• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Война в Европе, 1495 – 1721: Технологии, общества, государства

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Маго-лего
Когда читается: 3 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели: Русаковский Олег Владимирович
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 36

Программа дисциплины

Аннотация

Многие историки, социологи и политологи согласны сегодня с тем, что государство современного типа оформилось в своей основе в Раннее Новое время – период с конца XV по XVIII вв. Произошло это в ходе непрерывных вооруженных конфликтов и, во многом, благодаря им. Появление огнестрельного оружия, крепостей нового типа и массовой боеспособной пехоты запустило череду непрерывных социальных изменений. На смену небольшим и своевольным феодальным дружинам пришли армии в сотни тысяч человек. Их содержание потребовало развития налоговых, финансовых и административных структур, а военное соперничество стимулировало дальнейший технический прогресс. Эти процессы наложили свой отпечаток на европейские общества, в том числе российское, далеко не только в военной сфере и, во многом, определяют наше историческое сознание вплоть до сегодняшнего дня. Военную историю Нового времени представляют часто как историю почти непрерывного технологического и управленческого успеха. В центре этой истории, как правило, оказываются государства и созданные ими постоянные армии. В то же время, в набирающих силу сегодня коммерциализации войны и активности частных вооруженных сил видят зачастую отклонение от магистрального пути исторического развития. Между тем, в реальности технологический и административный прогресс никогда не был равномерным. Прежде чем оказаться эффективным орудием в руках государства, европейским армиям Раннего Нового времени предстояло пройти долгий путь со множеством развилок. Направления этого пути определялись как сложным сочетанием социально-экономических условий, так и действиями отдельных политиков и полководцев, а порой и случайностями, решавшими исход отдельных кампаний и решающих битв. В своем курсе я предлагаю слушателям посмотреть на то, как именно европейские армии и, косвенно, обслуживающий их государственный аппарат принимали привычный нам облик. Мы попробуем понять, почему огнестрельное оружие в считанные десятилетия радикально изменило облик европейских крепостей, но при этом долгое время не могло выйти на первый план в полевых сражениях. Мы поговорим о наемниках из разных регионов Европы – от немецких ландскнехтов до греческих стратиотов – и о тех администраторах, предпринимателях и банкирах, которые поставили их на службу европейским монархам. Я покажу, что многие вещи, которые мы сегодня не мыслим в отрыве от государственной машины – от военного права до привычной нам иерархии военных чинов – обязаны своим появлением нуждам этих частных отрядов. Мы подумаем над тем, почему реальная альтернатива наемничеству не была предложена на протяжении столетий, а мечты интеллектуалов эпохи Возрождения об ополчении свободных граждан оказались несостоятельными. Разумеется, не останутся без внимания крупнейшие войны и сражения эпохи. Мы увидим, как образцовая для своего времени военно-политическая организация Испанской империи оказалась бессильна против уступавшей ей, казалось бы, во всех аспектах армии Нидерландской республики. Речь пойдет и о Тридцатилетней войне, которую часто называют первым общеевропейским военным конфликтом. Мы посмотрим на нее глазами знаменитейших полководцев того времени и одновременно попробуем понять, что эта невероятно долгая война значила для рядовых солдат, их жен и детей. Понаблюдаем, как окрепшие государства шаг за шагом берут вольных наемников под свой контроль, одевают их в униформу и отправляют в гарнизоны крепостей, построенных по последнему слову тогдашней науки, но сталкиваются со все новыми экономическими и социальными вызовами. Наконец, мы попробуем ответить на вопрос, почему Турция, Китай или Япония, имея, казалось бы, все технологические предпосылки, не пошли по европейскому пути, и, главное, почему этот путь оказался столь привлекателен для России эпохи Петра I и его предшественников. Лекционная часть курса дополнена семинарскими занятиями, в ходе которых мы познакомимся с текстами о войне и армиях, созданными европейскими интеллектуалами и военными XVI – XVIII вв. Жанровый спектр этих текстов весьма широк – от военно-технических трактатов и учебников строевой подготовки до воспоминаний офицеров и литературных сочинений. Все тексты предлагаются на русском и английском языках, в оригинале или в современных переводах. В конце курса слушателям предлагается самим проанализировать фрагменты выбранных текстов схожих жанров и тематики в коротких эссе.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • дать студентам представления об основных процессах и явлениях, характеризовавших военную историю Европы конца XV - начала XVIII вв.; познакомить их с методами анализа текстов, относящихся к военной истории Раннего Нового времени (прежде всего, военно-теоретической и военно-мемуарной литературы)
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студенты получили представление о ключевых процессах, явлениях и персоналиях европейской военной истории конца XV - начала XVIII вв.
  • Студенты научились анализировать исторические источники в жанре военно-теоретического или военно-правового трактата и военных воспоминаний Раннего Нового времени
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Лекция 1: Введение
    Постановка проблемы (война как фактор становления современного государства и общества; Раннее Новое время как ключевая эпоха военной истории; хронологические и географические рамки курса) Концепция «Военной революции» (историографическая судьба концепции в работах М. Робертса и Дж. Паркера и ее критика; технологические и военно-тактические изменения; влияние войны на становление государства Раннего Нового времени) – Наемничество как ключевой феномен военной организации Раннего Нового времени (фантом «регулярной армии»; платная военная служба и частные вооруженные силы в прошлом и настоящем; проблема военного профессионализма) – Общая информация о курсе (структура курса; система оценок; требования к эссе и экзамену)
  • Лекция 2: Пушки и стены. "Пороховая революция" XIV - XVI вв.
    Изобретение и распространение огнестрельного оружия (технология изготовления пороха; огнестрельное оружие в Восточной и Центральной Азии в Средние века; появление и распространение пороха и огнестрельных орудий в Европе в XIV – начале XV вв.) – Огнестрельные орудия XV в. (эволюция осадной артиллерии и ручных огнестрельных орудий; альтернативы осадной артиллерии: катапульты и минная война; большие бомбарды на Западе и на Востоке Европы в XV в.) – Появление бастионной фортификации (фортификация Позднего Средневековья и ее недостатки; Итальянские войны 1494 – 1559 гг. и появление укреплений нового типа; основные принципы и понятия бастионной фортификации) – Артиллерия и фортификация XVI в. (политический, стратегический и экономический аспекты эволюции бастионной системы; конец эпохи больших бомбард и эволюция орудий навесного огня; особенности развития фортификация на Востоке Европы)
  • Лекция 3: Пика и мушкет. Рождение наемной пехоты
