• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Актуальные проблемы конкурентной (деловой) разведки

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Маго-лего
Когда читается: 3 модуль
Преподаватели: Макаров Александр Васильевич, Рудченко Александр Дмитриевич, Русанов Георгий Александрович, Шульц Владимир Леопольдович, Юрченко Александр Васильевич
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина является естественным углубленным продолжением профильных общеуниверситетских факультативов и дисциплин по выбору, а также майнора «Безопасность предпринимательской деятельности». Она не имеет аналогов в системе современного вузовского образования. В рамках МАГОЛЕГО дисциплина представит слушателям продвинутый исследовательский курс по освоению одного из важнейших аспектов экономической безопасности предприятия –теории и практики изучения операционной среды бизнеса в части, касающейся его конкурентов и контрагентов. Слушатели впервые получат комплексные знания об информационной среде бизнеса, о принципах изучения любого юридического и физического лица в целях предпринимательской деятельности, существующих легальных и иных источниках информации о конкурентах и контрагентах, формах и методах современной конкурентной (деловой) разведки.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • овладение студентами теории и практики изучения операционной среды бизнеса в части, касающейся его конкурентов и контрагентов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Формулировать роль и место деловой разведки в системе мер по обеспечению комплексной безопасности предприятия
  • Объяснять принципиальные отличия деловой разведки от экономического шпионажа и дать общую характеристику корпоративной системы противодействия противоправным методам получения коммерческой информации
  • Описать основные меры создания механизма конкурентной (деловой) разведки в интересах предприятия и формулировать основные средства и методы деловой разведки
  • Обобщать полученную в ходе деловой разведки информацию, проводить её анализ и оформлять результаты работы в требуемой форме
  • Применять основные критерии оценки информации, принятые в деловой разведке: относимость, достоверность, полнота, непротиворечивости и др.
  • Планировать мероприятия деловой разведки на краткосрочную перспективу, собирать информацию о юридических лицах в легальных и достоверных источниках
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Вводная. Теоретико-методологические основы обеспечения безопасности предпринимательской деятельности.
    История осмысления проблемы безопасности предпринимательской деятельности. Сущность категории «безопасность предпринимательской деятельности». Идеология разработки механизма управления системой безопасности субъектов хозяйствования. Угрозы безопасности предпринимательской деятельности. Безопасность бизнеса и государственные институты. Понятие и содержание комплексной безопасности субъектов хозяйствования. Основные функции системы безопасности объекта хозяйствования. Связанные функции и пограничные области деятельности. Принципы создания и организации деятельности подразделений внутреннего аудита, безопасности и финансового мониторинга. Теория менеджмента, баланс интересов и бюджетный подход. Противодействие угрозам. Сочетание собственных сил и средств службы безопасности предприятия, вовлечение персонала других подразделений предприятия в выполнение части функций безопасности, аутсорсинг услуг безопасности. Стандартные правила и искусство управления сложными системами безопасности субъектов хозяйствования. Построение вертикальных и горизонтальных связей. Внешнее взаимодействие. Безопасность предпринимательства и бизнеса как отрасль экономики, тенденции ее развития.
  • Тема 2. Конкурентная (деловая) разведка как элемент комплексной системы обеспечения безопасности предпринимательской деятельности, основные контуры конкурентной разведки.
    Функциональная модель типовой системы безопасности субъекта хозяйствования. Замысел построения системы безопасности. Анализ внутренней и внешней среды предприятия, особенностей конкурентной борьбы в современном рынке. Мониторинг угроз безопасности субъекта хозяйствования и действия по их предупреждению и локализации. Использование метода декомпозиции. Организационно-правовая основа деятельности. Принципы сотрудничества с институтами внешней среды: необходимость, целесообразность, законность. Определения конкурентной разведки, используемые в России и за рубежом. История развития конкурентной разведки. Роль и место конкурентной разведки в системе безопасности субъекта хозяйствования. Конкурентная (деловая) разведка, как инструмент достижения конкурентного преимущества. Нормативно-правовая база функционирования конкурентной разведки. Основные цели и задачи конкурентной разведки. Функции конкурентной разведки. Источники и методы получения информации при ведении конкурентной разведки. Риски и возможности, исследуемые системой конкурентной разведки. Группы специалистов, работающие в области конкурентной разведки. Сфера деятельности и объекты разведывательной разработки конкурентной разведки. Бенчмаркинг и конкурентная разведка. Естественные ограничения сферы деятельности конкурентной разведки.
  • Тема 3. «Экономический шпионаж». Общая характеристика корпоративной системы противодействия «экономическому шпионажу.
