• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Аспирантура 2021/2022

Методология и методы научных исследований в информатике

Статус: Курс обязательный
Направление: 09.06.01. Информатика и вычислительная техника
Когда читается: 1-й курс, 1 семестр
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 10

Программа дисциплины

Аннотация

Курс знакомит аспирантов с этапами самостоятельного научного исследования, дает основные определения, представления о методах научных исследований, рекомендации по использованию программного обеспечения, применяемого в научных исследованиях для поиска научных материалов, их статистической обработки, моделирования и организации вычислительного эксперимента, анализа полученных данных. Материал способствует формированию знаний и практических навыков в области исследования в информационных средах.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Методология и методы научных исследований в информатике» являются знакомство аспирантов с методологией научного исследования, формирование у аспирантов представления о методах научного исследования в информатике.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать актуальные для современной информатики направления исследований
  • Уметь анализировать существующую методологию исследований, выявлять ограничения существующих методов исследования, сопоставить возможности применения этих методов в контексте исследовательской задачи
  • Уметь оформлять результаты собственной научно исследовательской работы в виде публикации для научного журнала
  • Иметь навыки подготовки обзора литературы по тематике исследования
  • Иметь навыки подготовки рецензии на научную статью
  • Иметь навыки подготовки доклада на конференцию и презентации
  • Знать потенциальные и наиболее перспективные направления совершенствования методологии исследований по направлению обучения
  • Уметь оформлять результаты собственной научно исследовательской работы в виде доклада на научном семинаре/конференции
  • Иметь навыки участия в научной дискуссии, защиты результатов собственной научно-исследовательской работы
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основные этапы и особенности научного исследования
    В теме раскрывается общая логика и задачи научного исследования, основные стереотипы о процедуре научного исследования. Основные этапы и особенности научного исследования. Создание обобщенной схемы научного исследования.
  • Планирование и дизайн научного исследования
    Тема посвящена изучению возможных последовательностей действий при организации научного исследования. Планирование и дизайн научного исследования. Семинары и практические занятия: Разновидности дизайнов исследования
  • Выбор метода научного исследования
    Тема посвящена изучению возможных последовательностей действий при организации научного исследования. Планирование и дизайн научного исследования. Семинары и практические занятия: Разновидности дизайнов исследования
  • Этика научного исследования
    В теме рассматриваются основные принципы этики, права участников исследования, понятия анонимности и конфиденциальности, проводится обзор основных положений этических кодексов. Общенаучная этика и этика научного исследования. Обсуждение проблемных аспектов этики научного исследования
  • Количественные методы в информатике
    В теме освещаются основные особенности количественного подхода в информатике. Особенности количественной методологии. Основные методы количественных исследований.
  • Качественные методы в информатике
    В теме освещаются основные особенности качественного подхода в информатике. Особенности качественной методологии. Основные методы качественных исследований
  • Анализ Интернет-данных
    В теме рассматриваются основные особенности работы с большими данными, возможности работы с интернет-источниками данных, типичные исследовательские вопросы, решаемые при помощи данных из Интернета. Основные источники Интернет-данных; Исследовательские вопросы, решаемые при помощи данных из Интернета.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
    Домашнее задание – небольшая письменная работа. В домашнем задании аспирант должен продемонстрировать знание основных концепций дисциплины, умение решать задачи, находить и анализировать необходимые примеры.
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа – участие в обсуждениях по теме семинарского занятия, ответы на вопросы преподавателя. В ходе аудиторной работы аспирант должен продемонстрировать умение ведения обсуждения по теме семинарского занятия и оперативного вовлечения в сформированную дискуссию по поставленным вопросам.
  • блокирующий Устный экзамен
    Итоговый контроль осуществляется в форме устного экзамена. На экзамене аспирант должен продемонстрировать владение основными положениями материала в форме устного ответа на экзаменационные вопросы по предложенной теме. Экзаменационный билет содержит два вопроса. Ответ и время на подготовку – 60 мин.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (I семестр)
    0.3 * Аудиторная работа + 0.3 * Домашнее задание + 0.4 * Устный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Диссертация и ученая степень. Новые положения о защите и диссертационных советах с авторскими ком... : Пособие для соискателей, Райзберг Б.А., 2014
  • Как организовать и представить исследовательский проект : 75 простых правил, Радаев, В. В., 2001

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Диссертационный менеджмент в вопросах и ответах, Аристер Н.И., Резник С.Д., 2012
  • Радаев, В. (2011). Как Написать Академический Текст. Вопросы Образования, (1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15688364