• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

«Человек эмоциональный»: Современная социология эмоций

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Факультатив
Когда читается: 2 модуль
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Основной целью данного курса является ознакомление с перспективной и сравнительно молодой областью социологического знания, с основными концепциями эмоций и эмоционального поведения. Эмоции определяют нашу жизнь: эмоции укоренены в социальных явлениях, а социальные явления эмоциональны. Поэтому неудивительно, что социологи сейчас уделяют эмоциям так много внимания. Социология эмоций хотя и относительно новая, но уже институционализированная и развитая область социологических исследований, пересекающаяся с социальной психологией, историей и антропологией. В международной социологической Ассоциации постоянно работает комитет по социологии эмоций, тем самым, демонстрируя заинтересованность ученых в исследовании такого сложного явления как эмоции с социологической точки зрения. Современная социология идет по пути все большей детализации поведения личности и включает теперь анализ эмоций, которые существенно меняются в современных обществах. В курсе будет уделено внимание пониманию эмоций как живого опыта в повседневной жизни индивидов – в контексте межличностных взаимодействий, идентичностей, социальных отношений и сообществ. Также в рамках курса предполагается рассмотреть эмоции как часть макроявлений социальной жизни, таких процессов как социализация, нормы, социальные проблемы, социальные структуры и социальные движения. Микро- и макроаспекты эмоциональной жизни будут осваиваться через лекционные занятия, чтение текстов, дискуссии, возможно общение с приглашенными лекторами, обсуждение фильмов, материалов СМИ, личного опыта. Иными словами, курс представляет собой раскрытие скорее социальных, не психологических, аспектов эмоций на уровне общей социально-гуманитарной грамотности современных студентов бакалавриата.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Основной целью данного курса является ознакомление с перспективной и сравнительно молодой областью социологического знания, с основными концепциями эмоций и эмоционального поведения.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • 1. Слушатели знают о многообразии и трудностях определения эмоций в социологии и других дисциплинах. 2. Знают о классических и современных теориях в социологии эмоций, могут ориентироваться в них. 3. Знают о трудностях эмпирического исследования эмоций в социологии и различных методах исследования эмоциональных аспектов социальных явлений в социологии.
  • Слушатели знают в целом культурные теории эмоций в социологии, основные понятия социологии эмоций: управление эмоциями, эмоциональные нормы, эмоциональные культуры, идеологии, эмоциональная девиация, эмоциональная социализация.
  • Слушатели усвоили понятие эмоционального труда и управления эмоциями на рабочем месте, в публичной профессиональной сфере. Слушатели знают различные типы исследований управления эмоций в контексте работы в социологии.
  • Слушатели знакомы со структурными теориями эмоций в социологии и могут анализировать эмоциональные аспекты социального неравенства.
  • Слушатели могут анализировать эмоциональные состояния гнева и страха с позиций социологии, знают основные подходы к концептуализации и исследованию страха в социологии.
  • Слушатели могут анализировать с позиции социологии эмоциональные состояния гордости и стыда, знают основные подходы к теоретическому и эмпирическому исследованию указанных эмоций.
  • Слушатели могут анализировать сложные социальные явления - любовь и дружбу - с позиции социологии эмоции, знают основные социологические подходы к этим явлениям.
  • Слушатели знают о социологических теориях симпатии и эмпатии, могут анализировать социальные явления в этом ключе.
  • Слушатели могут анализировать с позиции социологии феномены человеческого горя, знают об эмпирических исследованиях горя.
  • Слушатели знают социологические подходы к изучению ревности и зависти, трудности социологического исследования зависти и ревности
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Что такое эмоции? Как возможна социология эмоций?
    Что такое эмоции. Трудности социологического определения эмоций. Сколько существует эмоций. Первичные, вторичные и третичные эмоции. Эмоции и мотивация поведения. Когнитивные и эмоциональные процессы. Социология и психология эмоций. Социальное конструирование эмоций. Происхождение эмоций. Биология и социология эмоций. Социологическая концептуализация эмоций. Социальная структура и эмоции. Основные подходы к изучению эмоций в социологии. Идентификация эмоций в социологических исследованиях. Методы и методики исследования эмоций в социологии. Общая характеристика современных социологических теорий эмоций. Эмоции в работах социологов-классиков. Г. Зиммель, Г. Спенсер, М. Вебер, Э. Дюркгейм, М. Шелер. Классификация теорий эмоций Дж. Тернера. Дра-матургические и культурные теории эмоций. Ритуалистические концепции. Исследования эмоций в рамках символического интеракционизма. Психоаналитические теории эмоций. Эмоции в теориях обмена. Структурные теории эмоциональных процессов. Эволюционистские теории эмоций.
  • Тема 2. Эмоции в личной жизни и культуре.
