• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Культура современных обществ: социологический анализ

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Майнор
Когда читается: 1, 2 модуль
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 76

Программа дисциплины

Аннотация

Целью данного курса является ознакомление студентов непрофильных факультетов с особенностями социологического анализа и спецификой культуры современных обществ. Особое внимание будет уделено основным понятиям социологии культуры для понимания тенденций культурных изменений в современном мире: ценностям и нормам, символам и знакам, традициям и инновациям, обычаям и социальным институтам, ритуалам, идеологии и морали, и др. В фокусе рассмотрения - анализ социокультурных изменений в современном мире. Планируется показать, что социальные формы жизни людей формируются, легитимируются и регулируются преимущественно культурными ценностями, нормами, образцами поведения, нравами, обычаями и др., которые формируют в современных обществах систему социальных институтов. Поэтому данный курс содержит рассмотрение основных понятий социологии культуры, обсуждение фундаментальных характеристик культуры как способа существования человеческого общества. Особое внимание уделяется темам, связанным с проблематикой культурных процессов в современных обществах, к примеру, глобализации и взаимодействию культур в мировом пространстве. В соответствии с принятым в НИУ ВШЭ учебным планом, программа курса предполагает лекционную форму занятий и семинарские занятия. Помимо этого предполагается самостоятельная подготовка студентов: ознакомление с учебной литературой, выполнение домашнего задания и контрольной работы, выступление с докладами в форме презентаций. Предусмотрены консультации преподавателя по интересующим студентов вопросам.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление студентов непрофильных факультетов с особенностями социологического анализа и спецификой культуры современных обществ.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать основные понятия социологии культуры
  • знать современные социологические исследования культуры; сформировать представление о культурных процессах и их последствиях в современных и постсовременных обществах; уметь применять полученные знания для анализа фактов и событий действительности с позиций социологии.
  • Знать основные социологические и антропологические теории культуры; сформировать представление о культурных процессах и их последствиях в современных и постсовременных обществах; основные методы исследования культуры в современной социологии. Уметь грамотно пользоваться понятийным аппаратом социологии при анализе конкретных ситуаций; приобрести опыт устных выступлений, докладов, презентаций
  • Знать главные понятия и принципы социологии культуры, основные социологические и антропологические теории культуры, основные методы исследования культуры в современной социологии; уметь ориентироваться в широком спектре проблем социологии и в литературе по исследуемым проблемам; приобрести опыт работы с научной литературой по теме курса
  • грамотно пользоваться понятийным аппаратом социологии при анализе конкретных ситуаций; применять полученные знания для анализа фактов и событий действительности с позиций социологии.
  • уметь применять полученные знания для анализа фактов и событий действительности с позиций социологии
  • Знать современные социологические исследования культуры; сформировать представление о культурных процессах и их последствиях в современных и постсовременных обществах; уметь применять полученные знания для анализа фактов и событий действительности с позиций социологии; приобрести опыт работы с научной литературой по теме курса
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Что такое культура: социологический подход
    Что такое культура? Оценочное и описательное (научное) понятия культуры. Культура и регуляция человеческого поведения. Культура, природа и человеческая природа. Культуры различного масштаба: универсальная человеческая (общечеловеческая), культура глобальных обществ, отдельных групп, индивидов. Понятия «культура» и «цивилизация». Все ли общества обладают культурой? Эволюционизм, прогрессизм, европоцентризм и идея культурного релятивизма.
  • Общество и культура, социальное и культурное. Структура, функции и элементы культуры.
    Об историческом соотношении понятий «культура» и «общество», «социальное» и «культурное». Понятие «общество-культура», или «социокультурное». Культура – социальное явление или общество – культурное явление? Культура как базис: культурализм, культурный детерминизм, культурный редукционизм. Понятие «ментальность» и его популярность в постсоветской социальной науке. Структура и функции культуры. Ее знаково-символические и инструментальные элементы. Из чего состоит культура: ее основные элементы. Материальная культура и духовная культура: их взаимодействие. Знания; верования; орудия и навыки труда; культурные образцы (модели, правила): нормы и ценности; знаковые, символические, смысловые элементы. Функции культуры. Что она «делает» в обществе, для общества и человека. Элементы культуры.
