преподают на журфаках. Причина этого проста: в реалиях, созданных Сетью 2.0, т.е. в мире, где информация распространяется мгновенно и безгранично, разделение новостей на «местные» и «международные» порой довольно условно. Конечно, в этом курсе будет много того, что традиционно относят к международной журналистике: рассказ об особенностях региональных моделей СМИ, о разных традициях и шаблонах, о всевозможных сложностях и ловушках, подстерегающих молодого журналиста, которому редактор вдруг дал задание написать заметку по теме, с которой он никогда не сталкивался - о расовых волнениях в США, громком судебном процессе в Индии, теракте в Мали, проблеме сепаратизма на Филиппинах или проблеме исчезновения диких лесов в Бразилии. Понимая, что имею дело со студентами уже целого 4-го курса, я постарался сделать этот раздел курса максимально практическим, построив его в большой части на непосредственном общении с приглашаемыми ведущими журналистами – специалистами по конкретным регионам. Если не помешает карантин, мы посетим бюро иностранных СМИ в Москве, чтобы своими глазами увидеть, как строится работа такого бюро, с какими задачами и сложностями сталкивается собкор, работающий в чужой стране. Если же карантин помешает, иностранные коллеги, надеюсь, не испугаются прийти к нам в гости. Но помимо этой «традиционной» части автор посчитал необходимым также включить в этот курс и разбор некоторых более общих вопросов, необходимых для того, чтобы лучше понять те процессы, которые сегодня происходят в международной журналистике. В частности, мы рассмотрим историю возникновения новостных СМИ и их глобализации с точки зрения модели движения потоков информации. Неизбежно касаясь феномена «фейкньюс», подробно разберем некоторые общеизвестные, широко освещавшиеся международными СМИ истории - и могу обещать, что вас ждут неожиданности. Попутно мы затронем понятия, которые вы, возможно, пропустили на младших курсах, но которые, уверен, должен знать человек, получающий гуманитарное образование в одном из лучших университетов России – и уж тем более человек, который собирается профессионально связать свою жизнь с информацией. Я говорю про такие понятия, как, например, «число Данбара», «галоп Гиша», «трансцендентально истинный текст», «теорема Кондорсе», «фильтры Хомского» и т.п.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Получить представление о том, как возникла и изменялась международная новостная журналистика.
  • Сформировать навык критического восприятия и анализа событий международной повестки.
  • Понимать основные задачи и возможные сложности в работе журналиста, занимающегося международной тематикой.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет понятийным аппаратом, необходимым для понимания и анализа событий, входящих в международную новостную повестку
  • Знает объем задач и специфику работы зарубежного бюро/корпункта
  • Знает основные национальные и международные СМИ разных стран
  • Понимает особенности работы СМИ в разных регионах
  • Понимает роль международных СМИ и их необходимость для получения объективной информации по широкому спектру вопросов
  • Представляет различие между мейнстримными и альтернативными международными СМИ
  • Способен критически оценивать информацию, получаемую из международных СМИ, сравнивать различные источники и самостоятельно делать выводы
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Понятие об информационном потоке.
  • Появление Сети 2.0 и изменение информационной картины мира.
  • «Стандартная модель» и ее трансформация по Фуллеру.
  • Международные профессиональные медиа-организации и союзы.
  • Особенности деятельности СМИ в разных регионах: англо-саксонские, арабские, испаноязычные, китайские.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Устное эссе
  • неблокирующий Анализ выпуска новостей
  • неблокирующий Итоговая работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 1 модуль
    0.2 * Анализ выпуска новостей + 0.6 * Итоговая работа + 0.2 * Устное эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • van Ginneken, J. (1997). Understanding Global News : A Critical Introduction. SAGE Publications Ltd.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Jack Fuller. (2010). What Is Happening to News : The Information Explosion and the Crisis in Journalism. University of Chicago Press.