• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Введение в мировую экономику

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Майнор
Когда читается: 1, 2 модуль
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 76

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках курса предусмотрено изучение следующего круга вопросов: история развития мировой экономики и науки о ней, демография, теории фирмы и роль корпоративного сектора в мировой экономике, международная торговля и международная интеграция, финансовые рынки и роль спекулятивного капитала в дестабилизации международной экономической системы, социальная структура общества, урбанизация и ее динамика в развитых и развивающихся странах, экономические циклы и кризисы. Курс также включает изучение роли формальных и неформальных институтов в экономической жизни, социальный капитал и культурные факторы экономического роста. В рамках курса не останутся без внимания актуальные глобальные проблемы, которые оказывают все большее влияние на мировую экономику. К ним относятся проблема изменения климата, продовольственная проблема, дефицит воды и водные кризисы, энергобезопасность. Изучение дисциплины «Введение в мировую экономику» не только значительно расширит кругозор у слушателей, но и сформирует у них научно обоснованное понимание объективных процессов, происходящих в мировой экономике как динамично изменяющейся системе взаимосвязей.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • ознакомление студентов с ключевыми проблемами мировой экономики, основными факторами, определяющими развитие мировой экономики в исторической перспективе
  • установление связей между факторами и основными теориями, целями и методами политики экономического развития в условиях открытой экономики
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Воспроизводит исторический материал о причинах и закономерностях современных мировых экономических процессов.
  • Применяет корректно ряд базовых понятий (ВВП, накопление и потребление, государственные расходы)
  • Анализирует внутристрановую и межстрановую социальную структуру и ее значение в процессе роста.
  • Воспроизводит материал о бедности, демографических проблемах и миграции.
  • Анализирует процесс глобализации в контексте инфотизации и миграции.
  • Воспроизводит материал об устойчивости развития в ретроспективе, прорывах в экономическом росте, демографии.
  • Анализирует демографическую ситуацию в развивающихся и развитых странах.
  • Анализирует динамику, причины и основные направления миграции на современных этапах.
  • Воспроизводит материал о понятии урбанизации и ее динамике в развитых и развивающихся странах
  • Анализирует роль городов в экономическом развитии.
  • Объясняет понятие прогресса как основы истории человечества.
  • Воспроизводит материал о понятии войны, ее видах и последствиях, военных расходов и потерях
  • Анализирует состояние основных регионов мира и процессы, протекающие в них.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • История развития мировой экономики
    Устойчивость развития в ретроспективе, прорывы в экономическом росте, демография. Типы обществ и скорость развития, разрыв Европы и Азии в 15 веке. Ряд базовых понятий: ВВП, накопление и потребление, государственные расходы. Рост: доходы и издержки, факторы: труд, капитал, энергий, прогресс, институты. Обеспечение устойчивого развития в широком определении – понимание проблем и рисков. Синопсис курса.
  • Экономический рост и его факторы
    Виды экономических ресурсов, капитал и труд, энергия, научно-технический прогресс; их комбинации. Природные ресурсы в меняющих исторических условиях (всегда ли «проклятье»?). Географическое положение, природные условия. Научно-технический прогресс и его воплощение в материальных активах, человеческом капитале. Норма накопления, образование, трудовая этика.
  • Циклы и кризисы
    Длинные тренды и Кондратьевские циклы. Освоение ресурсов Земли – пределы роста. Римский клуб и глобальные проблемы человечества. Противодействие изменениям климата как объект международного сотрудничества. Энергетическая бедность. Мировой экономический цикл: финансовые рынки, теории цикла и финансовые кризисы. Относительность классических теорий в условиях кризиса, конфликт интересов, возникновение паники. Стационарные режимы и кризис 2008-2009 гг. Долгосрочные стратегии в неустойчивом мире.
  • Потребление в мировой экономике
  • Международные финансы
