• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Инновационное развитие организации

Статус: Майнор
Когда читается: 3, 4 модуль
Преподаватели: Ибрагимов Урал Фаритович, Кабанова Вероника Юрьевна, Никитин Денис Анатольевич, Поминова Александра Ивановна, Суворова Ольга Валерьевна, Титов Сергей Анатольевич, Цымбал Андрей Александрович
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 68

Программа дисциплины

Аннотация

Целью освоения дисциплины «Инновационное развитие организации» является овладение обучающимися теоретических принципов, концепций и положений управления организационными инновациями и предпринимательским развитием корпорации, развитие практических навыков моделирования и анализа бизнес-процессов, организационных структур, выявления и решения проблем корпоративного развития. В результате освоения дисциплины студент должен изучить направления и закономерности организационного развития, методы, инструменты, принципы и последовательность современного организационного анализа. Обучающийся научится моделировать и анализировать деятельность, структуру, бизнес-процессы организации, структурировать бизнес-проблемы, генерировать идеи, разрабатывать бизнес- решения. Обучающийся овладеет инструментами моделирования и анализа деятельности организации, анализа и оптимизации операций, методами структуризации и определения бизнес-проблем, инструментами разработки бизнес-идей предпринимательских проектов. Для освоения учебной дисциплины студенты должны владеть знаниями, полученными в рамках дисциплины майнора «Клиенто-ориентированная разработка новых товаров и услуг».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Овладение студентами теоретических принципов, концепций и положений управления организационными инновациями и предпринимательским развитием корпорации, развитие практических навыков моделирования и анализа бизнес-процессов, организационых структур, выявления и решения проблем корпоративного развития.
  • Понять основные элементы бизнес-системы: ресурсы, работы, результаты, риски, ценность.
  • Научиться исследовать деятельность организации, ее структуру, процессы, операции.
  • Научиться выявлять и анализировать внутренние проблемы и возможности организаций.
  • Понять и научиться применять принципы и методы современных методологий организационного развития (бережливое производство, реинжиниринг бизнес-процессов и т.п.).
  • Формулировать, презентовать, анализировать и отбирать бизнес-идеи для внутрикорпоративных предпринимательских проектов.
  • Понимать общие закономерности развития современных организаций (жизненный цикл организаций).
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные компоненты бизнес-системы и умеет анализировать взаимосвязь между ними.
  • Умеет анализировать деятельность организации с помощью моделей цепи создания ценности, технологической цепи отрасли, кривой ценности.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1 Основные элементы бизнес-системы
    Бизнес как система создания ценности: ресурсы, результаты, риски, ценность. Блага/ выгоды для участников бизнеса (стейкхолдеров): факторы производства и факторные доходы. Анализ ценности для потребителя. Разновидности затрат. Прибыль. Модель точки безубыточности. Бизнес-цикл и оборачиваемость. Риски. Время как экономическая категория.
  • Тема 2 Границы и содержание деятельности компании
    Цепь создания ценности М.Портера. Кривая ценности. Технологическая цепочка отрасли. Интеграция. Аутсорсинг, аутстаффинг, франчайзинг и другие формы организации хозяйственной деятельности. Дилемма make or buy. Корпорация и бизнес-единица. Коммерческие конгломераты.
  • Тема 3 Структура компании
    Вертикальные (административные) и горизонтальные связи. Ценности и цели для клиента, руководителя, собственника. Основные характеристики структур. Разновидности организационных структур. Организационная документация.
  • Тема 4 Процессы и операции компании
    Разновидность операций. Основные количественные показатели операций. Процессы как цепочки операций. Внешние и внутренние процессы. Основы процессного подхода.
  • Тема 5 Основы бережливого производства
    Потери и их виды. Основные инструменты и принципы бережливого производства. Выравнивание производства. Вытягивающий поток. Гибкие технологии и рабочие процессы.
  • Тема 6 Исследование проблем и оптимизация организаций
    Карта потока создания ценности. 5 почему и 1 как. Диаграммы почему-почему и рыбий скелет. Цикл улучшений.
  • Тема 7 Моделирование и оптимизация бизнес-процессов
    Разновидности бизнес-процессов. Средства описания бизнес процессов. Принципы оптимизации бизнес-процессов. Реинжиниринг бизнес-процессов. Постоянное улучшение бизнес-процессов. Структурность и гибкость процессов.
  • Тема 8 Организационное развитие
    Внедрение инноваций в организацию. Организационное сопротивление. Модели организационного развития. Циклы управления организационными изменениями. Лидерство.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий КЗ1: Общий анализ деятельности компании-заказчика
  • неблокирующий Командное задание 2. КЗ2: Детальный анализ деятельности бизнес-единицы
  • неблокирующий Командное задание 3. КЗ3: Карта потока создания ценности и анализ проблем
  • неблокирующий Командное задание 4. КЗ4: Моделирование процессов
  • неблокирующий Индивидуальное задание
  • неблокирующий Индивидуальная активность
  • неблокирующий Разработка и обоснование бизнес-идеи
