• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

История стран Восточной и Юго-Восточной Азии

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Востоковедение)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 1-й курс, 4 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 34

Программа дисциплины

Аннотация

Данная программа знакомит учащихся с историей и историографической традицией стран Восточной и Юго-Восточной Азии в древности и средневековье, с источниками по истории и культуре этих стран в соответствующие исторические эпохи, дает представление о трактовке исторической наукой ключевых проблем истории государств региона, а также развивает способности использовать знания об истории и культуре стран региона для понимания социально значимых проблем современного мира. Лекции могут проводиться как в онлайн, так и в офлайн формате. Формат проведения каждой конкретной лекции будет указан в расписании.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины является освоение обучающимися базовых фактических и теоретических знаний, необходимых для дальнейшего всестороннего изучения выбранного региона.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Обладает способностью приобретать новые знания и умения, планировать собственную научно-исследовательскую работу, анализировать и сопоставлять информацию из различных источников, составлять обзоры и презентации, представлять результаты собственных и групповых исследований, владеть современной научной исторической терминологией, выявлять научную сущность проблем, связанных с историческим развитием изучаемого региона.
  • Знает основные этапы и закономерности исторического развития, а также социально значимые проблемы в странах Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии, обусловленные спецификой исторического развития региона; учитывает в исследовательской и практической деятельности, для укрепления дипломатических и межгосударственных взаимоотношений со странами Азии и Тихоокеанского региона культурно-историческую специфику, характерную для стран изучаемого региона.
  • Умеет эффективно использовать различные источники информации, понимать, излагать информацию о странах и народах Востока, работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия; стремится к совершенствованию знаний об историческом развитии Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии, к самоорганизации и самообразованию, профессиональному и личностному развитию.
  • Применяет современные научные взгляды на исторический процесс; использует в профессиональной деятельности основные положения и методы гуманитарных наук, а также знание и понимание роли традиционных и современных социально-политических и экономических факторов в странах Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии.
  • Стремится к совершенствованию информационной и библиографической культуры, анализирует и учитывает мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, проявляет творческий подход, инициативу и настойчивость в достижении целей профессиональной деятельности.
  • Обладает способностью к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов, умеет работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и ценностей мировой и российской культуры.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел I. История Китая
    1.1. Доимперский Китай (лекция) Общая характеристика современного состояния источниковой, источниковедческой и историографической базы изучения древнего Китая. Первобытное общество на территории Китая. Первое государственное образование на территории Китая (Шан). Древнекитайское государство Чжоу в ХI-VI вв. до н.э. Южные царства Чу, У и Юэ. Чжоуский Китай в период "Сражающихся/Воюющих/Борющихся царств" (Чжань го). 1.2. Централизованная империя Цинь и Ханьский Китай (лекция, семинар) Объединительные войны и первая империя Цинь. Административная и денежная реформа. Крах империи Цинь. Образование империи Хань. Первые шаги Лю Бана. Социально-экономическое положение государства в эпоху У-ди. Смута и реформы Ван Мана. Поздняя Хань. Типология динстических кризисов. Темы для выступлений и дискуссий: • Возникновение представлений о "мандате Неба" (Тянь мин) и "смене мандата" (гэ мин). • Раннее конфуцианство. • Развитие конфуцианской концепции в трактате "Мэн-цзы". • Разработка учения Конфуция об обществе и государстве в трактате "Сюнь-цзы". • Лао-цзы и основание даосизма. • Последователи даосизма Ле-цзы и Чжуан-цзы о социально-этических принципах общественной и политической жизни. • Древнее мифологическое наследие и его историзация в VI-III вв. до н.э. • Китайская историческая хронистика 1.3. От троецарствия до империи Тан (лекция - 2 часа) Период троецарствия и междоусобные войны. Становление империи Цзинь. Столкновения с сяньбийцами. Война восьми князей и вторжения кочевников. Период Восточной Цзинь. Эпоха северных и южных династий. Приход к власти династии Суй и реформы Ян Цзяня. Деятельность Ян-ди. 1.4. Империи Тан (лекция, семинар) Деятельность Ли Юаня и основание династии Тан. Политика Гао Цзу. Социально-политическая структура Танской империи. Мятеж Ань Лушаня. Экономические реформы Ян Яня. Мятеж Хуан Чао. Темы для выступлений и дискуссий: • Особенности правления Тай-цзуна Объединителя • Правление и феномен императрицы У Цзэтянь • Центр и провинции в средне- и позднетанскую эпоху • Императорский двор в позднетанскую эпоху 1.5. Хаос после падения Тан и империя Сун (лекция, семинар) «Эпохой пяти династий и десяти царств» и упадок государства. Китай и кочевые государства севера. Объединение Китая под властью Сун. Деятельность Чжао Куаньиня. Социально-политические характеристики сунского государства. Принципы административного устройства. Контакты с внешним миром. Темы для выступлений и дискуссий: • Пять династий • Южные царства в досунскую эпоху • Чжурчжэни, кидани и тангуты • Падение Северной Сун и перенос столицы на юг • Война с монголами и падение