• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Техника речи

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Маго-лего
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 4 модуль
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Техника речи» способствует дикционному и орфоэпическому оформлению речи, пониманию и освоению принципов индивидуальной тренировки речевого аппарата. В результате освоения дисциплины студент сможет: - определить собственные дикционные недостатки и выработать схему их постепенного устранения; - развивать и усовершенствовать природные речевые и голосовые данные; - овладеть теоретическими и практическими навыками, связанными с работой над техникой речи, культурой устного общения. Освоение дисциплины подразумевает общение в реальном времени. Наличие включенной камеры обязательно.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Определение дикционных недостатков и постепенное их устранение.
  • Развитие и усовершенствование природных речевых и голосовых данных.
  • Воспитание дикционной, голосовой и орфоэпической культуры.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Подбирает упражнения для индивидуального артикуляционного и дикционного тренинга.
  • Пишет новостной текст на заданную тему.
  • Готовит список упражнений для индивидуальной работы.
  • Демонстрирует качественно различные интонационные подходы к озвучке текстов.
  • Оптимизирует текст для зачитывания.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Выявление дикционных недостатков, выявления в речи отклонений от норм современного русского произношения.
    Определение степени мышечного напряжения в области речеобразующих органов.Выявление в речи отклонений от норм произношения, как то: наличие акцента, говора или диалектного оттенка, речевой манерности и т. д.
  • Фонетика русского языка.
    Строение рече-голосового аппарата. Классификация гласных звуков речи. Классификация согласных звуков. Гигиена голосо-речевого аппарата. Студенты учатся воспринимать акустические свойства звуков. Определяют и изучают верные артикуляционные позиции для чистого произнесения звуков русской речи.
  • Основные принципы тренировки речевого аппарата.
    Упражнения на снятие зажимов речевого аппарата для тренировки и укрепления артикуляционной мускулатуры (губы, язык, мягкое, твёрдое нёбо, челюсть). Использование логопедических приёмов. Упражнения для освобождения окологортанной мускулатуры (ликвидация зажимов шейно-плечевой группы мышц, препятствующих свободной работе артикуляционного аппарата).
  • Дыхание.
    Роль дыхания в образовании речи. Типы и виды дыхания. Диафрагмальный тип дыхания как основа постановки речевого голоса. Значение осанки в процессе формирования дыхания. Постановка речевого дыхания. Упражнения для закрепления навыков дыхания. Тренировка фонационного дыхания на текстах (скороговорки, стихи и проза с большими речевыми периодами).
  • Артикуляция.
    «Артикуляционная гимнастика», упражнения на укрепление и активизацию артикуляционной мускулатуры речевого аппарата и работу с конкретными проблемными звуками.
  • Произношение гласных.
    Произнесение гласных звуков в верной артикуляционной позиции: в простых, многосоставных звукосочетаниях, в словах и фразах.
  • Произношение согласных.
    Классификация согласных. Твёрдость и мягкость, звонкость и глухость. Произнесение согласных звуков в верной артикуляционной позиции, произнесение двойных согласных, свистящих согласных, разбор пропуска («съедания») согласных звуков и так далее).
  • Резонаторы.
    Резонаторная система. Нахождение центра голоса. Вибрационный массаж. Упражнения на «включение» резонаторов, расширение диапазона голоса, развитие гибкости, звучности, выносливости.
  • Дикция.
    Дикционная отработка звуков русской речи в простых и сложных звукосочетаниях, в труднопроизносимых словах, коротких фразах, пословицах, поговорках, чистоговорках.
  • Автоматизация дикционных навыков.
    Студенты тренируют автоматизацию верных дикционных навыков на учебных текстах с применением сложных слоговых сочетаний, скороговорок, труднопроизносимых слов, пословиц, поговорок, чистоговорок.
  • Работа со специальными текстами и скороговорками для исправления индивидуальных речевых недостатков.
    Дикционная тренировка усложненных звукосочетаний и самостоятельно подобранных или составленных тренировочных текстов для работы со своими проблемными звуками (многоговорки, скороговорки).
  • Интонационная выразительность речи.
    Роль интонации и темпа в речи. Пауза, ее роль в речи. Пустые и значимые паузы. Партитура текста и работа над её созданием. Разметка прозаического и стихотворного текстов. Соблюдение тональности речи при знаках препинания. Дикционная тренировка с изменением ритма, темпа речи. Использование актерских приемов и упражнений.
  • Закрепление полученных навыков. Работа с текстом.
    Демонстрация достижений в развитии навыков орфоэпической грамотности и дикционной «чистоты» путем чтения отрывка из периодической печати (газета, журнал), художественной прозы.
  • Подбор индивидуальных комплексов упражнений для исправления речевых недостатков.
    Самостоятельный подбор студентами комплекса упражнений для исправления индивидуальных речевых недостатков. Корректировка при необходимости.
  • Защита индивидуального проекта
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещаемость
  • неблокирующий Домашнее задание 1
  • неблокирующий Домашнее задание 2
  • неблокирующий Домашнее задание 3
  • неблокирующий Домашнее задание 4
  • неблокирующий Домашнее задание 5
  • неблокирующий Домашнее задание 6
  • неблокирующий Проект
  • неблокирующий Работа на семинарах
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.05 * Домашнее задание 1 + 0.05 * Домашнее задание 2 + 0.05 * Домашнее задание 3 + 0.05 * Домашнее задание 4 + 0.05 * Домашнее задание 5 + 0.05 * Домашнее задание 6 + 0.2 * Посещаемость + 0.3 * Проект + 0.2 * Работа на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Аннушкин В.И. - Техника речи: учеб. пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2018 - 61с. - ISBN: 978-5-9765-1603-8 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/119299
  • Петрова А.Н. - Искусство речи для радио- и тележурналистов - Издательство "Аспект Пресс" - 2017 - 144с. - ISBN: 978-5-7567-0830-1 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/97228

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Черняк В. Д., Дунев А. И., Ефремов В. А., Сергеева Е. В. ; Под общ. ред. Черняк В.Д. - РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ 4-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 389с. - ISBN: 978-5-534-04154-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/russkiy-yazyk-i-kultura-rechi-431710