  • Знаково-символические и ценностно-нормативные элементы культуры. Доминантные культуры и субкультуры. Мультикультурализм. Культуры традиционные, специализированные, элитарные и массовые
    Человек как символическое животное. Знаки, значения, символы, смыслы. Роль языков. Гипотеза Сепира – Уорфа. Виды языков. Языки естественные и искусственные. Ценностно-нормативные элементы культуры. Культурные образцы (правила, модели, паттерны). Идея аномии Социальные ценности и социальные нормы, их особенности и взаимосвязи. Культурные образцы (правила, модели, паттерны). Базовые культурные образцы. Исходные синкретические образцы (обычаи) и их последующая дифференциация в историческом процессе. Кодексы обычного права. Взаимосвязь между дифференцированными моральными, правовыми, религиозными и другими ценностями и нормами. Идея аномии. Понятие аномии в древности, у Ж.-М.Гюйо, Э.Дюркгейма, Р.Мертона. Что такое аномия? Аномия в России: постоктябрьская, советская, постсоветская.
  • Культурная трансмиссия 1: Традиция
    Сущность традиции. Традиция как универсальный компонент культуры. Обычай и ритуал как разновидности традиции. Природа и социальные функции обычая. Обычай как исторически исходная норма. Ритуал как разновидность обычая. Три аспекта традиции. Традиции в традиционных и в современных обществах. Существует ли детрадиционализация в современных обществах. Изменение содержания и функций традиций. Дифференциация традиций. Типы традиций. Традиции «изобретенные» и подлинные. Традиции и социальная память. Традиции, инновации и модернизации. Социальные функции традиции. Традиции как тормоз и традиции как фактор модернизации. У истоков теоретического осмысления традиций. Социологические теории традиции: от классики к современности. Традиции и традиционализм. Традиционалистские утопии. Традиции, традиционализм и инновации в истории России. Традиции и инновации в современной России.
  • Культурная трансмиссия 2: Социализация индивида
    Что такое социализация? Различные подходы к изучению социализации индивида. Теории З.Фрейда, Ч.Кули, Дж.Г.Мида, Ж.Пиаже, Э.Эриксона. Способы и агенты социализации индивида. Социализация вчера и сегодня. Значение социализации
  • Культурная трансмиссия 3: Мода
    В каких обществах существует мода. Социологические теории моды. Мода и социокультурная регуляция поведения. Мода, обычаи, институты, социальные движения. Мода как знаковая система. В каких областях присутствует мода. Структура моды. Взаимодействие ее элементов. Модные инновации и модные циклы. Мода и массовая культура. Мода как коммуникация. Мода, равенство и неравенство. Мода и индустриальный дизайн.
  • Социокультурная динамика: социологический анализ социальных изменений и культурных трансформаций.
    Теории социальных изменений и культурное развитие. Типы культурных изменений. Классические и современные представления о социально-культурных изменениях и преодолении последствий социальных изменений. Современность и постсовременность. Время в общественном сознании и культуре. Эволюционные и революционные процессы в культуре. Культурная революция как социологическая проблема. Травма социальных и культурных изменений.
  • Этничность в современном мире: Минотавр или Ариадна
    «Этнический парадокс» современности: пути разрешения. Этнос и этничность: как работает терминология. «Диалог культур» в монологе доминирующей группы: стратегии и механизмы конструирования образов ингруппы и аутгруппы. «Традиционный» и «дифференциалистский» расизм. Социальные и психологические проблемы, связанные с миграцией. Адаптация мигрантов к новой культурной среде. Последствия межкультурных контактов для индивидов и групп. Стратегии аккультурации. Этничность и социальная мобильность индивида и группы: кризис отчуждения, модели «перехода», «стигма расы» и стратегии совладания, адаптация к статусу меньшинства.
  • Культурная «матрица» обществ XXI века: глобализации, вестернизации и американизации.
    Глобализация и модернизация как социологические парадигмы. Главные парадигмы глобализации: (а) глобальное-локальное и "глоколизм", (б) культурна гибридизация, (в) проблема национальных государств, (г) примордиальность как социальное явление, (д) гражданское общество, (е) новые типы рационализации. Глобализация, "макдональдизация", вестернизация и американизация. Модель "макдональдидации" Дж.Рицера. Пять основных принципов "макдональдизации". Применимость теории Дж.Рицера в российских условиях.