    Экзамен проводится в устной форме презентации с демонстрацией слайдов (файлы ppt, pdf) и подгрузкой файлов слайдов в чат виртуального класса. Экзамен проводится на платформе MS Teams (https://teams.microsoft.com/) в виртуальном классе по ссылке переданной заранее преподавателем или менеджером. К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию, высланному преподавателем или менеджером на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Участие на экзамене предполагает использованием компьютера (не мобильного устройства). Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей видеокамеры и микрофона, поддержка MS Teams, подключение к Интернету. Для участия в экзамене студент обязан: подключиться в MS Teams, самостоятельно, без вызова со стороны преподавателя, в составе команды выйти в виртуальный класс за 2 минуты до начала выступления с выключенными микрофоном и видеокамерой; в начале презентации включить микрофон и камеру, представить себя, назвав фамилию, имя и отчество с включенной видеокамерой. В ходе презентации одному из выступающих включить демонстрацию экрана. При нарушении связи у выступающего доклад продолжается его коллегами. На экзамене обязательно присутствие всех участников команды в виртуальном классе.
  • неблокирующий КЗ1: Общий анализ деятельности компании-заказчика
  • неблокирующий Командное задание 2. КЗ2: Детальный анализ деятельности бизнес-единицы
  • неблокирующий Командное задание 3. КЗ3: Карта потока создания ценности и анализ проблем
  • неблокирующий Командное задание 4. КЗ4: Моделирование процессов
  • неблокирующий Индивидуальное задание
  • неблокирующий Индивидуальная активность
  • неблокирующий Разработка и обоснование бизнес-идеи
    Экзамен проводится в устной форме презентации с демонстрацией слайдов (файлы ppt, pdf) и подгрузкой файлов слайдов в чат виртуального класса. Экзамен проводится на платформе MS Teams (https://teams.microsoft.com/) в виртуальном классе по ссылке переданной заранее преподавателем или менеджером. К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию, высланному преподавателем или менеджером на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Участие на экзамене предполагает использованием компьютера (не мобильного устройства). Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей видеокамеры и микрофона, поддержка MS Teams, подключение к Интернету. Для участия в экзамене студент обязан: подключиться в MS Teams, самостоятельно, без вызова со стороны преподавателя, в составе команды выйти в виртуальный класс за 2 минуты до начала выступления с выключенными микрофоном и видеокамерой; в начале презентации включить микрофон и камеру, представить себя, назвав фамилию, имя и отчество с включенной видеокамерой. В ходе презентации одному из выступающих включить демонстрацию экрана. При нарушении связи у выступающего доклад продолжается его коллегами. На экзамене обязательно присутствие всех участников команды в виртуальном классе.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Индивидуальная активность + 0.1 * Индивидуальное задание + 0.1 * КЗ1: Общий анализ деятельности компании-заказчика + 0.1 * Командное задание 2. КЗ2: Детальный анализ деятельности бизнес-единицы + 0.1 * Командное задание 3. КЗ3: Карта потока создания ценности и анализ проблем + 0.2 * Командное задание 4. КЗ4: Моделирование процессов + 0.2 * Разработка и обоснование бизнес-идеи
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Бизнес-процессы: регламентация и управление : учебник / В.Г. Елиферов, В.В. Репин. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 319 с. — (Учебники для программы МВА). - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1057215
  • Быстрее, лучше, дешевле: Девять методов реинжиниринга бизнес-процессов / Хаммер М., Хершман Л., - 2-е изд. - Москва :Альпина Пабл., 2016. - 356 с.: ISBN 978-5-9614-4679-1 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/912332
  • Д.Вумек,Д.Джонс - Бережливое производство: Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании - Альпина Паблишер - 2013 - ISBN: 9785961424997 - Текст электронный - URL: https://hse.alpinadigital.ru/book/756
  • Исследование систем управления. Введение в организационное проектирование : учеб. пособие для вузов, Катернюк, А. В., 2009
  • М.Вэйдер - Инструменты бережливого производства II: Карманное руководство по практике применения Lean - Альпина Паблишер - 2015 - ISBN: 9785961439519 - Текст электронный - URL: https://hse.alpinadigital.ru/book/3124
  • Организационное проектирование: реорганизация, реинжиниринг, гармонизация : учеб. пособие / С.А. Лочан, Л.М. Альбитер, Ф.З. Семенова, Д.С. Петросян ; под ред. Д.С. Петросяна. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 196 с. — (Высшее образование: Магистратура). — www.dx.doi.org/10.12737/19670. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/773171
  • Организационный дизайн. Решения для корпораций, компаний, предприятий : учеб. пособие / под ред. В.В. Кондратьева. — М. : ИНФРА-М, 2018.— 111 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа http://www.znanium.com]. — (Управление производством).
  • Производственный и операционный менеджмент, Чейз, Р. Б., 2007
  • Реструктуризация предприятий и компаний : справ. пособие для специалистов и предпринимателей, Мазур, И. И., 2000
  • Учитесь видеть бизнес-процессы. Практика построения карт потоков создания ценности / Ротер М., Шук Д., Пер.Муравьевой Г., - 5-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2017. - 136 с.: 84x108 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-9614-6145-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/926117

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / М. Портер; Пер. с англ. — 6-е изд. — М.: Альпина Паблишер, 2016. ISBN 978-5-9614-4336-3. Режим доступа: https://hse.alpinadigital.ru/book/8930
  • Организационный дизайн : современные концепции управления : учеб. пособие для вузов, Борисова, Л. Г., 2003
  • Построение бизнес-моделей: Настольная книга стратега и новатора / Остервальдер А., Пинье И., - 2-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 288 с.: ISBN 978-5-9614-1844-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/916078