• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Советская массовая культура: жанровое кино

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Факультатив
Когда читается: 3 модуль
Преподаватели: Дашкова Татьяна Юрьевна
Язык: русский
Кредиты: 2
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Советская массовая культура: жанровое кино» предлагает новый взгляд на советскую массовую культуру — через анализ отечественного жанрового кино (комедий, детективов, сказок, исторических, научно-фантастических, приключенческих и др. фильмов). Под понятием «массовая культура» мы будем иметь в виду следующие смыслы: массовый характер ее проявлений; опосредованность средствами массовой коммуникации (среди которых кинематограф занимает одну из ведущих ролей); определенный набор характеристик, основные из которых простота, высокая степень стандартизации, удовлетворение потребности в отдыхе и развлечении, а также позитивный пафос, и утверждение базовых ценностей и норм современного общества. Жанровым кино мы будем называть определенный тип кинофильмов, для которых характерны, такие признаки, как повествовательность («рассказывание истории»), следование определенным правилам («законам жанра», «формулам»), увлекательность, включенность зрителя в происходящее, стимулирование в нем сопереживания и желания отождествить себя с персонажем. Именно через этот тип кинематографа формулируются и транслируются основные политические и культурные ориентиры, поэтому его изучение становится ключом для понимания действия культурных механизмов того или иного периода жизни страны. В СССР роль у жанрового кино была особая роль: именно оно на государственном уровне должно было стать основным транслятором господствующей идеологии. Поэтому изучение структуры и механизмов функционирования советского жанрового кинематографа позволит нам приблизиться к пониманию идеологии как «процесса символического образования» (К.Гирц), системы значений, транслируемых при помощи собственно кинематографических средств. Привычка к жанровым фильмам (комедиям, мелодрамам, водевилям и пр.) выработалась в нашей стране еще до революции, а в относительно свободных 1920-х годах поддерживалась прокатом большого количества американских развлекательных лент. На момент формирования «большого стиля» в советском кинематографе (середина 1930-х гг.) у советских зрителей уже сложились основы «жанрового мышления», то есть подспудное представление о том, каким должно быть (развлекательное) кино. Именно над этим фундаментом надстраивался советский идеологический кинематограф. Все это сделало его важнейшим ресурсом для идеологической работы: задача «поучать развлекая» становится политической стратегией. Основная цель освоения дисциплины «Советская массовая культура: жанровое кино» – проанализировать, как в жанровом кино нашли отражение политические и культурные процессы, происходившие в СССР, как формулировалось (идеологическое) высказывание внутри жанра и почему для коммуникации со зрителем выбирается тот, а не иной жанр.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • проанализировать, как в жанровом кино нашли отражение политические и культурные процессы, происходившие в СССР, как формулировалось (идеологическое) высказывание внутри жанра и почему для коммуникации со зрителем выбирается тот, а не иной жанр.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Освоил основные подходы к исследованию советской массовой культуры;
  • Представляет об основных киножанрах внутри системы советского кинематографа.
  • Анализирует наиболее значимые теоретические работы по (советскому) кино как общеметодологического, так и инструментального характера.
  • Распознает основные вехи и соответствующие им приемы в истории советского жанрового кино.
  • Применяет на практике методы анализа художественного фильма.
  • Понимает советское жанровое кино в его политическом, культурном и историческом измерении.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Методы исследования советской массовой культуры.
    Цели и задачи курса. Значение СМК для изучения советской массовой культуры. Специфика визуальных источников. Значение кинематографа как культурного источника. Субъективность, избирательность и идеологичность взгляда камеры. Культурные запреты и политическая цензура. Манера актерской игры: жесты, позы, манера двигаться и говорить. Повседневность «функциональная» и «нефункциональная». Понятие жанра в литературе и кинематографе. Описание «формульных повествований» Дж. Кавелти. Реконструкция зрительского восприятия (Х.Р. Яусс). Жанровое кино и социальная реальность. Проблема конструирования «кинореальности». Жанровое мышление в кино (сюжет, конфликт, персонаж).
  • История советского жанрового кино.
