• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Технологии манипулирования сознанием и поведением людей: выявление, анализ, противодействие

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Маго-лего
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 4 модуль
Преподаватели: Дзялошинский Иосиф Михайлович
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках курса «Технологии манипулирования в СМИ: выявление, анализ, противодействие» рассматриваются теоретические и практические проблемы коммуникативного воздействия на сознание и поведение людей. Представлен анализ таких мишеней воздействия, как язык, картина мира, общественное мнение, общественные эмоции. Особое внимание в книге уделено исследованию манипулятивных технологий коммуникативного воздействия, а также способов диагностики скрытого воздействия. Описаны технологии защиты от нежелательного воздействия.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Выявление, анализ, противодействие» является обучение студентов основам выявления и анализа манипулятивных технологий, используемых в журналистской деятельности, а также способам противодействия им.
  • Выработка у студентов понимания и уважения этических и правовых норм, которые распространяются на использование средств коммуникативного воздействия и манипулирования в сфере масс-медиа.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Определяет на практических примерах разницу между влиянием и воздействием.
  • Определяет типы ресурсов, использованных в конкретных актах воздействия.
  • Выделяет в медийном массиве тексты с манипулятивным потенциалом.
  • Определяет какие приемы защиты от манипулятивного воздействия целесообразно использовать в конкретных ситуациях.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • РАЗДЕЛ 1. ВЛИЯНИЕ В СТРУКТУРЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
    Тема 1.1. Вступительная лекция «Воздействие» в ряду других понятий: «взаимодействие», «влияние», «убеждение», «внушение», «манипулирование» и др. Смысловые различия, имеющиеся между этими категориями. Зависимость человека от влияний социума и других индивидов, уязвимость для негативных влияний и иллюзий. Тема 1.2. Влияние на сознание и поведение людей. Эволюция представлений. Осознание проблемы влияния на личность в различных культурно-исторических условиях. Исторические этапы развития системы социального влияния и убеждения. История развития методов и концепций влияния, пропаганды и убеждения. Поведенческие, когнитивные и логико-риторические подходы к убеждению. Особенности современного этапа взаимоотношений личности и социума, личности и группы как системы взаимовлияний.
  • РАЗДЕЛ 2. РЕСУРСЫ И ТЕХНОЛОГИИ ВЛИЯНИЯ
    2.1. Вербальные ресурсы. Особенности языка как знаковой системы, служащей для передачи значений в процессе коммуникации. Устная речь и письменная речь- общее и особенное. Способы речевого воздействии: выбор/конструирование слов и выражений; выбор синтаксических конструкций; управление скрытыми смыслами и т.д. Широкое и узкое понимание речевого воздействия. Соотношение понятии речевого воздействия и языкового манипулирования. Особенности структуры и функционирования естественного языка как инструмента речевого воздействия. Речевое воздействие и манипулирование на разных языковых уровнях. Текст и подтекст. Особенности восприятия и понимания имплицитной информации. Принцип кооперации и постулаты речевого общения П. Грайса. Импликатуры, порождаемые при нарушении постулатов речевого общения. Воздействующий потенциал имплицитной информации. Виды имплицитной информации: конвенциональные импликатуры (презумпция существования, исходное допущение вопроса, пресуппозиции различных видов); теоретические импликатуры, импликатуры дискурса. Основные типы языковых структур, вводящих имплицитную информацию. Умолчание как прием речевого воздействия. Взаимодействие различных видов информации (имплицитной и эксплицитной) в процессе понимания сообщения. Прямые и косвенные речевые акты. Понятие перформатива. Воздействующий потенциал косвенных речевых актов. 2.2. Невербальные ресурсы. Основные типы невербальных средств коммуникации. «Телесные знаковые системы» «Иконические знаковые системы». Невербальные средства выражения информации в сообщении: изображение, шрифтовое и цветовое выделение, особенности макета, звуковое сопровождение и голос и др. Соотношение вербальной и невербальной информации. Невербальная информация в сообщении, особенности ее взаимодействия с вербальной информацией. Основы визуальной риторики. Визуальные тизеры, визуальные искажения, визуальные парадоксы, визуальные гиперболы и литоты, визуальные метафоры и метонимии, оживление мертвых метафор, визуальные каламбуры, замены и смещения в ролевой структуре и другие креативные приемы невербальной коммуникации. 