• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Исследования мобильных медиа и коммуникаций

Статус: Дисциплина общефакультетского пула
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 2-4 модуль
Преподаватели: Ним Евгения Генриевна
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 48

Программа дисциплины

Аннотация

НИС посвящен изучению мобильных медиа и коммуникаций в парадигме медиатизации. В рамках НИСа возможны следующие направления исследований для курсовых работ: мобильные медиа в повседневных и профессиональных практиках, мобильные медиа и социальное неравенство, мобильные медиа и близкие отношения, мобильные медиа в политике, образовании и медицине, мобильные технологии в обществе слежения; селф-трекинг и носимые устройства (умные часы, браслеты, бижутерия, одежда), аудитория мобильных медиа, аффордансы мобильных медиа, номофобия, мобильные игры и т.д. В НИСе могут принять участие студенты, пишущие не только академические, но и проектные курсовые работы, например, по изучению рынка и разработке мобильных приложений и девайсов. На семинарах планируется: 1) обсуждать научную литературу, посвященную исследованиям в этой области; 2) разрабатывать дизайн курсовых исследований и представлять их результаты; 3) анализировать отдельные феномены и практики использования мобильных медиа.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать у студентов представления о направлениях исследований мобильных медиа и коммуникаций.
  • Научить студентов использовать различные подходы и методы в процессе написания курсовых работ в сфере мобильных медиа и носимых устройств.
  • Развить навыки академической дискуссии и презентации студенческих исследований, посвященных мобильным медиа и коммуникациям.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • ориентируется в направлениях исследований мобильных медиа
  • разрабатывает дизайн исследования мобильных медиа
  • находит и анализирует исследования, посвященные мобильным медиа в контексте повседневности
  • находит и анализирует исследования об использовании мобильных технологий в разных сферах общественной жизни
  • находит и анализирует исследования, проблематизирующие мобильные коммуникации
  • применяет различные подходы и методы к анализу мобильных медиа как технологий
  • применяет различные подходы и методы к исследованию аудитории мобильных медиа
  • применяет различные подходы и методы к изучению мобильной индустрии
  • прогнозирует перспективы развития мобильных технологий и их социальные последствия
  • представляет результаты исследования мобильных медиа и коммуникаций
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение в НИС «Исследования мобильных медиа и коммуникаций»
    Специфика формата научно-исследовательского семинара. Что такое мобильные медиа? Основные направления исследований мобильных медиа и коммуникаций. Научная литература и ресурсы по исследованиям мобильных медиа. Исследовательские предпочтения слушателей семинаров.
  • Тема 2. Мобильные медиа и повседневность
    Мобильные медиа и близкие отношения. Мобильная семейная коммуникация – родительский контроль, семейное общение и идентичность. Практики использования мобильных медиа в романтических отношениях (дейтинг, секстинг). Мобильный лайфлоггинг. Мобильные развлечения (игры, музыка и т.д.).
  • Тема 3. Мобильные технологии и общество
    Мобильные медиа в образовании. Мобильные медиа, здоровье и медицина. Мобильные медиа и политические коммуникации. Миграции, освоение города и мобильные медиа. Мобильные технологии в профессиях (мобильный журнализм и т.д.). Использование мобильные медиа в научных исследованиях.
  • Тема 4. Проблемы использования мобильных медиа
    Безопасность мобильных приложений и конфиденциальность пользовательских данных. Исследования рисков мобильных коммуникаций в разных сферах. Мобильные меди и общественное здоровье. Зависимость от мобильных медиа, синдром FoMO и номофобия. Мобильные медиа и неравенство.
  • Тема 5. Исследования мобильных медиа как технологии
    Мобильные телефоны и носимые устройства как специфические технологии. Аффордансы мобильных медиа. Дизайн мобильных приложений и девайсов. Геймификация мобильных медиа. Выбор и апробация методов анализа мобильных приложений / устройств на примере объектов студенческих исследований.
  • Тема 6. Исследования пользователей мобильных медиа
    Количественные и качественные подходы к изучению аудиторий мобильных медиа. Цифровая этнография как исследовательская стратегия. Выбор и апробация методов исследования аудитории мобильных медиа на примере объектов студенческих исследований.
  • Тема 7. Исследования рынка мобильных приложений и устройств
    Структура, тенденции и перспективы развития индустрии мобильных приложений и девайсов (мир и Россия). Выбор и апробация методов исследования рынков мобильных приложений и устройств на примере объектов студенческих исследований.
  • Тема 8. Носимые устройства и будущее мобильных технологий
    Тренды и прогнозы дальнейшего развития мобильных технологий. Форсайт-исследования на тему мобильных медиа. Анализ репрезентаций воображаемых мобильных технологий и эффектов их использования в научно-фантастических произведениях.
  • Тема 9. Представление результатов исследований мобильных медиа
    Защита индивидуальных студенческих проектов, посвященных исследованиям мобильных медиа и коммуникаций. Обсуждение дизайна, процедур и результатов студенческих исследований с участием преподавателей семинара и учебных ассистентов.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Письменное домашнее задание “Обзор литературы”
  • неблокирующий Индивидуальный / коллективный исследовательский проект
  • неблокирующий Задание 1 для семинарских встреч
  • неблокирующий Задание 2 для семинарских встреч
  • неблокирующий Задание 3 для семинарских встреч
  • неблокирующий Задание 4 для семинарских встреч
  • неблокирующий Задание 5 для семинарских встреч
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.1 * Активность на семинарах + 0.08 * Задание 1 для семинарских встреч + 0.08 * Задание 2 для семинарских встреч + 0.08 * Задание 3 для семинарских встреч + 0.08 * Задание 4 для семинарских встреч + 0.08 * Задание 5 для семинарских встреч + 0.3 * Индивидуальный / коллективный исследовательский проект + 0.2 * Письменное домашнее задание “Обзор литературы”
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Gerard Goggin. (2011). Global Mobile Media. Routledge.
  • Larissa Hjorth, Jean Burgess, & Ingrid Richardson. (2012). Studying Mobile Media : Cultural Technologies, Mobile Communication, and the IPhone. Routledge.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • author 1, S. K. (2018). The History of Telephones: Fractions. Teacher Created Materials.
  • Colder Carras, M., Mojtabai, R., & Cullen, B. (2018). Beyond Social Media: A Cross-Sectional Survey of Other Internet and Mobile Phone Applications in a Community Psychiatry Population. https://doi.org/10.1097/PRA.0000000000000297
  • David Morley. (2017). Communications and Mobility : The Migrant, the Mobile Phone, and the Container Box. Wiley-Blackwell.
  • Love at first swipe? Explaining Tinder self-presentation and motives. (2017). Mobile Media & Communication, 5(1), 80–101. https://doi.org/10.1177/2050157916664559
  • Глазков Константин Павлович. (n.d.). Механизмы соблюдения приличий в геолокационных играх.
  • Ним Е. Г. (n.d.). Студенческий Дискурс О Цифровом Селф-Трекинге: Риторики И Практики.
  • Ним Евгения Генриевна. (n.d.). Селф-Трекинг Как Практика Квантификации Телесности: Концептуальные Контуры.