• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Человек советский

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Майнор
Когда читается: 1, 2 модуль
Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

Переживание ситуации распада СССР было связано с надеждами на обновление системы ценностей, возникновение свободного, демократического, открытого общества на территории бывших союзных республик. Активным субъектом социальных преобразований должен был стать человек нового типа, способный к личной и гражданской ответственности, политически сознательный и самостоятельный, в отличие от «человека советского», характеристиками которого считалась пассивность, патерналистские ожидания, неспособность к публичному высказыванию, толерантности и компромиссам. Насколько «советским» остается человек в постсоветской России? Возможно ли создать объемный портрет «советского человека», свободный от обобщений и критики? Для ответа на этот вопрос недостаточно исследователь современную систему норм, организующих общественное взаимодействие, и жизненные сценарии жителей постсоветского пространства. Необходимо изучить исторические и идеологические условия формирования «человека советского», практики советизации населения союзных республик, интеллектуальные стратегии противодействия «советскому». Программа курса «Человек советский» знакомит слушателей с возможностями антропологического подхода к изучению быта, эмоций и практик советского человека, моделей его поведения в общественном и личном пространстве. Преподаватели курса предлагают студентам обратиться к истории советского человека «от первого лица»: эгодокументы и эгонарративы советского времени составляют важный блок материалов курса. Навыки аналитического чтения дневников, писем, воспоминаний, рассматривания советских фотографий помогут слушателям увидеть советскую повседневность глазами «советского человека» и сформировать собственное отношение к прошлой социальной реальности. Такой подход стимулирует интерес к семейной истории, дает возможность понять судьбы поколений семьи на фоне «большой истории».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Изучение советского опыта социально-культурной и поведенческой трансформации, осуществленной в первой половине ХХ века, ее результатов и связанных с этим дискуссий, продолжающихся по сей день.
  • Осмысление специфики, взаимосвязи и источников формирования специфических социально-культурных практик советского общества
  • Анализ проблем интеграции и трансформации советского бытового наследия в условиях современного российского капитализма.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеть базовой информацией по основным концепциям «советского человека»
  • Знать основные типы источников по антропологии советского общества и о том, где эти источники могут быть найдены; владеть базовыми знаниями о методах их интерпретации
  • Владеть базовой информацией о репрезентациях образа «советского человека»
  • Владеть базовой информацией по истории советской повседневной жизни и источниковой базе и методах его изучения
  • Ознакомиться с принципами интерпретации художественных произведений как исторических источников и владеть навыками такой интерпретации
  • Знать о советских биографических сценариях и методах их изучения
  • Знать основные историко-антропологических концепции «оттепели», иметь базовые представления об источниках по изучению этого периода
  • Знать основные социально-политических процессы советских «длинных семидесятых» и их международный контекст
  • Владеть базовыми знаниями о повседневности и социальных практиках «длинных семидесятых»
  • Владеть базовыми знаниями о советских гендерных порядках в разные периоды послевоенной истории, владеть элементарными навыками анализа источников по советской гендерной истории
  • Знать основные концепции антропологических трансформаций постсоветского общества.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Подходы к изучению понятия «советского человека»
    Основные концепции «советского человека». Конструктивистские — от А. Луначарского и Л. Троцкого — к III программе КПСС. Аналитические концепции («Гарвардский проект», А. Синявский, Ю. Левада, Й. Хелльбек и др.). Гибридные формы между конструктивистскими и аналитическими концепциями: позднесоветская социология. Проект Ю. Бестужева-Лады по изучению «советского образа жизни». Нормативные и стихийно формировавшиеся черты. Стихийная стабилизация общества в 1950-60-е годы и осознанный курс на стабильность в 1970-80-е. Советский образ жизни. Динамика интерпретации понятия «советского человека»: от позитивного официального образа до «совка». «Homo soveticus» и «Homo economicus». Хронологические рамки курса (поздние 1950-е — начало 1990-х).
  • Тема 2. Изучая советского человека: источники, свидетельства, документы, эго-документы.
    Официальные документы, письма в газеты или жалобы. Дневники, мемуары, письма. Проблема достоверности источника. Проблема искажения картины жизни в источниках. Проблема цензуры и самоцензуры. Эго-документы и эгонарративы. Навыки анализа бытовых записей.
  • Тема 3. Советская повседневность как предмет изучения.