    Партийная установка на создание «советской комедии». Голливудское и европейское влияние. Комедия как эталонный жанр советского кино 30-50-х гг. (фильмы Г.Александрова и И.Пырьева). Понятие «большого стиля» в развлекательном кино. Музыкальная, бытовая, спортивная комедии. Актерские амплуа, внешность, манера говорить, двигаться одеваться. Образы – образцы Л.Орловой, М.Ладыниной, С.Столярова. Упадок комедийного жанра в начале 1950-х годов. Комедия положений 60-70-х Л.Гайдая. Постсоветская «черная комедия» К.Муратовой. Смена парадигмы в советском кино после 1956 года. Размывание жанровых рамок – киноповесть как не-жанр («Чистое небо», «Дом, в котором я живу»). Расширение сюжетного репертуара. Новый тип актера (Н.Мордюкова, И.Макарова, Н.Рыбников) и новая манера актерской игры. «Документальность» и непрофессиональные актеры («Июльский дождь», «История Аси Клячиной…». Знаковая и незнаковая повседневность. Военная драма в «оттепельном» кино («Летят журавли»). Странные и нетипичные персонажи (Т.Самойлова, Т.Доронина). Мелодрама как вытесняемый жанр. Невозможность чисто любовного конфликта («Осень» А.Смиронова). Производственная драма «брежневского» времени. Трагикомедии Э.Рязанова и Г.Данелия.
  • Жанровая специфика советского кино.
    Конструирование событий недавнего прошлого в историко-революционном кино («Человек с ружьем»). Пантеон героев революции и гражданской войны («Чапаев», «Щорс»). Отбор и экранизация исторических событий. Кинобиография. Составление пантеона «великих людей» (Александр Невский, Петр I, Иван Грозный). Изобразительные новации исторических фильмов С.Эйзенштейна. Экранизации исторических эпопей («Война и мир»). Фильмы про ученых – связь науки и политики («Мичурин»). Национальная идентичность в фильмах о поэтах и композиторах («Композитор Глинка»). Фильмы про шпионов и вредителей («Ошибка инженера Кочина», «Партийный билет». Политические тенденции конца 30-х годов: поиск внутренних врагов и ожидание войны. Способы показа «своих» и «чужих». «Положительные» и «отрицательные» герои: манера поведения и внешность. Приемы создания напряжения. Фильмы про разведчиков («Подвиг разведчика», «Щит и меч», «Семнадцать мгновений весны»). «Милицейские фильмы» («Место встречи изменить нельзя»). Роль интриги. Зрительская включенность и сопричастность. Приключенческое кино. Экранизации классики (Ж.Верн, Р.-Л.Стивенсон) и принципы отбора. Истерн и вестерн («Белое солнце пустыни», «Свой среди чужих – чужой среди своих») – ассимелирование жанра. Революция как приключенческий сюжет («Неуловимые мстители»). Стилизация («Человек с бульвара Капуцинов»). Первые советские фантастические ленты: «Аэлита», «Космический рейс». Теория «ближнего прицела». Несовместимость научной фантастики и советского утопического проекта. «Оборонная фантастика». Смесь научно-популярного и научно-фантастического кинематографа (П.Клушанцев). «Планета бурь» П.Клушанцева и проблема спецеффектов. Отношение к голливудской и европейской традициям кинофантастики. Авторское кино А.Тарковского («Солярис» и «Сталкер»). Фантастическое как жанр и фантастическое как эффект. Экранизации братьев Стругацких. Фантастика для детей и юношества («Москва – Кассиопея», «Отроки во Вселенной», «Большое космическое путешествие»). Метафора космоса в постсоветском кино («Космос как предчувствие», «Одиссея 1989»). Киномистификация «Первые на Луне». Киносказка. (Птушко, А.Роу, Н.Кошеверова). Отбор сказочных сюжетов. Место идеологии в фильмах-сказках («Кащей Бессмертный»). Рамочные конструкции («Новый Гулливер», «Королевство кривых зеркал»). Сказки для взрослых Г.Горина и М.Захарова («Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхгаузен»). Проблема «эзопова языка».
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Итоговое эссе
  • неблокирующий Итоговая презентация
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.4 * Активность на семинарах + 0.3 * Итоговая презентация + 0.3 * Итоговое эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Живые и мертвое : заметки к истории советского кино 1920 - 1960-х годов, Марголит, Е. Я., 2012
  • Музей революции : советское кино и сталинский истор. нарратив, Добренко, Е., 2008
  • Телесность - Идеология - Кинематограф : визуальный канон и советская повседневность, Дашкова, Т., 2013
  • Храмов, В. (2009). Советское кино как феномен советской культуры. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.8A41A6A3
  • ХРЮКИН Д.А. (2017). «Жанр» Как Ключевая Проблема Советского Кинематографа 1968-1985 Гг. Государство, Кинематографисты, Зритель. Историческая и Социально-Образовательная Мысль, (2–1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.17015735

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Natalija Arlauskaitė. (2019). Lilya Kaganovsky: The Voice of Technology: Soviet Cinema’s Transition to Sound, 1928-1935. Apparatus. Film, Media and Digital Cultures of Central and Eastern Europe, (8). https://doi.org/10.17892/app.2019.0008.141
  • Реальность массмедиа, Луман, Н., 2005