    Отличие конкурентной разведки от «экономического шпионажа». Правовая характеристика шпионажа по российскому уголовному законодательству. Предмет шпионажа. Объект и субъект шпионажа. Понятие и содержание «экономического шпионажа». Действия по сбору, похищению и использованию сведений, которые возможно квалифицировать как противоправные и подпадающие под действие статей Уголовного и Административного кодексов РФ. Тенденции в области «экономического шпионажа» в современных условиях. Элементы контрразведывательной деятельности в работе службы безопасности предприятия. Принципы отнесения предприятия к потенциальным объектам «экономического шпионажа». Формирование общих режимов противодействия. Выявление частных случаев «экономического шпионажа», реализованных устремлений к объекту, оценка возможного ущерба и условий, способствовавших реализации целей конкурентов. Оценка защищенности предприятия от «экономического шпионажа». Внесение необходимых дополнений и изменений в систему мер по итогам установленных фактов и учебно-тренировочных мероприятий. Координация деятельности структурных подразделений предприятия по выявлению агентуры конкурента, «агентов влияния» и т.д. Инсайдеры. Методы борьбы с инсайдерами. Привлечение сотрудников субъекта хозяйствования к участию в работе службы безопасности.
  • Тема 4. Создание механизма конкурентной разведки.
    Цели создания системы конкурентной разведки компании. Потребности в разведывательной информации в компании. Организационные принципы системы конкурентной разведки компании. Конкурентная разведка, как направление деятельности компании и как функциональное структурное подразделение. Перечень функциональных подразделений компании, которые могут быть задействованы в решении задач конкурентной разведки. Набор организационных процедур, обеспечивающих создание механизма конкурентной разведки компании. Организация мониторинга конкурентной среды. Работа с информацией методами конкурентной разведки, как дополнительная функция, действующих специалистов предприятия. Основные проблемы при сборе и обработке информации для представления руководству компании и их решение. Роль и место аналитических методов в конкурентной разведке.
  • Тема 5. Методические основы конкурентной разведки.
    Планирование разведывательной деятельности. Направления сбора информации в конкурентной разведке. Систематизация разведывательной информации. Особенности информационно-аналитической работы в процессе конкурентной разведки. Формы взаимодействия структурных подразделений субъекта хозяйствования при решении задач конкурентной разведки. Распространение информационных материалов конкурентной разведки для принятия руководителем решений реагирования. Понятие ситуационной осведомленности (Situational Awareness). Сетецентричность (Net-Centric). Риски делового сотрудничества. Инструменты оценки надежности компаний. Источники данных и их правовой статус. Проблема «асимметричности» информации. Анализ контрагентов в рыночной среде. Финансовая диагностика контрагентов. Анализ корпоративной структуры. Проверка зарубежных контрагентов. Мировая практика. Матрица проверки контрагентов. Критерии оценки надежности контрагентов. Стоп-факторы. Критерии оценки рисков. Признаки «однодневности» компаний.
  • Тема 6. Источники получения информации об юридических и физических лицах.
    Основные легитимные источники получения достоверной и актуальной информации в отношении физических и юридических лиц, представляющих служебный интерес. Единые государственные реестры юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Реестры компаний, сведения о регистрационных данных и учредителях. Банковская, страховая и лизинговая отчетность, отчетность эмитентов и статистические данные, данные об исполнении государственных контрактов. Реестры сообщений о финансовом оздоровлении (банкротстве) предприятий, недобросовестных поставщиках и партнерах. Данные об арбитражной практике юридических лиц (истцов и ответчиков). Сведения о привлечении лиц к административной и уголовной ответственности. Интерфейс, базы данных и возможности «Национального бюро кредитных историй». Взаимодействие с государственными органами. Контроль и сопровождение сделок. Поиск аффилированных лиц, выявление взаимосвязанных действий контрагентов при осуществлении государственных закупок в сферах приобретения товаров, работ и услуг. Практика накопления, обработки и систематизации информации об юридических и физических лицах.
  • Тема 7. Конкурентная разведка на основе ресурсов Интернета.
    Интернет как инструмент конкурентной разведки. Русскоязычные и западные поисковые системы. Поисковые системы - Яндекс (yandex.ru), Апорт (aport.ru), Рамблер (rambler.ru), Google (google.com). Бесплатные базы данных о регистрации зарубежных предприятий: Великобритания companies.house.gov.uk; Италия infoimprese.it, Франция in-fogreffe.fr и sociate.com; Республика Кипр mcit.gov.cy/drcor; Словакия orsr.sk; Чехия justice.ee; США (штат Делавэр) sos7es.state.de.us/tin/GINameSearch.jsp. Сайты государственных структур: gks.ru - сайт Госкомстата; customs.ru - сайт Таможенной Службы; cbr.ru - сайт Центрального банка России; fedcom.ru - сайт Федеральной комиссии по ценным бумагам. Сайты, посвященные вопросам безопасности: Интернет-газета по безопасности (oxpaha.ru); портал it2Ь "Технологии разведки для бизнеса" (it2b.ru); сайт по безопасности (sec.ru); сайт "Агентура" (agentura.ru). Поиск и базы данных научно-технической информации. Тематические каталоги ресурсов русского Интернета - "Рамблер". Yahoo" (yahoo.com); "Ау!" (au.ru); "List.Ru" (list.ru); "Рамблер" (rambler.ru); "Лица российских сайтов" (sites.ru:8000); "Улитка" (ulitka.ru); "Золотое Кольцо Российского Интернета" (catalog.net).