2.3. Среда как ресурс воздействия. Среда как знаковая система. Предметная среда, пространственные отношения, цвет, запах, одежда, украшения, и т.п. как средства влияния на сознание и поведение человека. 2.4. Символические ресурсы воздействия. Символы как ресурс воздействия. Смысловая структура символа. Виды и типы символов. 2.5. Убеждающие технологии. История развития методов и концепций влияния, пропаганды и дискуссионного убеждения. Поведенческие, когнитивные и логико-риторические подходы к убеждению. Искусство убеждать. Убеждение как метод воздействия. Основные виды убеждения. Типы убеждающих воздействий: информирование, разъяснение, доказательство, опровержение. Условия и правила убеждения. Практические приемы убеждения. Четырнадцать правил, помогающих убеждать. Речевые средства убеждения. Классическое понимание убеждающих речей. Красота, ясность и уместность как качества убеждающей речи. Изучение ожиданий, установок, интересов, ценностных ориентаций людей как необходимое условие эффективности убеждения. 2.6. Диалогические технологии. Ненасильственные коммуникации в современную эпоху. Диалог. Понятие о диалоге. Классификация видов диалога по субъектам: межличностный (диадический) диалог, диалог общественных групп, межкультурный диалог, межцивилизационный диалог. Диалог культур в глобальном мире. 2.7. Психологические манипуляции как скрытное управление сознанием и поведением людей. Анализ и обобщение подходов к определению понятия “манипуляция Определение манипуляции. Виды манипуляций. Манипуляция как способ управления. Манипуляция как угроза информационной безопасности общества. Место манипуляции в системе человеческих взаимоотношений. Анализ отличий манипуляции от других технологий воздействия на сознание и поведение людей. Критерии манипуляции. Законы манипуляции. Рациональная манипуляция, ценностно-эмоциональное манипулирование, использование методов социального контроля, «черная» риторика, использование психологических автоматизмов, апелляция к коллективному бессознательному и др. Этическая сторона манипуляций. 2.8. Нейролингвистическое программирование как манипулятивная технология. Программное воздействие и манипулирование: общие характеристики и различия. Основные техники НЛП-воздействия (наведение транса, отражение, пристройки, «якорение», ведение, программирование и др.).
  • РАЗДЕЛ 3. МАНИПУЛЯЦИЯ В МАССОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ
    3.1. СМИ как манипулятор. Особенности психологических манипуляций в массовых информационных процессах. Основные формы массового информационно-психологического воздействия. 3.2. Манипулятивные возможности масс-медиа. Информационные кампании и акции. Виды и типы информационных кампаний. Общая модель воздействия в информационной кампании. Психологические войны. Цели и средства психологической войны. Основания психологической войны. Логика психологической войны. Коммуникативные составляющие психологической операции. Инструментарий психологических операций. 3.3. Техники медиаманипуляции. Искажение информации. Утаивание информации. Использование ложной информации. Способ подачи информации. Момент подачи информации.
  • РАЗДЕЛ 4. ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ И АДРЕСАТ ВЛИЯНИЯ.
    Сознание и поведение личности, групп, масс. Программы поведения и программы управления. Когнитивные, социо-психологические, семиотические и социальные предпосылки коммуникативного воздействия и манипулирования. Эмоциональные, экзистенциальные и культурные составляющие в процессах влияния и убеждения.
  • РАЗДЕЛ 5. ЗАЩИТА ОТ МАНИПУЛЯЦИИ
    5.1. Методы «вскрытия» манипулятивных приемов. Индикаторы манипуляции. Техники получения необходимой информации. Определение установки собеседника на борьбу или на сотрудничество. 5.2. Защита от манипуляции. Виды и механизмы защит. Межличностные и внутриличностные защиты. Специфические и неспецифические защиты. Базовые защитные установки. Конформизм, нонконформизм и внеконформизм. Укрепление защитного арсенала. Приемы конструктивной защиты. Предотвращение собственных неконструктивных реакций на манипуляцию. Обратная связь как способ противостояния чужому влиянию. Способы выхода из негативных состояний, вызванных чужим влиянием.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Активность
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Активность + 0.3 * Контрольная работа + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Лозовский, Б. Н. Манипулятивные технологии управления средствами массовой информации [Электронный ресурс] / Б. Н. Лозовский. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2008. - 212 с. - ISBN 978-5-7996-0395-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/370929

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Игры, в которые играют люди : психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игр..., Берн, Э., 2001
  • Как манипулировать журналистами, Назайкин, А. Н., 2004