    Вооружение, тактика и военная организация в Позднем Средневековье (тяжелая кавалерия XIV – XV вв.; феодальное войска как социальный, политический и военный феномен; пехота и лучники в Позднем Средневековье) – Технологическая и тактическая эволюция в XV – XVI вв. (ручное огнестрельное оружие пехоты: аркебузы и мушкеты; пика и новый пехотный строй; рождение новой кавалерии: рейтары и гусары) – Ранние модели наемной службы (платная военная служба в Средние века; итальянские кондотьеры и система кондотты; швейцарская наемная пехота в Бургундских и Итальянских войнах) – Ландскнехты в немецких землях (император Максимилиан I и роль ландскнехтов в императорском войске рубежа XV – начала XVI вв; военное право ландскнехтов; их самосознание и самоорганизация)
  • Лекция 4: Наемники и банкиры. Платная военная служба в XVI - начале XVII вв.
    Наемничество как региональный феномен (Шотландские, английские и ирландские наемные полки; «стратиоты» греческого мира; гайдуки, казаки и «лисовчики» в Восточной Европе) – Финансово-экономический аспект наемной службы (рост расходов на войну и военных налогов; военные контракторы как частные предприниматели; кредитование военных предприятий частными банками) – Социальные и политические проблемы, порожденные наемной службой (религиозная, морально-этическая и политическая критика наемничества современниками; проблема сословного статуса наемников и их командиров; безработные наемники как социальная и политическая угроза) – Альтернативы платной военной службе в XVI – начале XVII вв. (феодальная армия; народное ополчение; постоянная армия как мечта военных интеллектуалов)
  • Лекция 5. "Давид против Голиафа". Военная организация Испании и война в Нидерландах в 1568 - 1618 гг.
    Испанская империя и ее военная организация в XVI – первой половине XVII вв. (политические и стратегические цели испанских королей; терции как основа испанской армии; финансовое и банковское обеспечение испанской военной мощи) – восстание в Нидерландах и попытки его подавления (герцог Альба и организация армии Фландрии в Нидерландах в 1570-х гг.; «Испанская дорога»; кризис в испанской армии начала XVII в.) – Республика Соединенных Провинций и ее вооруженные силы в конце XVI в. (политическое и военное положение восставших нидерландских провинций; нидерландская система крепостей; попытка сбора народного ополчения и дисциплинарные проблемы) – Военные реформы Морица Оранского (введение и развитие линейной тактики; стандартизированное военное обучение для рядовых солдат; военные академии и учебники для социальной элиты)
  • Лекция 6. Густав Адольф против Валленштейна. Армии Тридцатилетней войны в 1618 - 1635 гг.
    Начало Тридцатилетней войны (причины войны, враждующие стороны и их стратегические цели; Баварская армия на начальном этапе войны; военные реформы в протестантских княжествах Германии и причины их неудачи) – Альбрехт фон Валленштейн как полководец и военный предприниматель (социальное происхождение, карьера и финансовый успех; контрибуционная система как основа содержания войск; политическая роль и амбиции Валленштейна) – Густав II Адольф и военная организация Швеции 1620-х – 1630-х гг. (модернизация линейной тактики; шведская рекрутская система; наемные полки в шведской армии) – Шведский период Тридцатилетней войны (кампании 1631 и 1632 гг. в Германии; заговор против Валленштейна и его убийство; битва под Нердлингеном 1631 г. и Пражский мир)
  • Лекция 7. "Постоянная война". Завершение Тридцатилетней войны и ее последствия (1635 - 1660 гг.)
    Вторая половина Тридцатилетней войны (стратегические цели воюющих сторон и пути их реализации в 1635 – 1648 гг.; система расквартирования, снабжения и передвижения войск; французская военная организация времен кардиналов Ришелье и Мазарини) – «военное общество» эпохи Тридцатилетней войны (ужесточение армейской дисциплины; солдатское подразделение как низовая структура самоорганизации; женщины и дети на войне) – Конец Тридцатилетней войны (проблема роспуска войск в Германии в 1648 – 1650 гг.; финансовый и кредитный кризис середины XVII в.; демографические и социальные последствия войны) – Эволюция армий в 1650-х – 1660-х гг. (новые войны на Западе и Востоке Европы: завершение гражданских войн в Британии, Англо-Голландская война 1652 – 1654 гг., военные кризис в Речи Посполитой; кризис вольного наемничества; рождение солдата и рождение офицера)
  • Лекция 8. "Постоянная война". Регулярные армии Европы конца XVII - начала XVIII вв.
    Лекция 8: «Регулярная война». Постоянные армии Европы конца XVII – начала XVIII вв. Технические и тактические нововведения второй половины XVII в. (байонет и фузея; развитие линейной тактики; голланская, французская и имперская школы фортификации) – армии Франции и ее противников в эпоху Людовика XIV (военные реформы Мишеля Летелье; количественный рост армий и военных расходов; война Аугсбургской Лиги и война за Испанское наследство) – Новая инфраструктура войны (гарнизоны и их население; госпиталя и дома инвалидов; военные академии и учебники) – Постоянные армии европейских государств (военные реформы в Пруссии и Савойе; кризис шведской военной модели и Великая Северная война; петровские реформы в России)
  • Лекция 9. Европа и мир. Война в контексте модернизации
    Европейская экспансия в XV – XVIII вв. (установление европейского контроля над мировым океаном; борьба европейских государств с Османской Империей; военные неудачи европейцев в Северной Африке, Южной и Юго-Восточной Азии) – Технологическое отставание Востока и его пределы (пороховые технологии, артиллерия и фортификация в азиатских обществах; тактика и организация военного дела; государственный и налоговый аппарат как средство обеспечения военных нужд) – Проблемы военной модернизации за пределами Европы (малая интенсивность военных конфликтов; культурные и социальные особенности; роль Великой Степи в военной эволюции Евразии) – Особенности военного развития России в XV – начале XVIII вв. (заимствование западных технологий и роль военных специалистов; отсутствие классического наемничества и механизмы набора войск; русское дворянство как военная элита)
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
    Материалом для семинаров являются тексты исторических источников XVI - XVIII вв. на русском или английском языках (в оригинале или современном переводе). Тексты и прилагающиеся к ним вопросники рассылаются перед началом курса через LMS
  • неблокирующий Эссе
    Список с предлагаемыми источниками для анализа и вопросник будут доступны до начала курса через LMS. При желании студенты могут предлагать источники для анализа самостоятельно и выполнять работу по ним в случае предварительного одобрения преподавателем
  • неблокирующий Экзамен
    Время экзамена ограничено 20 минутами. Список вопросов к экзамену будет доступен студентам перед началом курса через LMS
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.3 * Работа на семинарах + 0.4 * Экзамен + 0.3 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Jeremy Black. (2002). European Warfare, 1494-1660. Routledge.
  • Jeremy Black. (2007). European Warfare in a Global Context, 1660-1815. Routledge.
  • Государь, Макиавелли (Макьявелли), Н., 2018
  • Книга о скудости и богатстве, Посошков, И. Т., 1937

