• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Кросс-культурные исследования: культурные различия и искусство

Статус: Факультатив
Когда читается: 4 модуль
Преподаватели: Подледнов Денис Дмитриевич, Суворова Анна Александровна
Язык: русский
Кредиты: 2
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

Межкультурная коммуникация является неотъемлемой частью современного мира: происходит непрерывный процесс взаимодействия и заимствования. Кросс-культурные исследования, обращаясь к междисциплинарному дискурсу, занимают первостепенное место в изучении механизмов межкультурных коммуникаций. Авторы курса обращаются к различным кросс-культурным феноменам, развивающимся в поле художественной практики: от заимствования языков и концептов различных цивилизаций до гендерной повестки и гибридных форм искусства, науки и технологий в искусстве рубежа XX-XXI века. Курс расширяет мировоззренческие горизонты слушателя. Исходя из междисциплинарного характера курса, слушатели освоят навыки и прикладные компетенции в области методик кросс-культурного анализа, а также смогут применять на практике логику, методики и модели кросс-культурных исследований в разных областях науки. Курс предполагает лекционные и практические занятия, и может быть рассчитан на бакалавров и магистров гуманитарных специальностей НИУ ВШЭ-Пермь, а также студентов других пермских вузов, культурологов, историков, политологов и искусствоведов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование знаний о содержании, теоретической и практической значимости кросс-культурных феноменов, которые функционируют в поле художественной практики.
  • Развитие навыков анализа процессов кросс-культурных феноменов в междисциплинарной перспективе.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет представлениями об феноменах колониализма, ориентализма и неоколониализма и их отражении/функционировании в контексте мирового искусства и культуры.
  • Владеет представлениями о становлении и развитии аутсайдерского искусства на протяжении XIX-XXI веков. Владеет методами построения исследования в перспективе аутсайдерского искусства.
  • Владеет представлениями о теоретических принципах построения исследования в оптике функционирования гендерной политики в искусстве.
  • Владеет представлениями о влиянии технологических открытий на контекст мирового искусства и культуры. Умеет строить дизайн исследования в области современного искусства.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Проблема европоцентризма в перспективе культуры и искусства
    Тема 1. Колониализм и его рефлексии в мировом искусстве и культуре. Феномен ориентализма в XIX – первой трети ХХ века. Формирование новой кросс-культурной оптики в искусстве авангарда. Тема 2. Феномен неоколониализма в художественной культуре и институциональных практиках второй половины ХХ – начала XXI века.
  • Раздел 2. Феномен Другого в культуре и искусстве ХХ века
    Тема 3. Концепт Другого в перспективе визионерского искусства и творчества душевнобольных в XIX – первой трети ХХ века. Сближение полей философии, психиатрии и авангарда и трансформации поля художественной практики в первой трети ХХ века. Тема 4. Ар брют и аутсайдерское искусство в середине ХХ – начала XXI века. Смысловые и институциональные изменения искусства.
  • Раздел 3. Гендерная перспектива исследований искусства
    Тема 5. «Почему не было великих женщин-художниц?» Проблема гендерной асимметрии в художественной культуре в исторической перспективе. Тема 6. Новая гендерная повестка актуального искусства второй половины ХХ – начала XXI века.
  • Раздел 4. Искусство и наука
    Тема 7. Технологические открытия и их ассимиляция в арт-практиках конца XIX – середины ХХ века: от Мейбриджа к Нам Джун Пайку. Тема 8. Наука и технология в актуальном искусстве на современном этапе: сайнс-арт и медиа арт.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Тест
  • неблокирующий Практическое задание
  • неблокирующий Самостоятельная работа
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.1 * Практическое задание + 0.1 * Самостоятельная работа + 0.3 * Тест + 0.3 * Экзамен + 0.2 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Агратина Е. Е. - ИСКУССТВО ХХ ВЕКА. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 317с. - ISBN: 978-5-534-04737-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/iskusstvo-hh-veka-438189
  • Агратина Е. Е. - ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОГО И РУССКОГО ИСКУССТВА ХХ ВЕКА. Учебник и практикум для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 317с. - ISBN: 978-5-534-05785-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-zarubezhnogo-i-russkogo-iskusstva-hh-veka-454237

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Butler, J. (2007). Gender Trouble : Feminism and the Subversion of Identity. New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=881409
  • Бердяев Н.А. - Смысл творчества - Издательство "Лань" - 2017 - 460с. - ISBN: 978-5-507-43254-7 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/93980