2020/2021
Анализ медиатекстов сензитивных и квир-групп
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Дисциплина общефакультетского пула
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
2-4 модуль
Преподаватели:
Мороз Оксана Владимировна
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
48
Программа дисциплины
Аннотация
Тематика НИСа сосредоточена на изучении истории, теории и практики конструирования языка и медиатекстов сензитивных социальных групп – тех, кто сталкивается с негативной оценкой собственной другости и «квирности», а также с десубъективацией и нарушением гражданский прав. В рамках НИСа будут анализировать следующие концептуальные сюжеты: – как в истории культуры и медиакоммуникаций происходило определение «других», исключаемых, сензитивных групп, – каким образом политическая философия и теория коммуникаций определяет право на высказывание, – как анализировать медиатексты, представляющие опыт конструирования идентичности сензитивности. Этот курс будет полезен тем, кто планирует работать в области социальной журналистики, участвует в активисткой правозащитной деятельности и/или интересуется актуальной критической теорией.
Цель освоения дисциплины
- Знакомство с историей концептуального определения «другости» и ее эффектами на актуальные политики идентичности.
- Освоение методологического и концептуального аппарата квир-теории и близких исследовательских полей.
- Знакомство с практиками определения неконвенциональных идентичностей и их репрезентаций в медиа, а также иных коммуникативных практиках.
Планируемые результаты обучения
- Знакомится с базовыми подходами из пространства политической философии, позволяющими определять Другого, субъекта и вообще интерперсональные взаимодействия.
- Анализирует избранные теории коммуникации и соответствующие практики на предмет обнаружения в исторической перспективе ключевых подходов к репрезентации «другости».
- Сравнивает подходы гендерных исследований для обнаружения ключевых принципов применения социального конструктивизма к определению «нормативности».
- Знакомится с базисом квир-исследований и квир-теории.
- Анализирует современные дискуссии о «нормативности» и попытки построения сензитивных языков.
- Создает собственное исследование/проектирует собственный продукт, основанный на принципах сензитивности.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Феномен ДругогоДругой как категория философии. От «инобытия» к «инаковости» и «возможности» (Гегель, М. Бубер, Х.-Г. Гадамер, Ж. Делез). Феноменология Другого. Другой и интерсубъективность (Э. Гуссерль). «Я – это Другой» (Ж. Лакан). Другой в теории диалога (Ю. Хабермас, Ю.М. Лотман). Другой как маргиналия (М. Фуко, Г. Спивак).
- Тема 2. Теория и практика коммуникаций в контексте «другости»Ключевые теории коммуникации как интерпретация акта интерсубъективного взаимодействия: линейные модели коммуникации (Г. Лассуэлл, Р. Якобсон, модель Уивера и Шеннона, Ю.М. Лотман), семиотика (Ч. Пирс, Ф. де Соссюр, Р. Барт, Ю. Кристева, У. Эко, Б. Успенский, Ю.М. Лотман), дискурс-анализ (П. Серио, Я. Ван Дейк), теория диалога (Ю. Хабермас), культурные исследования репрезентации (С. Холл, Г. Спивак).
- Тема 3. Основы гендерных исследованийКлючевые подходы и основные термины междисциплинарной области в исторической ретроспективе: от исследования половых ролей к женским / мужским / феминистским исследованиям и Gender Studies. Тематические исследования и классика (С. Де Бовуар, Б. Фридан, Н. Ходоров, Д. Харауэй, bell hooks). Гендерные исследования и их влияние на медиаповестку и публичные языки репрезентации.
- Тема 4. Квир: теория и исследования«Квир» история понятия, комьюнити и практик. «Нормативность» как анти-сензитивность. Анализ бинарных систем (М. Фуко, Дж. Батлер, Е. Седжвик), интерсекциональные подходы и их связь с квир-теорией. «Квир» в публичной сфере: от стигматизации к перформативным практикам (авто)репрезентации. Обнаружение границ «квира».
- Тема 5. Словари «квирности» и медиатексты (о Других)«Инлюзивные» и «нейтральные» языки в контексте DE&I практик (в том числе, Disability Studies). Гипотеза лингвистической относительности и ее практическая имплементация в языках «Других». Дискриминация как опосредованное и прагматическое определение «Другого». Медиакампании в поддержку «другости». Анализ кейсов: языки, нарративы, дискурсы, (не)достаточность репрезентации. Активистские способы экспликации ограничений инклюзии сензитивных тем / проблематик.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.2 * Дизайн исследования + 0.2 * Реферат №1 + 0.2 * Реферат №2 + 0.2 * Эссе №1 + 0.2 * Эссе №2
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Второй пол : этика подлинного существования, Бовуар, С. де, 2014
- ЛАПИНА ВЕРОНИКА. (2016). 12 Разгневанных Лекций Здравомыслова Е. А., Темкина А. А. (2015)12 Лекций По Гендерной Социологии: Учебное Пособие, Спб: Издательство Европейского Университета В Санкт-Петербурге. 768 С. Isbn 978-5-94380-196-9. Журнал Исследований Социальной Политики, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16937021
Рекомендуемая дополнительная литература
- Герменевтика субъекта : курс лекций, прочит. в Коллеж де Франс в 1981-1982 учеб. году, Фуко, М., 2007
- Притязания культуры : равенство и разнообразие в глобальную эру, Бенхабиб, С., 2005
- Психика власти : теории субъекции, Батлер, Дж., 2002