• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Старославянский язык

Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Когда читается: 2-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 42

Программа дисциплины

Аннотация

Целями освоения дисциплины являются: 1. ознакомление студентов с общей проблематикой сравнительно-исторического языкознания славянских языков 2. усвоение студентами знаний об основных законах языковой эволюции (на материале праславянской исторической фонологии и морфологии); 3. развитие представлений о факторах регионального и диахронного языкового варьирования (на материале старославянских письменных памятников X-XI вв.); 4. усвоение знаний о периодизации языка славянской письменности; 5. формирование умений читать и анализировать грамматический и стилистический строй памятников древней славянской письменности южнославянских изводов X-XI вв. 6. создание лингвистической базы для чтения и анализа текстов древнерусской письменности. знать - общую проблематику праславянской исторической фонологии и исторической морфологии; - основные черты и специфику языковой эволюции праславянского языка в сравнении с другими индоевропейскими языками; - историческую основу явлений современного русского языка. уметь - читать и понимать памятники древней славянской письменности X-XI вв.; - объяснять историческую природу языковой вариативности в современном русском языке. владеть - навыками лингвистического чтения памятников древнецерковнославянской письменности; - приемами и методами исторического анализа языковых явлений. Настоящая дисциплина относится к обязательной части профессиональной подготовки программы обучения студентов-бакалавров. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: - Введение в языкознание - Палеография. Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: Способность к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление студентов с общей проблематикой сравнительноисторического языкознания;
  • ознакомление студентов с общей проблематикой сравнительно-исторического языкознания
  • Усвоение студентами знаний о законах и принципах языковой эволюции (на материале праславянской исторической фонологии и морфологии);
  • Развитие представлений о факторах регионального и диахронного языкового варьирования (на материале старославянских письменных памятников X-XI вв.);
  • развитие представлений о факторах регионального и диахронного языкового варьирования (на материале старославянских письменных памятников X-XI вв.);
  • Усвоение знаний о периодизации праславянского языка;
  • усвоение знаний о периодизации праславянского языка
  • Формирование умений читать и анализировать грамматический и стилистический строй памятников древней славянской письменности южнославянских изводов X-XI вв.
  • формирование умений читать и анализировать грамматический и стилистический строй памятников древней славянской письменности южнославянских изводов X-XI вв
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Бакалавр способен определять происхождение старославянских гласных, устанавливать результаты действия закона открытого слога.
  • Знает систему старославянского именного склонения, умеет определять склонение существительных и именных прилагательных
  • Способен находить результаты закона Педерсена в старославянских словах.
  • Способен определять способ передачи числового значения
  • Умеет выделять гласные разного происхождения, объяснять их трансформацию
  • Умеет находить аналитические формы в тексте и определять наклонение и форму глагола.
  • Умеет образовывать степени сравнения старославянских прилагательных, особенности их употребления.
  • Умеет определять класс старославянского глагола, форму его времени.
  • Умеет определять неличные формы глагола и характеризовать их.
  • Умеет определять процессы в области согласных старославянского языка.
  • Умеет определять разряд местоимений, особенности изменения полных (местоименных) прилагательных
  • Умеет определять рефлексы дифтонгов и дифтонгических сочетаний в условиях действия закона открытого слога.
  • Умеет определять роль инфинитива в предложении, фонетические особенности образования инфинитива.
  • Умеет определять степень звучности в словах старославянского языка, результаты действия закона сингармонизма
  • Умеет различать виды праславянских палатализаций, способен анализировать старославянские слова с целью определения палатализации.
  • Умеет различать понятия «старославянский язык», «церковнославянский язык», «праславянский язык», владеет периодизацией истории славянских языков и определяет место и значение старославянского языка в истории славянских языков
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Аналитические времена
  • Старославянские азбуки
  • Позднеиндоевропейские фонетические законы
  • Раннепраславянский вокализм в его отношении к позднеиндоевропейскому.
  • Слоговой сингармонизм
  • Морфосинтаксис числовых обозначений
  • Праславянские дифтонги
  • Праславянские палатализации
  • Система инфинитива
  • Именная словоизменительная парадигма
  • Система презенса
  • Местоименная словоизменительная парадигма
  • Классы старославянского глагола
  • Членные и местоименные прилагательные
  • Старославянский и церковнославянский язык
  • Ряды индоевропейских согласных и их история в праславянском
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на занятиях
  • неблокирующий Контрольная работа
    Если студент отсутствовал на контрольной работе по уважительной причине, ему предоставляется возможность пересдать контрольную работу за более чем 10 дней до начала сессии.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в устной форме (опрос по материалам курса). Экзамен проводится на платформе Zoom (https://zoom.us). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Zoom. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи до 5 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение 5 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.35 * Активность на занятиях + 0.15 * Контрольная работа + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Войлова К.А. - СТАРОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК 3-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2018 - 368с. - ISBN: 978-5-534-02308-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/staroslavyanskiy-yazyk-414839

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Кривко Р. Н. - ОЧЕРКИ ЯЗЫКА ДРЕВНИХ ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИХ РУКОПИСЕЙ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 443с. - ISBN: 978-5-534-06569-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/ocherki-yazyka-drevnih-cerkovnoslavyanskih-rukopisey-441422