Сунской династии 1.6. Эпоха Юань и Мин (лекция, семинар) Покорение монголами Китая. Основание династии Юань. Социальная политика династии Юань. Земельная и налоговая политика. Внешняя политика. Восстание «Белого лотоса» и приход к власти Чжу Юаньчжана. Основание династии Мин. Налоговая реформа 1381 года. Политика в отношении чиновничества. Чиновничья оппозиция и реформы Чжан Цзюйчжэна. Мятежи и падение минской династии. Темы для выступлений и дискуссий: • Китайское общество в эпоху монгольского владычества • Хроники и их сочинители в эпоху Мин • Система налогообложения в эпоху Мин • Законодательство и законотворчество в эпоху Мин • Социально-экономическое развитие села в эпоху Мин • Контакты с западом в эпоху Мин 1.7. Становление империи Цин (лекция, семинар) Завоевание маньчжурами Китая. Возрождение Китая. Внешние завоевания. Контакты с Западом в эпоху ранней Цин. Социально-экономические отношения в раннецинскую эпоху. Административная система цинского государства. Китайское чиновничество. Первые приметы династического кризиса. Темы для выступлений и дискуссий: • Элита цинской империи: маньчжуры vs. этнические китайцы • Социальная роль книжников (ученых мужей) в ранне- и среднецинский период • Женщины, семьи и отношение между полами в ранне- и среднецинский период • Экономическое развитие Китая (вторая половина XVII – начало XIX вв.) • Китайский социум в ранне- и среднецинский период (население, социальная мобильность, город и деревня, религии)
  • Раздел II. История Юго-Восточной Азии
    1.1. Юго-Восточная Азии в первой половине 2-го тысячелетия н.э. (лекция, семинар) Юго-Восточная Азии в 1-м тысячелетии н.э.: Малайское царство Шривиджая. Ранние индуистские государства в Западном Индокитае. Кхмерские государства Ченла и Фунань. Тямпа. Государство Наньчжао. Страны Юго-Восточной Азии в конце 1-го тысячелетия - первой половине 2-го тысячелетия н.э.: Миграции тибето-бирманских и тайских народов; государства Дайвьет, Камбуджадеша, Паган, Сукотаи, Аютия. 1.2. Юго-Восточная Азия в эпоху колониальных захватов (лекция, семинар) Первые регулярные контакты европейских стран с государствами Юго-Восточной Азии. Деятельность португальских, нидерландских, испанских торговых компаний, а также христианских миссионеров в регионе в 16-18 вв. Христианизация Филиппин. Политика Великобритании в Юго-Восточной Азии в 17- 19 веках. Восстание тэйшонов и воцарение династии Нгуен во Вьетнаме. Установление французского правления в Индокитае.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Реферат
    Реферат представляет собой изложение содержания одной или нескольких монографий или научных статей по проблематике курса. В реферате студент должен продемонстрировать умение логично и последовательно излагать содержание реферируемых научных работ, выявлять и формулировать главные идеи реферируемого материала, авторские концепции, обобщать изученный материал, академически корректно цитировать чужой текст, составлять библиографическое описание реферируемого материала в соответствии с ГОСТом. Библиографическое описание статьи (статей) или раздела (разделов) монографии по теме курса дается в начале реферата. В обязательном порядке выделяются и снабжаются отдельными заголовками все относительно самостоятельные в смысловом и композиционном отношении фрагменты реферируемого текста; на каждый такой фрагмент дается ссылка с указанием страниц оригинала.
  • неблокирующий Доклад на семинаре
    Студенты записываются на доклады заранее на определенные даты и доклад должен быть представлен на соответствующем семинаре. В случае пропуска семинара по уважительной причине (преподаватель получает уведомление из Учебного офиса), на котором студент должен представить доклад, дата выступления с докладом согласуется с преподавателем или куратором курса. Также студенту может быть предложено выполнить другое задание или сдать доклад в письменном виде, чтобы получить оценку по данному типу контроля. При отсутствии уважительной причины студент получает «0» по данному типу контроля. Доклад начинается с представления аудитории названия, плана, целей и задач выступления, и завершается выводами и перечнем источников и исследований, использованных при его подготовке.
  • неблокирующий Работа на семинаре
    Оценка за работу на семинаре проставляется на основе ответов студентов на вопросы преподавателя и коротких выступлений на заданные темы. Опрос студентов по теме семинара может проходить как в устной, так и в письменной форме. В формулу оценки текущей успеваемости студента выставляется среднее арифметическое всех оценок за работу на семинаре, умноженное на 2.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен по дисциплине студенты сдают по окончании четвертого модуля. Задание, предлагаемое на экзамене, состоит из 10 вопросов. Вопросы требуют краткого развернутого ответа (например, перечислить основные причины или последствия того или иного исторического события). Время выполнения теста – 20 минут. Время на выполнение каждого вопроса не ограничено. Вопросы открываются в автоматически выбранной системой ЛМС последовательности (каждый следующий вопрос открывается после того, как дан ответ на предыдущий вопрос).Оценка за экзамен рассчитывается как сумма баллов, полученных за ответы на все вопросы теста, разделенная на 2. Округление - арифметическое.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Доклад на семинаре + 0.3 * Работа на семинаре + 0.2 * Реферат + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Драч Г.В. под ред., Паниотова Т.С. под ред. и др. - История мировых цивилизаций (для бакалавров) - КноРус - 2016 - 480с. - ISBN: 978-5-406-04590-9 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/917006

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Chapman, W. (2013). A Heritage of Ruins : The Ancient Sites of Southeast Asia and Their Conservation. Honolulu: University of Hawaii Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=750796