    Культурный словарь эмоций. Эмоциональная культура и эмоциональные идеологии. Эмоциональная социализация и идентичность. Культурная теория эмоций и управления эмоциями А. Хохшильд. Правила чувствования (интенсивность, направление и длительность) и правила выражения эмоций. Эмоциональная работа. Техники управления эмоциями. Телесная работа, эмоциональная работа и работа с идентичностью. Гендерные аспекты эмоциональной работы. Эмоциональная работа в приватной сфере жизни общества: в семье и близких отношениях. Изучение эмоциональной работы в социологии: методы исследования расхождения между выражаемыми и переживаемыми эмоциями.
  • Тема 3. Эмоции на рабочем месте.
    Эмоциональная работа и эмоциональный труд. Эмоциональный менеджмент. Техники управления эмоциями. Эмоции в различных профессиональных сферах. Профессиональные эмоциональные идеологии. Соотноше-ние эмоциональной культуры и профессионально-специализированной эмоциональной идеологии. Сервисные занятия в современном обществе и эмоциональный труд. Эмоциальная работа в медицине, социальной работе, юриспруденции и других профессиях и родах занятий. Профессиональная этика и эмоциональный труд.
  • Тема 4. Эмоции и социальная структура.
    Вклад Т. Парсонса в социологическое изучение эмоций. Социально-структурные ожидания как источник возникновения эмоций. Теория Т. Кемпера: структурные эмоции, ситуативные эмоции и эмоции ожидания в отношениях статуса и власти. Позитивные эмоции (удовлетворение, чувство безопасности и доверия) и негативные эмоции (тревога, страх, потеря доверия и уверенности) в процессах воспроизводства социальной структуры. Теория статуса и власти Р. Тамма. Диалектика статусных отношений и эмоций. «Периодическая таблица эмоций» как универсальная модель структурных условий возникновения эмоций. Теория социоэмоционального поведения и статуса С. Риджвей. Набор правил выражения эмоций в различных типах групп и статусные отношения. Роль эмоций и статусные ограничения в достижении групповых целей: совпадение и несовпадение статусного положения и аффекта. Макроструктурная теория эмоций Дж. Барбалета. Эмоции как связующее звено между разными уровнями социальной структуры. Роль стыда в воспроизводстве социальной структуры и его эволюция в современных обществах. Рессентимент как ведущая эмоция в классовых отношениях. Рессентимент, социальные конфликты и социальные движения. Страх и социальные изменения.
  • Тема 5. Гнев и страх : социологический анализ.
    Гнев и страх, социологическое понимание. Страх и социальный контроль. Гнев как первичная и универсальная эмоция. Социальные причины гневных переживаний. Социальные контексты гнева – работа, семья, соседские общины и др. Социальная дистрибуция гнева: гендерный аспект, воз-раст, социальный класс. Власть, социальный контроль и функции гнева (Т. Кемпер). Правила выражения гнева (Дж. Аверилл). Открытый и скрываемый гнев (К. Льюис). Диалектика гнева и чувства стыда (Т. Шефф).
  • Тема 6. Социологическое понимание гордости и стыда.
    Подход Э. Гоффмана к эмоциям смущения и стыда. Место эмоций во взаимодействиях лицом-к-лицу. Управление впечатлениями с помощью эмоций. Стратегическое манипулирование эмоциями и культурные предписания. Анатомия замешательства при срыве драматической постановки. Замешательство как форма стыда. Техники выхода из замешательства. Эмоциональный аспект феномена зеркального Я в теории Ч. Х. Кули. Гордость, стыд и страх как составляющие социального контроля и связанные с формированием Я индивида. Контроль над идентичностью как часть социального контроля: роль негативных и позитивных эмоций. С. Шот и теория социального контроля. Социальный контроль как самоконтроль. Эмоции и принятие роли другого. Анализ стыда, чувства вины, замешательства, гордости, эмпатии с точки зрения социальной солидарности, социального порядка и работы над собственной идентичностью. Теория стыда Т. Шеффа. Процессы индивидуального самоощущения в связи с чувствами гордости и стыда. Чувство гордости и социальная солидарность. Стыд и индивидуальные и социальные патологии. Интенсивность гордости и стыда и социальные санкции выражения этих эмоций. Открытый стыд и скрытый стыд. Стыд и социальные конфликты.
  • Тема 7. Социология любви и дружбы.
    Любовь. Любовь как эмоция и как отношение. Психологические и социологические теории любви как эмоции. Классификация видов любви. За-дачи социологического исследования разных видов любви. Любовь как универсальная эмоция. Социально-культурный контекст любви. Модели любви и социальная структура (Т. Кемпер). Социально-историческая перспектива любви (Э. Гидденс). Ф. Кансиан: феминизация любви. Любовь и гнев. Р. Белла, Э. Свидлер: представления о любви и идеалы современного общества и их влияние на поведение людей. М. Джекмен: любовь как инструмент социального порядка. А. Хохшильд: любовь как товар.
