2020/2021
История западноевропейской музыки: от Баха до Шёнберга. Опыт философского анализа и ассоциативного восприятия
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Факультатив
Когда читается:
2 модуль
Преподаватели:
Сидорина Татьяна Юрьевна
Язык:
русский
Кредиты:
2
Контактные часы:
32
Программа дисциплины
Аннотация
Вниманию студентов ВШЭ предлагается авторский курс профессора Т.Ю. Сидориной, посвященный западноевропейской музыке, ее истории, роли и месту в культуре эпохи Нового времени, влиянию на духовную атмосферу Западной Европы XVIII-XIX вв. и современности. Студентам будут представлены имена, истории жизни, идеи великих композиторов этой замечательной эпохи. На лекциях будут прослушиваться и обсуждаться произведения Баха, Бетховена, Шуберта, Шумана, Шопена, Листа, Мендельсона, Брамса, Вагнера, Грига, Малера, Шенберга и др. Музыка этих композиторов не просто прекрасна, но и наполнена глубоким философским содержанием и верой. Т.Ю. Сидорина – автор книг по философии и истории русской и мировой культуры: «Кризис ХХ в.: прогнозы русских мыслителей», «Парадоксы кризисного сознания», «Философия кризиса». Роль музыки чрезвычайно значима в истории развития западноевропейской культуры и ее кризис на рубеже XIX-XX вв. («Закат Европы») во многом был обусловлен и кризисом, концом классической музыки. Курс предназначен не только для любителей и поклонников классической музыки, но и для тех, кто еще только хочет по-настоящему познакомиться с ней.
Цель освоения дисциплины
- Целями освоения дисциплины «История западноевропейской музыки: от Баха до Шёнберга. Опыт философского анализа и рационального восприятия» является дать студентам полноценное представление об эволюционном развитии западноевропейской музыки в контексте культурных идей и философских концепций.
Планируемые результаты обучения
- Понимает музыкальную литературу зарубежных стран
- Определяет особенности музыкальных произведений классического периода
- Представляет основные произведения Ф. Шопена
- Оперирует основными произведениями для фортепиано
- Определяет культурное значение «Песни об умерших детях».
- Понимает концепцию философии преодоления
Содержание учебной дисциплины
- Западноевропейская культураКлассика, расцвет романтики, постромантизм.
- Г. МалерСимфонии. Философия преодоления. «Песни об умерших детях».
- ШопенПроизведения для фортепиано: этюды, ноктюрны, экспромты и др. Концерты для фортепиано.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.4 * Работа на семинарах + 0.6 * Реферат
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Дядченко Мария Сергеевна, & Тараева Галина Рубеновна. (n.d.). Малер сегодня - проблемы восприятия симфоний. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fmaler-segodnya-problemy-vospriyatiya-simfoniy
- Макарова, И. В. (2018). Мультимедийное пособие как средство обучения студентов-бакалавров на занятиях по учебной дисциплине «История зарубежной музыки». Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C603F8C1
- Музыка как вид искусства : учеб. пособие, Холопова, В. Н., 2000
- Музыканты мира : биографический словарь, , 2001
- Мутузкин, И. (2009). Флейта В Музыкальной Культуре Начала Хх Века: К Вопросу О Самоопределении Инструмента. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.7E5E6A5A
- Школяренко, С. (2014). Новаторство Ф. Шопена В Области Фортепианной Фактуры: Полижанровость, Концертность, Камерность. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.AEF6E233
- Школяренко, С. (2014). Новаторство Ф. Шопена В Области Фортепианной Фактуры: Полижанровость, Концертность, Камерность. Южно-Российский Музыкальный Альманах, (3 (16)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15750551
Рекомендуемая дополнительная литература
- КОРОЛЕВСКАЯ, Н. В. (2016). К проблеме рождения шедевра в контексте индивидуального стиля. Малер и Достоевский. Music Scholarship / Problemy Muzykal’noi Nauki, (4), 58–65. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2016.4.058-065
- Максимов, В. (2013). Традиции Исполнения Музыки Ф. Шопена. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.FAD2DAD5