• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Историческая память в европейской политике

Статус: Факультатив
Когда читается: 4 модуль
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 36

Программа дисциплины

Аннотация

Программа дисциплины охватывает широкую предметную область, связанную с получением магистрантами знаний о современных политических, социальных и культурных процессах на пространстве Европы. Курс обращён на изучение роли исторической памяти в политике ЕС и отдельных европейских государств. Значение данной проблематики во многом можно обозначить как определяющее европейское развитие, ввиду наличия в системе взаимодействия европейских государств большого количества конфликтных прецедентов в исторической перспективе. Дисциплина вариативна и предполагает различные виды формы устного и письменного контроля знаний студентов. В том числе устные формы контроля реализуется в рамках практических занятий, в то время как, как письменные реализуются в рамках проведения промежуточной и итоговой письменных аттестаций.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель курса – курс «Историческая память в европейской политике» призван познакомить студентов с практиками внутри европейской политики, которые обычно остаются за рамками рассмотрения основных векторов европейского развития и европейской политики, но тем не менее определяет данную политику ввиду активного воздействия общественное мнение и историческую память социума. Также курс нацелен на обучение студента профессиональным компетенциям, необходимыми для реализации исследовательских задач политологической и социологической направленности применимо к изучению европейских политических практик. Достижение этой цели делает возможным выход обучающегося на новую ступень исследовательского мышления и позволяет обеспечить переход от формализованной интерпретационной модели анализа европейских политических практик к неформальной интерпретационной модели, предполагающей совокупность новых взглядов на развитие западной интеграционной модели.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знание о том как происходит конструирование и поддержание коллективной идентичности
  • Знание как соотносятся термины «символ» и «символическое» с термином «символическая политика»
  • Знание основных комплексов источников и литературы по политическим практикам управления исторической памятью
  • Знание сути механизма формирования и управления исторической памятью
  • Понимание уникальности холокоста как главной европейской трагедии XX в. и центральной темы европейской политики памяти
  • Знание причин провала Конституционного процесса в ЕС
  • Знание об европейской общественности как коммуникации гражданских обществ стран ЕС
  • Знание о роли Второй Мировой войны в общеевропейской политике памяти
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основные подходы к концептуализации символической политики
    Значение символического в политике. Как соотносятся термины «символ» и «символическое» с термином «символическая политика». Существующие знания о символе. Символ – это особого рода знак. Символ тесно связано с иррациональным и эмоциональным. Символ многозначен. Тема символического в социологии П. Бурдье. Символизм в работах М. Эдельмана. Тема использования символов в ситуации доминирования (А. Бадью, М. Кастельс, С. Жижек, Э. Лаклау, Ш. Муфф). Исследования политической культуры Г. Алмонда, С. Вербы. «Символическая политика» в российской политологии (С.П. Поцелуев, К. Киселев, О.Ю. Малинова). Теория общественных дебатов (public debates) как механизма политических изменений (Д. Арт). Исследования нарративов. Коммеморации исторических событий как символическая политика. «Монументальная» политика: исследования памятников.
  • Специфика качественного сравнительного анализа и опыт его использования для изучения политики памяти
    Разногласия между исследователями, использующими количественные и качественные методы и стратегии исследования. Качественный сравнительный анализ (QCA) это стратегия, направленная на поиск различий между казусами (diversity-oriented analysis), сходства между ними в этих различиях. Преимущество QCA по сравнению с количественными методами. Исследование «режимов памяти» с помощью QCA. Два основных понятия: «режим памяти» и «мнемонические акторы». Структурные (институциональные) и культурные (исторические) условия, влияющие на выбор акторов. Использование QCA в изучении процесса запрета символики прошлого.
  • Институциональные проблемы политики памяти в странах Европейского союза.
    В поисках европейской коллективной памяти (Э.Дюркгейм, М. Хальбвакс). Европейская общественность не как новая социальная группа, а, коммуникация гражданских обществ стран ЕС по политически и социально значимым темам. Степень влияния европейской общественности и наднациональной коммуникации гражданских обществ. Центральная роль Холокоста в европейской политике памяти и современные усилия по ее ревизии. Закрепление за холокостом центральной роли в европейской политике. Коммеморация холокоста фактически стала одним из требований к новым членам ЕС. Проблемы наднациональной идентичности и исторической памяти в европейском конституционном процессе. Провал европейского конституционного процесса, старт которому был дан на саммите Европейского союза в декабре 2001 г.
  • Политика ЕС в области защиты, развития и управления исторической памятью
    Законодательство и прикладные практики ЕС. Потенциал управления исторической памятью на общеевропейском пространстве. Создание позитивной идентичности, производство образов "своих" и чувства принадлежности к ЕС, обеспечение внутреннего единства, создание негативной идентичности за счёт конструирования образа "чужих". Места памяти - их политический и правовой статус. Функции мест памяти, источники изучения мест памяти, феномены смены "мест памяти" нации.
