• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Современное искусство

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Маго-лего
Когда читается: 3, 4 модуль
Преподаватели: Васильева Виктория Олеговна
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 74

Программа дисциплины

Аннотация

Образовательный курс строится на изучении современного искусства (вторая половина ХХ – начало ХХI веков) в контексте определения и анализа современных художественных, политических, социальных и экономических ситуаций его развития. В этом смысле, любой факт истории современного искусства, его течений и направлений будет рассматриваться в связи с появлением и взаимным влиянием новых художественных практик и теоретических концепций искусства, возникающих в постоянно меняющихся условиях современности. Данный подход позволяет избежать формальной, дидактической направленности дисциплины, как правило, предполагающей хронологическое изложение материала (что противоречит самому проекту современного искусства) и, по возможности, полно осветить ключевые проблемы, вопросы и состояние искусства сегодня.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Изучение современного искусства (вторая половина ХХ – начало ХХI вв.) в контексте определения и анализа современных художественных, политических, социальных и экономических ситуаций его развития. В этом смысле, любой факт истории современного искусства, его течений и направлений будет рассматриваться в связи с появлением и взаимным влиянием новых художественных практик и теоретических концепций искусства, возникающих в постоянно меняющихся условиях современности. Данный подход позволит избежать формальной, дидактической направленности дисциплины, как правило, предполагающей хронологическое изложение материала (что противоречит самому проекту современного искусства), и максимально полно осветить ключевые проблемы, вопросы и состояние искусства сегодня.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать историю становления и развития различных концепций искусства; работы и научные труды основных искусствоведов и критиков.
  • Знать современный концептуально-понятийный аппарат, необходимый для анализа явлений художественной культуры XX – начала XXI вв.
  • Знать основные современные теории искусства и поля художественной деятельности.
  • Знать основные факторы и условия, влияющие на развитие художественного процесса.
  • Знать принципы и методы искусствоведческого исследования с использованием информационно-коммуникативных технологий.
  • Знать основные пути взаимовлияния художественной культуры и социально-экономической, политической сторон жизни общества.
  • Знать содержание процесса целеполагания профессионального и личностного развития, его особенности и способы реализации при решении профессиональных задач, исходя из этапов карьерного роста и требований рынка труда.
  • Уметь выявлять, анализировать, структурировать и сопоставлять факторы, формирующие поле современной художественной культуры, формирующие и объясняющие тенденции развития брэндов.
  • Уметь выявлять, анализировать, структурировать и сопоставлять закономерности функционирования арт-рынка, технологий арт-менеджмента и механизмов работы художественных институций.
  • Уметь анализировать актуальные художественные практики в контексте развития интеллектуальной мысли и исторически обусловленных особенностей функционирования культурных институций.
  • Уметь применять теоретические, исторические и методологические знания в искусствоведческих исследованиях с использованием информационно-коммуникативных технологий.
  • Иметь навыки интерпретации и репрезентации результатов комплексного исследования современных художественных явлений с использованием культурологических, исторических, искусствоведческих методов, приёмов философии постмодернизма и других новейших методик.
  • Иметь навыки формирования комплексной характеристики новейших художественных артефактов с выявлением тенденций их формирования и развития в контексте исторических, социально-политических, культурных и иных процессов.
  • Иметь навыки интерпретации новейших художественных явлений в терминах искусствоведения и институциональной критики.
  • Иметь навыки оценки, прогнозирования и анализа текущих и ретроспективных ситуаций в сфере художественной культуры на основе профессиональных терминов, принципов, концепций современного искусствознания и критической теории.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Проблематика современности: основные концепции и подходы
    • Тема 1. Послевоенное искусство: социальные, политические, экономические истоки формирования и контекст. • Тема 2. Кризис авангарда первой трети XX века как источник формирования послевоенных художественных течений. • Тема 3. Теоретическое осмысление культуры второй половины XX – начала XXI вв.: неомарксистская, феминистская, структуралистская и постструктуралистская критические программы.
  • Раздел 2. Современное искусство в системе глобального капитализма
    • Тема 1. Демократизация художественного образования в 1980-1990-ые годы в Америке и странах Европы. Трудовые отношения в сфере современного искусства: постфордизм, нематериальный труд и проблема прекариата. Операизм и постопераизм. • Тема 2. Механизмы финансирования современного искусства: меценатство, спонсорство и деятельность частных, корпоративных и государственных фондов. • Тема 3. Послевоенные теории модернизма: Уход от автономии искусства к сетевой гетерономии. Эстетическая теория Т. Адорно, теории Памеллы М. Ли, Д. Джослита, Х. Штейерль и др. Принципиальное различие в интерпретации модернизма постмодернистским и современным искусством. • Тема 4. Биеннале современного искусства как пост-институт нематериального труда (П.Гилен). Ликвидность и национальные интересы арт-рынка. Монетизация постколониальной теории и мультикультурализма. • Тема 5. Институциональная критика искусства: художественные практики и теории. Б. Бухло, А. Фрейзер, Х. Хааке, Т. Хиршхорн, П. Бурдье, К. Бишоп, Д. Дэвис, Д. Брайан-Уилсон и др. • Тема 6. Современное искусство после экономического кризиса 2008 года: идеи посткапитализма, неореакция, акселерационизм и консервативный поворот.
  • Раздел 3. Искусство действия и теории перформативности
    • Тема 1. Перформативный поворот и его институционализация в современном искусстве: художественные практики и теоретические подходы. • Тема 2. Критика онтологического эссенциализма: перформативная субъективность и проблематика телесной и гендерной идентичности (Дж. Батлер, Э. Фишер-Лихте и др.). Демократическая агентность. • Тема 3. Философия события и практики современного искусства. • Тема 4. Физика и метафизика тела: постгуманизм, кибернетика и границы телесности
  • Раздел 4. Современное искусство в контексте межличностной коммуникации: от художественных объединений к субкультуре и феномену «тусовки».
    • Тема 1. Особенности феномена «субкультуры»: механизмы формирования, контекст возникновения. • Тема 2. История художественный объединений и союзов второй половины XX – начала XXI вв. • Тема 3. Особенности социализации акторов поля художественной культуры в эпоху новейших технологий коммуникации.
  • Раздел 5. Современное искусство и электронные медиа
    • Тема 1. Современное искусство и теории архива: от концептуализма к post-internet. Уязвимость искусства новых медиа перед устареванием технологий. Документация и музейное хранение медиаискусства. • Тема 2. Техники и технологии медиаискусства. • Тема 3. Что такое медиахудожник? Медиавторство в системе интернет протоколов (А. Гэллоуэй). Модерация и премодерация в интернете. • Тема 4. Медиаархеология и критика «новизны».
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Творческое задание
  • неблокирующий Тестовое задание
  • неблокирующий Устный экзамен
    Экзамен проводится в устной форме (опрос по материалам курса). Экзамен проводится на платформе Skype (https://www.skype.com/). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Skype. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
  • неблокирующий Работа на семинарах
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.14 * Работа на семинарах + 0.224 * Творческое задание + 0.336 * Тестовое задание + 0.3 * Устный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Бычков В.В. - Эстетика - КноРус - 2016 - 526с. - ISBN: 978-5-406-04668-5 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/918030

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Львов, А. (2013). Ж. Бодрийяр: от производства эстетического к обществу потребления. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.1422389D