  • Тема 8. Методика поиска информации в Интернете при решении задач конкурентной разведки.
    Разведка на основе анализа открытых источников информации (Open Source Intelligence – OSINT). Индексирование текстов и поиск по одному (нескольким) ключевому слову (по индексу). Морфологический поиск - разбор и отождествление различных грамматических форм слов. Ранжирование по степени соответствия документа запросу. Релевантность информационного запроса. Мониторинг социальных сетей. Социальный трафик. Инструменты, позволяющие оптимизировать работу с посетителями из социальных сетей: – Brandwatch, Hootsuite, Boostmate, Addshoppers. Особенности позиционирования в социальных сетях в процессе конкурентной разведки. Особенности поиска с использованием баз данных научно-технической информации. Доступ к конфиденциальной информации через специальный протокол HTTPS, через специальный браузер с набором криптографических алгоритмов, для зарегистрированных пользователей Интерлинк. Уровни доступа к разведывательной информации по степени секретности. Каталоги доступа к данным. Приемы повышения эффективности поиска информации о конкретных хозяйствующих субъектах или о целых экономических регионах на официальных сайтах субъектов Федерации и муниципальных образований, где расположены объекты корпоративного разведывательного интереса.
  • Тема 9. Люди как источники информации в конкурентной разведке.
    Роль и место человеческого фактора в изучении конкурентной среды. Законное и этичное получение информации из первичных источников. Границы работы с первичными источниками с точки зрения закона и с точки зрения этики. Законное и этичное при-влечение людей к сотрудничеству. Выработка концепции сотрудничества с источником информации. Методы установление доверия и формирование расположения к себе. Использование метода выведывания. Приемы сбора информации по конкурентам. Социальная инженерия, типовые приемы введения человека в заблуждение и способы защиты от них. Базовые принципы технологий НЛП, основные приемы и ошибки. Плюсы и минусы НЛП. Профилактика и противодействие незаконному привлечению к сотрудничеству. Конкурентная разведка на выставках, ярмарках и конференциях. Конкурентная разведка силами специалистов непрофильных подразделений субъекта хозяйствования. Опасность бесплатной информации, доступной публично.
  • Тема 10. Особенности конкурентной разведки в развитых странах.
    Особенности конкурентной разведки в Японии. Конкурентная разведка в США. Конкурентная разведка в Германии. Конкурентная разведка во Франции. Конкурентная разведка в Швеции. Конкурентная разведка среди функций государства. Финансовая разведка в России.
  • Тема 11. Пути укрепления доверия пользователей информации к результатам конкурентной разведки.
    Использование аналитических методов при подготовке информации. Использование эффективных коммуникаций. Практические проблемы этики в работе специалиста конкурентной разведки и условия их успешного преодоления. Этический кодекс Общества профессионалов конкурентной разведки SCIP. Модель процесса укрепления доверия между пользователем информации и специалистом конкурентной разведки.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание №1
  • неблокирующий Домашнее задание №2
  • неблокирующий Экзамен в форме защиты реферата
    Экзамен проводится в устной форме (защита реферата). Экзамен проводится на платформе MS Teams (https://teams.microsoft.com/). К экзамену необходимо подключиться за 10 минут до начала. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка MS Teams. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Во время экзамена студентам разрешено: пользоваться рефератом или презентацией, подготовленной по материалам реферата. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.25 * Домашнее задание №1 + 0.25 * Домашнее задание №2 + 0.5 * Экзамен в форме защиты реферата
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Шульц, В. Л. Безопасность предпринимательской деятельности : учебник для вузов / В. Л. Шульц, А. В. Юрченко, А. Д. Рудченко ; под редакцией В. Л. Шульца. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 585 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12368-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/447405

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Валютно-правовое регулирование в Российской Федерации: эволюция и современное состояние: Монография / И.И. Кучеров. - М.: НИЦ ИНФРА-М: ИЗиСП, 2013. - 234 с.: 60x88 1/16. (обложка) ISBN 978-5-16-009443-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/442511
  • Возврат похищенных активов: Руководство по конфискации активов вне уголовного производства Учебное пособие / Гринберг Т., Сэмюэль Л., Грант В. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 356 с.: 70x100 1/16 ISBN 978-5-9614-5203-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/912561
  • Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / М. Портер; Пер. с англ. — 6-е изд. — М.: Альпина Паблишер, 2016. ISBN 978-5-9614-4336-3. Режим доступа: https://hse.alpinadigital.ru/book/8930
  • Под ред. Крохиной Ю.А. - ВАЛЮТНОЕ ПРАВО 7-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 405с. - ISBN: 978-5-534-10994-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/valyutnoe-pravo-444532
  • Предотвращение отмывания денег и финансирования терроризма: Практическое руководство для банковских специалистов / Шатен П., Макдауэл Д., Муссе С. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 316 с.: ISBN 978-5-9614-5200-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/916175
  • Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма в аудиторской деятельности: Практ. пос. / Н.В.Кобозева - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2012. - 128 с.: 60x88 1/16. (о) ISBN 978-5-9776-0215-0 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/251296