  • Культура потребления в современном мире
    XXI век как век потребления. Динамика культуры потребления. Рационализация производства и потребления. Фордизм и постфордизм. Предсказуемость в потреблении. Нормы и нормативные новации. Контркультура. Культурный шок. Геттоизация, ассимиляция, колонизация. Потребление как игра. Феномен игры. Функции игры в повседневной жизни. Компенсаторная и развивающие функции игры. Мифы как феномен массовой потребительской культуры. Потребление как игра. Реклама в обществе потребления. Пропаганда. Реклама. Потребительная ценность рекламы. Реклама как инструмент зомбирования. Конструирование проблемы в рекламе. Конструирование имиджа. Власть экспертов. Власть «звезд». Роль рекламы в формировании потребительской жизненной философии. Типы отношения потребителей к рекламе. Мифы как феномен массовой потребительской культуры. Архетип. Миф и сказка в древности и в современном обществе. Признаки мифа. Архетипы и мифология. Миф и памятник мифологии. Структура современного мифа. Современные мифологемы: скачок в богатство, Золушка (удачный брак), герой и злодей. Миф как инструмент конструирования гендерного порядка (мифы о прекрасном и сильном полах). Гендерный дисплей. Постмодернистское измерение консьюмеризма и его американские варианты (рестораны быстрого обслуживания, кредитные карточки, торговые центры, ТВ-магазины "на диване", торговые каталоги, казино). Карнавализация общества и концепция удовольствия.
  • Секреты потребления.
    Социальная ценность подарка. Купля-продажа и дарение. Товар и подарок. Социальные сети и роль подарка в них. Подарок и идентичность. Взятка и подарок. Социальное конструирование подарка. Мода как дискурс. Феномен моды. Формы определения модного объекта. Основные участники модного дискурса. Иерархия модного дискурса. Политическая элита как эталонная группа. Структура потребителей моды. Сопротивление моде. Жизненный цикл модного объекта. Волны моды. Социальная иерархия и мода. Продвижение и социальное конструирование популярности. Туризм. Турист. Путешественник. Отдыхающий. Географический миф. Достопримечательность. Экзотика. Сувениры. Местный и дальний туризм. Классификация достопримечательностей. Идентичность туриста. Сувениры. Визуальные методы конструирования идентичности. Туристическая достопримечательность как глобальный продукт. Транспортная инфраструктура. Шопинг как социокультурный феномен. Феномен торгового поля. Динамика организации торговли. Притяжение товара. Игра торгового персонала. Покупатели. Система доверия. Банковские карточки. «Бесплатный» кредит. Шопинг как игра. Шопинг-зависимость.
  • Глобализационный сценарий для России
    Глобализационная матрица для современного российского общества. Вхождение в мировое сообщество: цена и эффективность. Россия как испытательное поле для пост-модернистской модели. Последствия американизации России: реальные и планируемые. Традиционные ценности в ретроспективе и перспективе. Социальные изменения в традиционных обществах: неизбежность без фатализма. Культурные потери, консерватизм, культурный оптимизм под увеличительным стеклом социологического анализа.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий работа на семинарах
    Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях. Оценки подлежит активность на семинарах и в групповых дискуссиях, спонтанные выступления. Доклады по текстам (необязательные) и оппонирование также являются частью работы на семинарах (входят с весом 0,2). Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях определяется перед итоговым контролем - Оаудиторная. Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов, а также качество подготовки к семинарам. Оценка за самостоятельную работу является частью оценки за семинарские занятия (Оаудиторная).
  • неблокирующий презентация группового проекта
    Вторая пересдача (с комиссией) предполагает собеседование со студентом по темам курса. Темы для подготовки ко второй пересдаче (с комиссией) 1. Что такое культура? Оценочное и описательное (научное) понятия культуры. Культура и регуляция человеческого поведения. 2. Понятия «культура» и «цивилизация». Эволюционизм, прогрессизм, европоцентризм и идея культурного релятивизма. 3. Культура как базис: культурализм, культурный детерминизм, культурный редукционизм. 4. Структура и функции культуры. Ее знаково-символические и инструментальные элементы. 5. Основные элементы культуры. Материальная культура и духовная культура: их взаимодействие. Знания; верования; орудия и навыки труда; культурные образцы (модели, правила): нормы и ценности; знаковые, символические, смысловые элементы. 6. Знаки, значения, символы, смыслы. Роль языков. Гипотеза Сепира – Уорфа. Виды языков. Языки естественные и искусственные. 7. Ценностно-нормативные элементы культуры. Культурные образцы (правила, модели, паттерны). Идея аномии Социальные ценности и социальные нормы, их особенности и взаимосвязи. Культурные образцы (правила, модели, паттерны). 8. Идея аномии. Понятие аномии в древности, у Ж.-М.Гюйо, Э.Дюркгейма, Р.Мертона. 9. Сущность традиции. Традиция как универсальный компонент культуры. Обычай и ритуал как разновидности традиции. 10. Социальные функции традиции. Традиции как тормоз и традиции как фактор модернизации. 11. Социализация индивида. Способы и агенты социализации индивида. 12. Мода. Мода и социокультурная регуляция поведения. Мода, обычаи, институты, социальные движения. Мода как знаковая система. Мода как коммуникация. Мода, равенство и неравенство. 13. Социокультурная динамика: социологический анализ социальных изменений и культурных трансформаций. Современность и постсовременность. Время в общественном сознании и культуре. 14. Этничность в современном мире. Этнос и этничность: как работает терминология. «Традиционный» и «дифференциалистский» расизм. 15. Социальные и психологические проблемы, связанные с миграцией. Адаптация мигрантов к новой культурной среде. Последствия межкультурных контактов для индивидов и групп. Стратегии аккультурации. 16. Культурная «матрица» обществ XXI века: глобализации, вестернизации и американизации. Главные парадигмы глобализации. Модель "макдональдидации" Дж.Рицера. 17. Культура потребления в современном мире. Динамика культуры потребления. Рационализация производства и потребления. Фордизм и постфордизм.