  • Нарративы музеализации, политика воспоминания, память как шоу в Германии
    Традиции методологии. Концепт «мест памяти» П. Нора. Понятия культурной памяти Яна и Алейды Ассманн. Теория, подчеркивающая связь между культурным воспоминанием, основанием коллективной идентичности и политической легитимацией, стала базой для междисциплинарных исследований. Деление коллективной памяти на культурную и коммуникативную память. Алейда Ассманн культурная память и два типа: сохраняемая память и функциональная память. Концепт Erinnerungskultur — «культуры воспоминания». соотношения между историей и памятью. Медиавоспоминания: подъем изучения музеализации.«Музеализация» памяти стала популярным предметом тщательного исследования в немецкой сфере memory studies . Geschichtspolitik — Erinnerungspolitik: Историческая политика — политика воспоминания. Подход к анализу исторической политики через менеджмент воспоминания (Erinnerungsmanagement). Политика воспоминания М. Кольштрука (Erinnerungspolitik), рассматривающая стратегическое оперирование историей для легитимации политических проектов. Зависимость от траектории предыдущего развития (path dependence). Эмоции и шоу. Практика культуры воспоминания делится на два сорта: память «высокого качества» с памятниками, музеями, мемориалами, и «низший сорт» памяти в среде поп-культуры. Память Германии как память постгероического сообщества. Память о жертвах холокоста выдвинулась в центр немецкого исторического воспоминания и привела к субъективизации роли жертвы. Музеализация холокоста.
  • Коллективная память и историческая политика в Португалии
    Два слоя репрессивного наследия Португалии. Во-первых, наследие внутренних репрессий, во-вторых, наследие, связанное с колониализмом и колониальной войной. В Португалии общественное мнение выражает явное осуждение прошлого, поскольку политические институты совершили этот самый разрыв с прошлым, существуют гражданские организации, занимающиеся проблемой мемориализации прошлого в Португалии существует совсем немного символических мест памяти о прошлом. Фигура А. Салазара в исторической политике Португалии.Позиции основных партий по проблеме исторической памяти. Оценка салазаризма в международном контексте.
  • Историческая память и политика в Испании
    Трагические последствия гражданской войны (1936–1939) и франкистской диктатуры (1939–1975). «Пакт забвения» и его последствия. Вопросы гражданской войны и франкизма оказались вне официального дискурса, табу на их обсуждение. Закон об амнистии (1977). Вопросы, связанные с жертвами и преступлениями времен гражданской войны и франкизма. Почему не произошло даже символической реабилитации республиканцев и не был возмещен правовой и морально-этический урон им и их семьям. Начало преодоления «амнезии». Многоаспектный процесс, включающий расследование преступлений и наказание виновных, возмещение правового и нравственного урона, нанесенного жертвам репрессий, розыск братских могил и идентификацию человеческих останков, упразднение франкистской символики, открытие архивов и возможность ознакомления с прежде недоступными документами, создание музеев исторической памяти. Позиции основных партий по проблеме исторической памяти. Интерес к фигуре Франко. Процесс перезахоронения останков Франко. Оценка преступлений франкизма в международном контексте.
  • Национальная история, историческая память и социум во Франции
    Понятие «мест памяти». Пьер Нора - констатация утраты органической связи между человеком и его историей-памятью. Понятие «долг памяти» (devoir de mémoire). Утрата национальной памяти, формирование во Франции множества локальных видов памяти. Обширная панорама разрывов, дисконтинуальностей в рамках единой истории страны. Капитуляция 1940 года и последующая немецкая оккупация страны, продолжавшаяся вплоть до лета 1944-го, разрушили единство французской нации. От Де Голля до Миттерана история выполняла терапевтическую и педагогическую функции. Обсуждались только те аспекты прошлого, которые казались полезными для нации Французский миф о Сопротивлении, по оценкам представителей гражданского общества, с 1970-х претерпевает непрерывную деконструкцию. Наряду со Второй мировой войной важнейшей темой во французской исторической политике и политике памяти является война в Алжире (1954—1962).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аналитическая записка
  • неблокирующий Работа на семинарских занятиях
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.5 * Аналитическая записка + 0.5 * Работа на семинарских занятиях
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • "Войны памяти" на постсоветском пространстве, Бордюгов, Г. А., 2011
  • Актуальность Холокоста, Бауман, З., 2010
  • Европейский Союз : настоящее и будущее: сравнительное теоретико - правовое исследование, Марченко, М. Н., 2017
  • Европейский Союз : риски и вызовы современного этапа политической эволюции, , 2019
  • Испания. Анфас и профиль, Верников, В. Л., 2007
  • Метр и смысл : об одном из механизмов культурной памяти, Гаспаров, М. Л., 2000
  • Португалия: путь от революции..., Авелино, Б. П. М., 2014
  • Психоанализ и доктрина "исторической памяти" : препринт, Руткевич А.М., 2004

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Актуальное прошлое: символическая политика властвующей элиты и дилемма российской идентичности, Малинова, О. Ю., 2015
  • Гражданская война и общенациональное примирение : США, Россия, Испания, Данилов С.Ю., 2004
  • Завтра не наступит никогда (на завтрашнем пожарище) : воспоминание о холокосте в соавторстве с Джефри Грином, Биргер Т., 2001
  • Испания и Португалия, , 1947
  • Символическая жизнь, Юнг, К. Г., 2003
  • Франко : Биография, Престон, П., 1999