• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Символика материальной культуры в пространстве мегаполисов

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Майнор
Когда читается: 1, 2 модуль
Преподаватели: Кононенко Ростислав Вадимович, Логунова Ольга Сергеевна, Покровский Никита Евгеньевич
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 76

Программа дисциплины

Аннотация

Тема социальной символики материальной культуры тесно связана с анализом повседневности современных обществ. Целью данного раздела курса является практическое знакомство с социологическим анализом современной предметной среды: одежда, питание, жилище, техника в повседневной жизни, где фокусом является то, как в данных явлениях предметной среды объективируются социальные отношения, статусные различия, паттерны социальных взаимодействий и т.д. Изучаются культура порядка и беспорядка в современном городе; стратегии визуального анализа городской среды. Студенты смогут на основе анализа конкретных кейсов узнать мир современной культуры большого города, его социальные ритуалы и включенные в них материальные артефакты. Лекционные занятия ознакомят с основными теоретическими моделями и способами анализа. Практикумы позволят взглянуть на собственные повседневные действия и привычки с социологической точки зрения. Данный курс является третьим разделом майнора «В лабиринтах культуры: социологический путеводитель по современным обществам». Он развивает освоенные ранее положения социологии культуры, потребления, медиа и фокусирует внимание на материальных аспектах повседневной культуры и урбанистического образа жизни.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • получение систематизированных знаний о современных феноменах материальной культуры
  • изучение современных теорий урбанизма и материальной культуры
  • знакомство с навыками систематического наблюдения и рефлексии повседневного опыта
  • развитие навыков критического анализа социальных проблем
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • иметь навыки (приобрести опыт) критического анализа социальных проблем и рефлексии повседневного опыта
  • знать основные современные социологические теории материальной культуры и урбанизма;
  • уметь применять социологические понятия и подходы к анализу явлений современной повседневной культуры мегаполиса;
  • – уметь применять социологические понятия и подходы к анализу явлений современной повседневной культуры мегаполиса;
  • знать основные современные социологические теории материальной культуры и урбанизма; – уметь применять социологические понятия и подходы к анализу явлений современной повседневной культуры мегаполиса; – иметь навыки (приобрести опыт) критического анализа социальных проблем и рефлексии повседневного опыта.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Материальная культура, мир вещей как предмет социологического и антропологического анализа
    Понятие материальной культуры в социологических, социально-антропологических, культурологических исследованиях. Аспекты и тенденции динамики материальной культуры. Социальное бытование материальной культуры. Объекты и предметная среда. Символизм материальной культуры: обозначение социальных отношений, позиций, действий. Методы исследования материальной культуры. Концепция культурно- хозяйственных типов. Понятие историко-этнографической области. Вещь в традиционных и современных культурах Применение категорий антропологического анализа для исследования современных Культур.
  • «Тело в облачении одежд»: социально-знаковые функции культуры. Перспективы функционального анализа. Культурный материализм
    Интерес к одежде как социальному маркеру в классической социологии. «Тело в облачении одежд» в работах М. Мосса и его последователей. Классификации одежды. Социальная мифология разных типов одежды и элементов костюма. Социальные, знаковые функции костюма. Социальные нормы и политика одежды. Униформа. Демонстрация статуса. Основные положения функционального анализа одежды. Явные и скрытые функции костюма, дисфункции, нонфункциональность в одежде. Концепция культурного материализма, ее особенности по сравнению с другими версиями материализма в социологических теориях. Костюм в традиционной и современной культурах. Постановка проблем исследования костюма с позиций культурного материализма.
  • Система питания как социальный ритуал и стереотип поведения. Структуралистский подход. Теория фреймов
    Социокультурный подход к исследованию систем питания. Понятие модели питания. Символический и ритуальный аспект пищи. Пища и другие «удовольствия, связанные со ртом» как способы невербальной коммуникации. Структуралистский анализ пищи и ритуала К. Леви-Стросом. Развитие идей К. Леви-Строса в работах Э. Лича. Бинарные оппозиции с точки зрения структуры социальных взаимодействий. Применение драматургического подхода И. Гоффмана к анализу взаимодействий, связанным с питанием. Трапеза: сценарий и исполнение, передний и задний план, коммуникативные функции трапезы. Фреймы и «скобки».
  • Социальные взаимодействие в лабиринте жилища. Концепции стратификации и гендерных ролей. Концепция П. Бурдье
    Понятие, типология, эволюция жилища. Кросскультурный анализ жилища. Жилище как среда социализации. Основные черты русского сельского и городского жилища с н. ХХ в. до н. XXI в. Жилище как «зеркало» аккультурации. Гендерные исследования структуры и функций современного жилища. Поколения и семьи в современном жилище. «Бездомность» в современных обществах. Жилище как социальное пространство. Разделение труда, стратификация, гендерные роли и структура жилища. Социальные взаимодействия в пространстве жилища: центр и периферия, зонирование, маргинальные пространства. Использование подхода П. Бурдье в исследованиях жилища. Жилище и символическая власть над пространством.
  • «Система вещей» и техника в контексте культуры. Концепция Ж.Бодрийяра. Акторно-сетевая теория