  • неблокирующий работа на семинарах
    Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях. Оценки подлежит активность на семинарах и в групповых дискуссиях, спонтанные выступления. Доклады по текстам (необязательные) и оппонирование также являются частью работы на семинарах (входят с весом 0,2). Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях определяется перед итоговым контролем - Оаудиторная. Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов, а также качество подготовки к семинарам. Оценка за самостоятельную работу является частью оценки за семинарские занятия (Оаудиторная).
  • неблокирующий презентация группового проекта
    Вторая пересдача (с комиссией) предполагает собеседование со студентом по темам курса. Темы для подготовки ко второй пересдаче (с комиссией) 1. Что такое культура? Оценочное и описательное (научное) понятия культуры. Культура и регуляция человеческого поведения. 2. Понятия «культура» и «цивилизация». Эволюционизм, прогрессизм, европоцентризм и идея культурного релятивизма. 3. Культура как базис: культурализм, культурный детерминизм, культурный редукционизм. 4. Структура и функции культуры. Ее знаково-символические и инструментальные элементы. 5. Основные элементы культуры. Материальная культура и духовная культура: их взаимодействие. Знания; верования; орудия и навыки труда; культурные образцы (модели, правила): нормы и ценности; знаковые, символические, смысловые элементы. 6. Знаки, значения, символы, смыслы. Роль языков. Гипотеза Сепира – Уорфа. Виды языков. Языки естественные и искусственные. 7. Ценностно-нормативные элементы культуры. Культурные образцы (правила, модели, паттерны). Идея аномии Социальные ценности и социальные нормы, их особенности и взаимосвязи. Культурные образцы (правила, модели, паттерны). 8. Идея аномии. Понятие аномии в древности, у Ж.-М.Гюйо, Э.Дюркгейма, Р.Мертона. 9. Сущность традиции. Традиция как универсальный компонент культуры. Обычай и ритуал как разновидности традиции. 10. Социальные функции традиции. Традиции как тормоз и традиции как фактор модернизации. 11. Социализация индивида. Способы и агенты социализации индивида. 12. Мода. Мода и социокультурная регуляция поведения. Мода, обычаи, институты, социальные движения. Мода как знаковая система. Мода как коммуникация. Мода, равенство и неравенство. 13. Социокультурная динамика: социологический анализ социальных изменений и культурных трансформаций. Современность и постсовременность. Время в общественном сознании и культуре. 14. Этничность в современном мире. Этнос и этничность: как работает терминология. «Традиционный» и «дифференциалистский» расизм. 15. Социальные и психологические проблемы, связанные с миграцией. Адаптация мигрантов к новой культурной среде. Последствия межкультурных контактов для индивидов и групп. Стратегии аккультурации. 16. Культурная «матрица» обществ XXI века: глобализации, вестернизации и американизации. Главные парадигмы глобализации. Модель "макдональдидации" Дж.Рицера. 17. Культура потребления в современном мире. Динамика культуры потребления. Рационализация производства и потребления. Фордизм и постфордизм.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.4 * презентация группового проекта + 0.6 * работа на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Ионин Л. Г. - СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ 5-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 333с. - ISBN: 978-5-534-07382-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sociologiya-kultury-434573
  • Многоликая глобализация : культурное разнообразие в современном мире, Бергер, П. Л., 2004

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Социальная теория и социальная структура, Мертон, Р., 2006