  • Тема 8. Симпатия и эмпатия как эмоции и социальные механизмы.
    Теория эмпатии, роль эмпатии в эволюции общества и человека. Эмпатия как моральная эмоция. Теория симпатии К. Кларк. Симпатия как ключевая эмоция в межличностных взаимодействиях. Микроэкономика и микрополитика эмоций. Симпатия как условие социальной солидарности. Культура симпатии и онтологическая безопасность. Гендерные отношения и выражение симпатии. Условия выражения симпатии.
  • Тема 9. Социология горя.
    Печаль как первичная, универсальная эмоция. Социальный смысл печали и социологические трактовки печали. Горе. Горе как эмоция, возникающая вследствие потери социальных связей. Медицинская, психологическая и социологическая модели горя. Горе как сложная, вторичная эмоция. Социальное конструирование горя и его последствия для социальных отношений. Горе, печаль, траур и скорбь, их повседневные интерпретации. Идентификация и привязанность в переживании горя. Кросс-культурные и исторические данные в социологическом понимании переживания и выражения горя. Горе и его роль в социальных движениях. Горе и коллективная память. Горе и социальная структура в современных обществах: медицинские практики преодоления горя. Теория Л. Лофланд: социальные практики, связанные с горем. К. Чармац: горе и потеря идентичности. Теряемые объекты и поведенческие стратегии.
  • Тема 10. Социологическое понимание зависти и ревности.
    Зависть и ревность. Ревность как реакция на вторжение в отношения. Социальные функции ревности. Сравнительно-исторический и антропологический подход к ревности (Б. Малиноский, М. Мид). Ревность и социальные изменения. Основные механизмы управления ревностью. Ревность и самооценка: отношения непонимания (Г. Клантон). Ревность и власть: балансирование отношений. Зависть как ведущая негативная эмоция в неравных социальных отношениях. Зависть в контексте повседневных взаимодействий: что не является завистью, почему зависть отрицается. Избегание зависти. Зависть и ресентимент. Политика и управление завистью. Культура зависти. Зависть и социальные движения. Зависть и социальная справедливость.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Участие в групповых дискуссиях
    Знание текстов, рекомендованных для чтения. Умение ориентироваться в теме.
  • неблокирующий Творческая письменная работа по тематике курса
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.4 * Творческая письменная работа по тематике курса + 0.4 * Участие в групповых дискуссиях + 0.2 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • A general theory of emotions and social life, TenHouten, W. D., 2009
  • Emotions and social relations, Burkitt, I., 2014
  • Emotions in social life : critical themes and contemporary issues, Bendelow, G., 1998
  • Emotions: a cultural studies reader, Harding, J., 2009
  • Handbook of emotions, Lewis, M., 2008
  • Handbook of the sociology emotions, Stets, J. E., 2007
  • Human emotions : a sociological theory, Turner, J. H., 2007
  • Love online : emotions on the Internet, Ben-Ze'ev, A., 2011
  • Men and the language of emotions, Galasinski, D., 2004
  • On emotions : philosophical essays, Deigh, J., 2013
  • Passions within reason : the strategic role of the emotions, Frank, R. H., 1988
  • The social life of emotions, Tiedens, L. Z., 2004
  • The sociology of emotions, Turner, J. H., Stets, J., 2007
  • Theory and research on human emotions, Turner, J. H., 2004
  • Зависть : теория соц. поведения, Шек, Г., Кошкина, В., 2010

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Emotions and risky technologies, Roeser, S., 2010
  • Emotions in transmigration : transformation, movement and identity, Brooks, A., Simpson, R., 2013
  • Face-to-face communication over the internet : emotions in a web of culture, language and technology, Kappas, A., Kramer, N. C., 2011
  • Love, hate and everything in between : expressing emotions in Japanese, Murakami, M., 2002
  • Managing emotions in mergers and acquisitions, Kusstatscher, V., Cooper, C. L., 2005
  • Managing the difficult emotions : a programme for the promotion of emotional intelligence and resilience for young people aged 12 to 16, Bellhouse, B., Fuller, A., 2005
  • Political emotions : why love matters for justice, Nussbaum, M. C., 2013
  • Politics and the emotions : the affective turn in contemporary political studies, Hoggett, P., 2012
  • Tourism and the globalization of emotions : the intimate economy of tango, Tornqvist, M., 2015
  • Избранные труды. Т.1: Мозг: эмоции, потребности, поведение, Симонов, П. В., 2004
  • Как рождаются эмоции : революция в понимании мозга и управлении эмоциями, Барретт, Л. Ф., Поникарова, Л. Ф., 2018
  • Эмоции в языке и речи : сб. ст., Шаронов, И. А., 2005
  • Эмоции и личность, Лук, А. Н., 1982
  • Эмоции и чувства, Ильин, Е. П., 2002
  • Эмоции человека, Изард, К. Е., Гозмана, Л. Я., 1980