• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Языковое разнообразие

Направление: 45.04.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Русский как иностранный во взаимодействии языков и культур
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 44

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина знакомит с ключевыми понятиями современной лингвистической типологии и учит применять полученные знания в преподавательской и исследовательской деятельности, связанной с усвоением русского языка как второго.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Типология с точки зрения методики преподавания РКИ» являются: ознакомление с основными понятиями и методами лингвистической типологии, а также с языковым разнообразием; применение знаний и обобщений, сформулированных в рамках лингвистической типологии, к таким областям теоретических и практических исследований, как усвоение родного / второго / третьего языка, методика преподавания языка иностранцам и т. д.
  • Курс не является вводным. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «Введение в современную лингвистику», «Методика преподавания РКИ», «Функциональные и когнитивные модели в лингвистике».
  • Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Научно-исследовательский семинар», «Linguistic anthropology», «Second language acquisition», а также в преподавательской и исследовательской профессиональной деятельности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Воспроизводят определения ключевых терминов
  • Могут привести не менее одного конкретного примера для каждого из ключевых терминов лингвистической типологии.
  • Воспроизводят определения ключевых терминов.
  • Могут привести не менее одного примера фонетической системы по заданным параметрам.
  • Зная тип фонетической системы L1 иностранного студента, могут предсказать потенциальные фонетические трудности, с которыми он столкнется при усвоении русского языка.
  • Могут назвать не менее 3 источников данных, релевантных для изучаемой проблемы.
  • Могут собрать релевантные для решения поставленной задачи данные, используя не менее одного источника, обсуждавшегося на занятиях.
  • Идентифицируя ошибки иностранцев, связанные с освоением рассмотренных явлений, могут предсказать их причины, связанные с типологическими характеристиками L1 иностранного студента.
  • Рассматривая конкретные кейсы, связанные с усвоением русского языка как иностранного, могут поставить значимый для современной лингвистической типологии исследовательский вопрос, предложить пути его решения.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в лингвистическую типологию
    Языковые универсалии, типы универсалий, языковые раритеты. Проблема основания для сравнения. Сравнительные концепты vs. дескриптивные категории. Прототипы и континуумы. Типологические иерархии. Маркированность. Объяснение в типологии. Конкурирующие мотивации. Антропоцентричность языка. Грамматикализация. Языковая сложность.
  • Фонологическая типология
    Универсальные фонетические классификации. Системы вокализма и консонантизма в языках мира. Сингармонизм. Фонотактические ограничения. Типология просодических явлений (тоны, ударение и пр.). Примеры описания фонологических систем (русского, английского и др. языков).
  • Данные типологии в преподавании языка и исследованиях по усвоению языка
    Параллельные корпуса. Учебные корпуса. Корпуса ошибок. Примеры исследований, ориентированных на корпуса текстов. Практическая значимость корпусов.
  • Типологические параметры и преподавание языка
    Элементы сопоставительной грамматики русского и финского (английского, немецкого, французского, испанского) языков. Case studies (по выбору). Видовая система русского языка с типологической точки зрения. Лексикализация ситуаций перемещения: verb-framing vs. satellite framing. Имперсональные конструкции. Референциальные противопоставления в артиклевых и безартиклевых языках. Системы порядка слов. Маркирование эвиденциальности и эпистемической модальности. Неканонические подлежащие. Фокусные частицы.
  • Исследования по усвоению языка и типологии
    Значимость исследований по усвоению иностранного языка для лингвистической типологии.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий активность на семинарах
  • неблокирующий домашнее задание
    Все домашние задания могут быть пересданы (по прежним КИМ-ам) в срок не позднее, чем за 7 дней до экзамена. Снижения оценки за пересданное домашнее задание не предусмотрено.
  • неблокирующий устный экзамен
    Экзамены пересдаются по общим правилам, принятым в НИУ ВШЭ. КИМ-ы для первой пересдачи идентичны основным КИМ-ам. КИМ-ы для второй пересдачи при необходимости создаются отдельно с учетом ПРО, описанных в настоящей программе.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.29 * активность на семинарах + 0.31 * домашнее задание + 0.4 * устный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Баринова А.О., Гриценко Е.С. - Этничность в англоязычной картине мира (на материале лексикографии и корпусов) - Издательство "ФЛИНТА" - 2015 - 168с. - ISBN: 978-5-9765-2109-4 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/74581

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Вишняков С.А., Дунаева Л.А. - Иноязычная вербальная коммуникация: преподавание, изучение, усвоение в контексте теории средового подхода: монография - Издательство "ФЛИНТА" - 2017 - 168с. - ISBN: 978-5-9765-2326-5 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/91044
  • Грудева Е.В. - Корпусная лингвистика: учебное пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2017 - 165с. - ISBN: 978-5-9765-1497-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/106859