    Вещь в традиционных и современных культурах. От вещей к технике. Технологии и их влияние на культуру как целостность и отдельные сферы социальной жизни: специалистские техники, повседневные техники. Социальный, символический смысл техники. Техника и социальное неравенство. Ж. Бодрийяр о современной системе вещей, эстетизм, стиль, функциональность. Репрезентации вещей в визуальной среде, понятие симулякра. Интерпретация понятий вещь, актор, «нечеловеческий актор», техника, сеть в акторно-сетевой теории. Соотношение технической и социокультурной детерминации. Описание трансформации специалистских (Б. Латур) и повседневных (Г. Киен) практик в контексте АСТ.
  • Город как социальный порядок
    Социология города как особого типа социального порядка. Городское общество против сельского сообщества: трансформация характера социальных связей, групп, норм, ценностей, функционирования социальных институтов. Городская экология Р. Парка. Урбанизм как образ жизни. Строение города по Э. Бёрджессу. Горожанин как «чужак» и особенности его духовной жизни (Г. Зиммель)
  • Метафоры города
    Городская повседневность и ее изменения. Множественность контекстов обыденности города. Фланёр и исследователь, «рефлексивное блуждание». Метафоры городского пространства: город как «текст, подлежащий прочтению», ритм-анализ А. Лефевра («город как музыка»). «Следы» в городе.
  • Город как беспорядок: риски, бездомность, «невоспитанность» (incivility)
    Мобильности как черта постсовременности. Дж. Урри о движении и коммуникации в городе. Риск и общество риска. Производство беспорядка: когда из хаоса не возникает порядок. «Моральные паники» истрахи в контексте городского образа жизни. Преступность в городе: традиции изучения банд и шаек в Чикагской школе социологии. Бедность, бездомность, беспризорность. «Невоспитанность» (incivility) в социальных взаимодействиях. Руины, стройки, свалки как пространства беспорядка.
  • «Другие пространства» города
    Гетеротопии М. Фуко: от ренессансного пространства-карты к современным пространствам-сетям, гетерохрония, изменение отношение к власти, знанию и дискурсу. Ночная жизнь города как попытка бегства от дисциплинирующего порядка Паноптикона. Концепция «third place». E. Soja: «третье пространство» как живое, проживаемое пространство в противоположность пространству вещей и пространству идей. R. Oldenburg: «Работа + любовь/дом» + «убежище». Функции «третьего места».
  • Городские виды и культурные практики
    Гиперреальность и виртуальность современного города. Концепция «режима видения». Город как пространство символического обмена и власти. Ж. Бодрийяр о граффити. Виртуальные игры в городском пространстве и другие кейсы. Э. Соха: «Симгорода». «Городской вид» как ментальная карта: планы, фото- и кинорепрезентации. Бен Хаймор: «Виды городов: культурологические прочтения материального и символического
  • Принципы формирования общественного мнения: ключевые модели и интерпретации
    Лидеры мнений – модели коммуникации Г.Лассуэла, Винера, Шрамма, П. Лазарсфельда. Селебрити как активный агент конструирования общественного мнения, то есть opinion maker-ы. Механизмы формирования позиций и точек взгляда на ту или иную проблему, которые распространяются и навязываются публике(Н.Блумер и П.Бурдье).
  • Принципы функционирования лидеров мнений на рынке социальных медиа в России
    Современное медиаполе: новые повседневные практики коммуникации в контексте фрагментарного, мультиплатформенного медиапотребления социальных медиа (P. Napoli McQuail). Основные платформы и принципы их функционирования Межплатформенное взаимодействие, тенденция перехода топ-блогеров с площадки на площадк в стремлении расширить сферу влияния, селебрити захватывают все новые площадки.
  • Селебрити: основные концепции и подходы
    Основные понятия - звезда, знаменитость, блогер, селебрити, инфлюенсер, лидер мнений. Типологии селебрети. Подходы к изучению селебрети как лидеров мнений. Институционализация селебрети стадис в рамках международных исследований, особенности функционирования в российском контексте.
  • Основные направления исследования селебрити
    Стратегии самопрезентации селебрети. Социальная поблематика в дискурсе селебрити (кейсы Ф. Киркорова и Н. Баскова (о допустимости использования элементов “низкой культуры”), А. Серебрякова (о национальной идее) и Р. Тодоренко (о проблеме домашнего насилия). Исследование популярности селебрети (Nick Couldry).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Письменная работа
    Письменная работа, 2-3 тыс. слов
  • неблокирующий Групповой проект (презентация)
    Презентация в формате PowerPoint (не менее 7 слайдов) или тезисов выступления (500 слов)
  • неблокирующий Экзамен
    На экзамене нельзя пользоваться никакими материалами. В аудитории на столах - только бумага и (или) и ручка.
  • неблокирующий Работа на семинарах
    Участие в обсуждении домашнего задания, пройденного материала, докладов других студентов
  • неблокирующий Письменная работа
    Письменная работа, 2-3 тыс. слов
  • неблокирующий Групповой проект (презентация)
    Презентация в формате PowerPoint (не менее 7 слайдов) или тезисов выступления (500 слов)
  • неблокирующий Экзамен
    На экзамене нельзя пользоваться никакими материалами. В аудитории на столах - только бумага и (или) и ручка.
  • неблокирующий Работа на семинарах
    Участие в обсуждении домашнего задания, пройденного материала, докладов других студентов
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    Преподаватели оценивают работу студента на семинарских занятиях и два домашних задания. Оценки за эти виды работы влияют на итоговую (результирующую) оценку по дисциплине
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Социология : учебник для вузов, Фролов, С. С., 2003
  • Социология культуры : учеб. пособие для вузов, Ионин, Л. Г., 2004
  • Социология, Гидденс, Э., 2005
  • Социология, учебник, 432 с., Кравченко, А. И., Анурин, В. Ф., 2010

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Культурология, методическое пособие для модульного изучения курса, ГУ-ВШЭ, Нижегород. фил., каф. соц.-гуман. наук, 24 с., Гриднева, Е. А., 2001
  • Социология : учеб. пособие для вузов, Смелзер, Н., 1998