    История повседневности как направление исследований культуры. Особенности изучения советской повседневности. Западные публикации о советской повседневности. Дискуссионность и идеологическая нагруженность проблематики в контексте постсоветского развития. Использование концепций М.Фуко и М. де Серто для анализа советской повседневности.
  • Тема 4. Художественное произведение как источник для изучения советского общества.
    Как работать с текстом. «Непреднамеренная фиксация», «фоновые практики». Выявление в текстах элементов повседневной жизни: бытовые детали, поведение и поступки людей. Образ жизни, повседневные практики. Примеры работы с художественными текстами.
  • Тема 5. Советская социальная мобильность. Особенности советской биография.
    Траектория жизни. Жизненные стратегии. Специфика советских поколений. Социальная мобильность — вертикальная и горизонтальная. Образовательные и профессиональные траектории. Внутрисемейная мобильность. Сохранение, утрата, переосмысление этнических черт. Жилищные практики. Семейные практики, гендерное измерение жизненных траекторий, эмансипационные и дискриминационные практики. Элемент случайности. Концепция «удачного поворота» в судьбе.
  • Тема 6. Социальная иерархия советского общества.
    Сталинская концепция «неантагонистических классов». Социально-политическая иерархия советского общества. Была ли в СССР экспулатация? Интрепретации бюрократической власти в СССР.: «Новый класс» М.Джиласа, «Номенклатура» М. Восленского, концепция «этакратического государства М.Чешкова.
  • Тема 7. Советский рабочий класс.
    Рабочий или пролетарий? Промышленный патернализм. Социальные функции советского предприятия. Завод как индустриальная община. Рабочий класс в эпоху Оттепели и Застоя. Рабочие в постсоветской России. Социально-профессиональная группа советских инженеров. Инженеры эпохи Застоя как социальный типаж. Повседневность и образ жизни ИТР. Мир технической интеллигенции в интерпретации Р.Абрамова.
  • Тема 8. Советское крестьянство.
    Концепция «неудобного класса» Т. Шанина. Советское крестьянство: колхозники и работники совхозов. Российская деревня в XXI веке. Концепции Н. Покровского: дезурбанизация, «клеточная экономика» и сельско-городские сообщества. Концепция «зачарованного места» А.Качкаевой и И. Кирия. Запрос на «деревенское» в период пандемии.
  • Тема 9. Советский человек эпохи «оттепели».
    Развенчание «культа личности». Культурные особенности «оттепели». Изменения образа жизни. Массовое жилищное строительство. Мобилизационные кампании Хрущева: целина, кукуруза и др. Программа построения коммунизма. «Мир советского человека» по П. Вайлю и А. Генису.
  • Тема 10. Советский человек «эпохи застоя».
    «Эпоха застоя» как терминологический конструкт. «Сверхдержавность», «равновесие», «стабильность». Застой как замкнутая структура. Л.И. Брежнев — центральная фигура Застоя. Повседневные практики периода «застоя». Советская модель потребления. Формирование диссидентского дискурса. Амбивалентность и парадоксальность позднесоветского общества в концепции А. Юрчака. Недостаточность бинарных оппозиций для описания советской действительности. «Вненаходимость» как образ жизни. «Воображаемый Запад».
  • Тема 11. Советская женщина.
    Особенности советского «гендерного контракта». Политическая и экономическая мобилизация женщин. Борьба с женской отсталостью, освобождение от кухонного рабства. Эволюция советской семьи. «Работающая мать», «двойная нагрузка». Контроль над сексуальностью. Отражение советского гендерного порядка в кино и литературе. Модели советской и постсоветской маскулинности.
  • Тема 12. Человек постсоветской эпохи.
    «Советское в постсоветском»: перелом или преемственность. Интерпретация советского наследия (включая советский тип личности) как препятствия для успешного развития в новых условиях. Интерпретация «советского» как ресурса, эксплуатируемого новым российским капитализмом. Трансформация советских культурных, ментальных и поведенческих практик. Проблема атомизации общества. Феномен советской ностальгии. Перспективы изучения «человека советского».
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Проверочные вопросы на семинарах
  • неблокирующий Проект
    Включает оценку за подготовку и презентацию коллективного проекта, связанного с анализом эго-документа
  • неблокирующий Проверочные работы
    Включает в себя 4 письменных задания, которые выполняются на семинарах
  • неблокирующий Контрольная работа
    Включает в себя оценку за контрольную работу по материалам лекций и семинаров
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * Контрольная работа + 0.35 * Проверочные вопросы на семинарах + 0.1 * Проверочные работы + 0.25 * Проект
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Здравомыслова, Е., & Тёмкина, А. (2003). Государственное Конструирование Гендера В Советском Обществе. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B3FB9001

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Лаппо, Г., & Полян, П. (1999). Результаты Урбанизации В России К Концу Xx Века. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A74C867