2020/2021
Организационный конфликт-менеджмент
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Маго-лего
Когда читается:
3 модуль
Преподаватели:
Решетникова Кира Викторовна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
48
Программа дисциплины
Аннотация
Изучение дисциплины "Организационный конфликтменеджмент" предполагает формирование у студентов конфликтологической компетентности, являющейся важной характеристикой специалиста, работающего в любой сфере деятельности и взаимодействующего с людьми. Она представляет собой способность действовать в условиях конфликта таким образом, чтобы минимизировать деструктивные формы и последствия конфликтов, переводя их в социально-позитивное русло. Конфликтологическая компетентность предполагает определенный уровень информированности о возможных причинах конфликта, стратегиях конфликтующих сторон, умения принять адекватное конфликтной ситуации управленческое решение. Предлагаемая дисциплина направлена на формирование этих компетенций у магистрантов разных направлений, так как организационные конфликты являются неотъемлемой частью деятельности любой организации.
Цель освоения дисциплины
- Целями освоения дисциплины является подготовка выпускников, способных решать задачи по: - диагностике противоречий в системе управления, выявлению причин конфликтов разного типа; - управлению организационными конфликтами с целью минимизации негативных последствий; - сбору, обработке и анализу информации о противоречивых факторах внутренней среды организации, формирующих условия для возникновения конфликтов; - освоению этических форм и сфер деловой коммуникации в условиях конфликтов.
Планируемые результаты обучения
- знание основных принципов управления конфликтами в организациях
- знать основные причины возникновения организационных конфликтов
- знание методов диагностики конфликтов, умение применять адекватные методики в зависимости от конфликтной ситуации
- умение определять оптимальную стратегию поведения в конфликтной ситуации
- умение выбрать наиболее эффективную в конкретной ситуации стратегию управления конфликтом и воспользоваться соответствующими технологиями управления
Содержание учебной дисциплины
- Управление организационными конфликтамиНеизбежность возникновения организационных конфликтов и необходимость управления ими. Стадии и фазы процесса организационного конфликта. Функции и последствия организационных конфликтов. Возможности и ограничения в управлении организационными конфликтами. Общая логика управления организационными конфликтами: диагностика, выбор стратегии управления, интервенция. Конфликтологическая компетентность как условие успешного управления организационными конфликтами: основные определения, компоненты, процесс формирования
- Основные подходы к объяснению источников и причин организационных конфликтовСоциальная организация и возможность возникновения конфликтов. Противоречия в деятельности организации как условие и предпосылка развертывания конфликтов. Понятие организационного конфликта. Соотношение понятий социального и организационного конфликта, конфликта в организации и организационного конфликта. Конфликт в организации как трудовой конфликт в классической школе организаций и управления: представления Ф.Тейлора о конфликте между работодателем и наемным работником; А.Файоль о типах конфликтов в организациях. Конфликт как патологическое явление в школе человеческих отношений. Проблематика конфликта в школе социальных систем: концепция мотивационного баланса и объяснение причин ролевого внутриличностного конфликта у Ч.Барнарда, дивергенция целей как основная причина конфликтов по Г.Саймону, концепция воплощения и защиты институциональных целей организации Ф.Селзника, причины организационных конфликтов по А.Гоулднеру, власть как источник конфликтов в концепции А.Этциони. Организация как конфликтная система в современных организационных теориях: конфликтно-игровой подход в теории организаций (М.Крозье), популяционная версия организационной экологии, теория ресурсной зависимости. Точка зрения на генезис организационных конфликтов в антисистемном подходе в теории организаций. Конфликты, вызванные противоречиями в неформальной структуре организации. Особенности возникновения и протекания межличностных и межгрупповых конфликтов в организации.
- Диагностика организационных конфликтовДиагностика как выявление симптомов или причин патологии. Структура диагностических средств. Применение описательных и аналитических методов изучения организационных конфликтов. Структурные характеристики конфликта. Основные субъекты и участники конфликтного процесса в организации. Виды объектов организационных конфликтов. Структура предметов конфликта: ресурсы, статус, ценности, нормы. Внешняя среда организационного конфликта. Методики диагностики конфликтов на внутриличностном уровне, возможности их использования для диагностики организационных конфликтов. Шкала диагностики ролевого конфликта у руководителей. Изучение стратегий поведения руководителей в конфликтных ситуациях Тесты для определения уровня конфликтности личности. Методики диагностики межличностных конфликтов. Проблема их использования для диагностики организационных конфликтов. Использование социометрического метода для диагностики межличностных конфликтов. Диагностика межгрупповых конфликтов в организации. Игровые методы диагностики.
- Поведение в конфликтной ситуацииКонфликтное взаимодействие: процессы эскалации и деэскалации конфликта. Модель двойной заинтересованности. Стратегии и тактики поведения в конфликте. Манипулятивные тактики. Методы управления деструктивным поведением.
- Интервенция: методы и технологии управления конфликтамиВозможности и ограничения в управлении конфликтами. Широкая и узкая трактовка управления конфликтами. Основные стратегии управления конфликтами. «Эскалирующие» и «деэскалирующие» стратегии. Особенности и проблемы применения при работе с конфликтами стратегий регулирования, решения и разрешения конфликтов. Методы управления конфликтами, используемые в рамках различных стратегий. Методы управления конфликтами, разработанные специалистами по теории организаций. Игровые методы управления конфликтами. Проблемы технологизации деятельности по управлению конфликтами. Особенности существующих технологий. Переговоры как технология управления конфликтами. Условия проведения. Этапы переговоров. Особенности проведения переговоров в условиях конфликтной ситуации. Модель переговоров, разработанная У.Мастенбруком. «Принципиальные переговоры» Фишера и Юри. Посредничество: определение понятия, специфика технологии. Необходимые условия для успешной реализации технологии. Особенности ее использования. Преимущества и сложности использования технологий переговоров и посредничества при решении конфликтов в системе управления.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (3 модуль)0.4 * активность на лекциях и семинарских занятиях + 0.2 * контрольная работа + 0.4 * эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Brubaker, D., Noble, C., Fincher, R., Park, S. K., & Press, S. (2014). Conflict Resolution in the Workplace: What Will the Future Bring? Conflict Resolution Quarterly, 31(4), 357–386. https://doi.org/10.1002/crq.21104
- The contemporary conflict resolution reader / Tom Woodhouse, Hugh Miall, Oliver Ramsbotham and Christopher Mitchell. (2015). Polity.
- Гришина, Н.В. Психология конфликта : учебное пособие / Н.В. Гришина. - 3-е изд. — Санкт-Петербург : Питер, 2015. — 576 с. — (Мастера психологии). - ISBN 978-5-496-01114-3. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055338 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055338
- Конфликтология : учебник / А.Я. Кибанов, И.Е. Ворожейкин, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова ; под ред. А.Я. Кибанова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 301 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1052434
- Организационная конфликтология: Учеб. пособие / К.В. Решетникова. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 175 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (переплет) ISBN 978-5-16-003512-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/156889
Рекомендуемая дополнительная литература
- Austin, J. (2019). Contemporary Conflict Resolution. Society Publishing.
- Rahim, M. A. (2002). Toward a Theory of Managing Organizational Conflict. International Journal of Conflict Management, 13(3), 206. https://doi.org/10.1108/eb022874
- Stephan Proksch. (2016). Conflict Management. Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.b.spr.mgmtpr.978.3.319.31885.1