    Сбережения на уровне семьи, фирмы, государства. Роль финансовых посредников. Финансовая глобализация. Норма сбережений и норма накопления. Переток капитала: прямой и портфельный, частный и государственный, явный и скрытый, переводы частных лиц. Роль курсов валют, процентной ставки и кризисов.
  • Глобализация мировой экономики
    Глобализация до 1 мировой войны и в настоящее время. Роль информационной революции. Финансовый сектор и всеобщая зависимость. Попытки решить проблемы развития. Глобализация как сращивание и выравнивание институтов. Перевороты и революции как смена политики и основ общественной жизни. Интересы элит, старых и новых. Группы интересов: за открытую либеральную экономику или за регионализацию. Инерция развития или свободный выбор пути
  • Международная интеграция
  • Международная торговля
  • Мировая энергетика
    Масштабы мировой энергетической взаимозависимости. Унаследованные ресурсы и активы, использование доходов для модернизации «неэнергетической» экономики. Стейкхолдеры и собственники: различия интересов сторон. География ресурсов нефти, природного газа, угля. Ядерная энергетика. Проблема выбросов парниковых газов.
  • Институты в экономической жизни
    Права собственности, контракты, трансакционные издержки, предсказуемость обещаний и контрактов. Типы правовых режимов: англосаксонский, континентальный, азиатский. Либерализм и протекционизм – рациональные решения и их условия. Коррупция как универсальный тормоз развития. Государство как рычаг и тормоз развития.
  • Социальная структура общества
    Внутристрановая и межстрановая социальная структура. Высшее общество, средний класс, бедность и социальное неравенство. Социальная структура как стимул или ограничитель роста. Бедность, демографическая проблема и миграция как экстерналии. Глобализация как эффект инфотизации и миграции
  • Демография и миграция
  • Города
  • Военная экономика
    Экономика и прогресс как основа истории человечества. Оружие и НТП. Военные расходы, войны и потери. Войны экономические, «холодные» и «горячие»: продолжение политики иными средствами. Неравномерность последствий войн. Инерция и реакция победителей и побежденных. Политика догоняющего (обгоняющего) развития.
  • Глобальные проблемы: климат и вода
    Вопросы к семинарам: 1. Экологические проблемы в прошлом и настоящем. Связь между экономическим развитием и состоянием окружающей среды 2. Влияние глобальных изменений климата на мировую экономику. 3. Основные меры по противодействию глобальным изменениям климата. 4. Проблема нехватки пресной воды с точки зрения мирового хозяйства. 5. Окружающая среда в контексте устойчивого развития.
  • Глобальные проблемы: продовольствие
    Вопросы к семинарам 1. Трансформация мирового рынка продовольствия 2. В чем причины глобальной продовольственной проблемы на современном этапе 3. Методы борьбы с глобальной продовольственной проблемой
  • Основные социально экономические модели
    Американская модель. Японская модель. Скандинавская модель. Европейская модель. Латиноамериканская модель. Африканская модель.
  • Основной обзор регионов мира
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Активность на семинаре оценивается преподавателем на основе умения студента грамотно изложить свою точку зрения по поводу заданных вопросов, подкрепив ответ фактологическим материалом.
  • неблокирующий Эссе
    Параметры: до 8000 знаков с пробелами. Эссе оценивается по основным критериям, указанным в методических рекомендациях по написанию эссе.
  • неблокирующий Домашнее задание
    Подготовка презентации о ТНК, Подготовка презентаций о регионах мира
  • неблокирующий Экзамен
    Итоговый контроль по данной дисциплине проводится в форме устного опроса по билетам, с предварительной подготовкой не менее 20 и не более 30 минут. В каждом экзаменационном билете должно содержаться два вопроса. Экзаменатор в праве задавать вопросы сверх билета.
  • неблокирующий Семинары
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Домашнее задание + 0.3 * Семинары + 0.3 * Экзамен + 0.2 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Международная экономика : теория и политика, Кругман, П. Р., 2003
  • Мировая экономика : учебник для вузов, Ломакин, В. К., 2001
  • Мировая экономика : учебник, Кудров, В. М., 2009

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Всемирная торговая организация, Дюмулен, И. И., 2003
  • Институты, институциональные изменения и функционирование экономики, Норт, Д., 1997