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Christine Shaw, & Michael Mallett. (2019). The Italian Wars 1494-1559 : War, State and Society in Early Modern Europe: Vol. Second edition. Routledge.
  • Christopher Duffy. (1996). Siege Warfare : The Fortress in the Early Modern World 1494-1660. Routledge.
  • Christopher Duffy. (2016). The Fortress in the Age of Vauban and Frederick the Great 1660-1789. Routledge.
  • DeVries, K., & Smith, R. D. (2012). Medieval Military Technology, Second Edition: Vol. Second edition. University of Toronto Press, Higher Education Division.
  • González de León, F. (2009). The Road to Rocroi : Class, Culture, and Command in the Spanish Army of Flanders, 1567-1659. Brill.
  • Gregory Hanlon. (2016). Italy 1636 : Cemetery of Armies: Vol. First edition. OUP Oxford.
  • Parrott, D. (2018). Power and Patronage in the French Army, 1620-1659. Publications de l’Institut de recherches historiques du Septentrion.
  • Peter Wilson. (1998). German Armies : War and German Society, 1648-1806. Routledge.
  • Robert I. Frost. (2000). The Northern Wars : War, State and Society in Northeastern Europe, 1558 - 1721. Routledge.
  • Roger B. Manning. (2006). An Apprenticeship in Arms : The Origins of the British Army 1585-1702. OUP Oxford.
  • The business of war : military enterprise and military revolution in early modern Europe, Parrott, D., 2012
  • Tonio Andrade. (2016). The Gunpowder Age : China, Military Innovation, and the Rise of the West in World History. Princeton University Press.