• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Аспирантура 2021/2022

Дискурс-анализ в исторических исследованиях

Статус: Курс по выбору
Направление: 46.06.01. Исторические науки и археология
Когда читается: 1-й курс, 1 семестр
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Дискурс-анализ в исторических исследованиях» разработан для Аспирантской школы по историческим наукам. Он знакомит аспирантов-историков с дискурс-анализом – современной технологией качественного анализа текстовых и визуальных данных. Это семейство подходов, методов и инструментов позволяет исследователю выявлять и описывать локальные способы использования языка для производства значений, социальной реальности и субъекта. В курсе десять тематических блоков. Их содержание охватывает широкий спектр дискурсивных аналитик, выработанных в социальных науках за полвека: от континентального анализа дискурса и исторической семантики до британской дискурсивной прагматики и постдискурсивных исследований диспозитивов. У курса выраженная практическая ориентация. Это означает, что в ходе его освоения слушатели не только знакомятся с основами дискурсивной теории и обсуждают специфику ее применения в историческом исследовании, но и практикуются в дискурсивной аналитике. Используются интерактивные методы. Промежуточная форма контроля: анализ кейса. Итоговая форма контроля: экзамен.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать у аспирантов-историков общие представления о дискурсе, области дискурсивных исследований и возможностях их использования в своей научной работе
  • Познакомить аспирантов-историков с основными дискурсивными подходами и техниками анализа дискурса;
  • Способствовать практическому освоению дискурсивной аналитики слушателями курса.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Имеет представление о связи анализа диспозитива и анализа дискурса
  • Имеет представление о сходствах / различиях научной революции и поворота. Может продемонстрировать, как устроен поворот к дискурсу. Может пояснить, в чем заключается специфика анализа дискурса как практической аналитики.
  • Может использовать наработки дискурсивной прагматики (в т.ч. тактики работы с транскриптом, элементы анализа разговора, позиционного анализа) для работы с записями и расшифровками устноисторических интервью
  • Может использовать элементы когнитивной аналитики Дейка для решения задач исторического исследования. Знаком(а) с терминами "макроструктура", "суперструктура", "идеология и контекст"
  • Может на практике применить категориальный аппарат, разработанный Лакло и Муфф, для описания артикуляции, антагонизма и борьбы за значения на материалах исторических источников
  • Может описать в терминах дискурса и прокомментировать изменения, которые Фуко предлагает внести в программу исторического исследования
  • Может охарактеризовать основные подходы, сложившиеся в рамках исторической семантики
  • Может охарактеризовать перспективы и возможности применения постдискурсивных подходов в историческом исследовании.
  • Может оценить плюсы и минусы пандискурсивного подхода к анализу дискурса.
  • Может пояснить, как устроена модель интерпретативного репертуара, подобрать источники и применить модель к историческому материалу
  • Может применять основные модели анализа, предложенные Фэркло, для работы с историческим материалом (знаком(а) с терминами "порядок дискурса", "интердискурсивность", "модальность")
  • Может продемонстрировать археологический метод в действии
  • Может прокомментировать предельность анализа дискурса и охарактеризовать выход за пределы этой повестки в терминах сетей, множеств, топологии.
  • Может соотнести освоенный материал с личным опытом знакомства с дискурсивной аналитикой. Может пояснить, почему определить дискурс трудно.
  • Может сопоставлять разные подходы к анализу дискурса и формулировать критерии для их выделения
  • Представляет специфику применения анализа диспозитива в археологии медиа и истории технологий
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Дискурсивный поворот в социогуманитарном знании. Эпистемологическое введение.
  • История и дискурс. Масштаб и подходы
  • От истории идей к истории дискурсов. Археология. Генеалогия. Проблематизация в «истории настоящего" М. Фуко.
  • Историческая семантика между историей дискурсов и историей понятий.
  • Эссекская школа анализа дискурса Э. Лакло и Ш. Муфф.
  • Критическая аналитика дискурса Н. Фэркло, Р. Водак, Т. ван Дейка. Социальные практики, репрезентации и идентичности
  • Репертуары интерпретаций: дискурсивная аналитика и разнообразие мира в работах Дж. Поттера и М. Уезрелл
  • Дискурсивная прагматика и эпистемологическое расширение (устной) истории
  • Диспозитивы в истории медиа и технологий
  • После дискурса: сети, сборки и множества
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Участие в аудиторных обсуждениях
  • неблокирующий Реферативный обзор
  • неблокирующий Творческое задание
  • неблокирующий Собеседование
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год I семестр
    0.4 * Участие в аудиторных обсуждениях + 0.2 * Собеседование + 0.2 * Реферативный обзор + 0.2 * Творческое задание
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Louis Althusser. (2014). On the Reproduction of Capitalism : Ideology and Ideological State Apparatuses. [N.p.]: Verso. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1694954
  • Археология знания : L'Archéologie du savoir, Фуко, М., 2012
  • Водак, Р. (2011). Критическая Лингвистика И Критический Анализ Дискурса. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.25BC677A
  • Дискурс-анализ : теория и метод, Йоргенсен, М. В., 2004
  • Дискурс-анализ : теория и метод, Йоргенсен, М. В., 2008
  • Дискурс-анализ. Теория и метод, Йоргенсен, М., 2008
  • История понятий, история дискурса, история метафор : сб. ст.: пер. с нем., , 2010
  • Квадратура смысла. Французская школа анализа дискурса : пер. с фр. и португальского, , 2002
  • Основы теории дискурса, Макаров, М. Л., 2003
  • Пересборка социального : введение в акторно - сетевую теорию, Латур, Б., 2014
  • После метода: беспорядок и социальная наука, Ло, Дж., 2015
  • Теория практик, Волков, В. В., 2008
  • Язык. Познание. Коммуникация, пер. с англ. под ред. В. И. Герасимова ; сост. В. В. Петрова ; вступ. ст. Ю. Н. Караулова, В. В. Петрова, 2-е изд., 310 с., Ван Дейк, Т. А., 2015

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Грамматика множества : к анализу форм современной жизни, Вирно, П., 2013
  • Дискурс и власть : репрезентация доминирования в языке и коммуникации, Дейк, Т. А. ван, 2013
  • Использование удовольствий. Т.2: История сексуальности, Фуко, М., 2004
  • Кембриджская школа: теория и практика интеллектуальной истории, , 2018
  • Мишель Фуко и Россия : сб. ст., , 2001
  • Структура научных революций, Кун, Т., 2003
  • ХАРРЕ РОМ. (2016). Конструктивизм и реализм. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.858A0117