• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

История западноевропейской музыки: от Баха до Шёнберга. Опыт философского анализа и ассоциативного восприятия

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Факультатив
Когда читается: 2 модуль
Язык: русский
Кредиты: 2
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

Вниманию студентов ВШЭ предлагается авторский курс профессора Т.Ю. Сидориной, посвященный западноевропейской музыке, ее истории, роли и месту в культуре эпохи Нового времени, влиянию на духовную атмосферу Западной Европы XVIII-XIX вв. и современности. Студентам будут представлены имена, истории жизни, идеи великих композиторов этой замечательной эпохи. На лекциях будут прослушиваться и обсуждаться произведения Баха, Бетховена, Шуберта, Шумана, Шопена, Листа, Мендельсона, Брамса, Вагнера, Грига, Малера, Шенберга и др. Музыка этих композиторов не просто прекрасна, но и наполнена глубоким философским содержанием и верой. Т.Ю. Сидорина – автор книг по философии и истории русской и мировой культуры: «Кризис ХХ в.: прогнозы русских мыслителей», «Парадоксы кризисного сознания», «Философия кризиса». Роль музыки чрезвычайно значима в истории развития западноевропейской культуры и ее кризис на рубеже XIX-XX вв. («Закат Европы») во многом был обусловлен и кризисом, концом классической музыки. Курс предназначен не только для любителей и поклонников классической музыки, но и для тех, кто еще только хочет по-настоящему познакомиться с ней.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «История западноевропейской музыки: от Баха до Шёнберга. Опыт философского анализа и рационального восприятия» является дать студентам полноценное представление об эволюционном развитии западноевропейской музыки в контексте культурных идей и философских концепций.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимает музыкальную литературу зарубежных стран
  • Определяет особенности музыкальных произведений классического периода
  • Представляет основные произведения Ф. Шопена
  • Оперирует основными произведениями для фортепиано
  • Определяет культурное значение «Песни об умерших детях».
  • Понимает концепцию философии преодоления
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Западноевропейская культура
    Классика, расцвет романтики, постромантизм.
  • Г. Малер
    Симфонии. Философия преодоления. «Песни об умерших детях».
  • Шопен
    Произведения для фортепиано: этюды, ноктюрны, экспромты и др. Концерты для фортепиано.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Реферат
  • неблокирующий Работа на семинарах
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.4 * Работа на семинарах + 0.6 * Реферат
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Дядченко Мария Сергеевна, & Тараева Галина Рубеновна. (n.d.). Малер сегодня - проблемы восприятия симфоний. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fmaler-segodnya-problemy-vospriyatiya-simfoniy
  • Макарова, И. В. (2018). Мультимедийное пособие как средство обучения студентов-бакалавров на занятиях по учебной дисциплине «История зарубежной музыки». Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C603F8C1
  • Музыка как вид искусства : учеб. пособие, Холопова, В. Н., 2000
  • Музыканты мира : биографический словарь, , 2001
  • Мутузкин, И. (2009). Флейта В Музыкальной Культуре Начала Хх Века: К Вопросу О Самоопределении Инструмента. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.7E5E6A5A
  • Школяренко, С. (2014). Новаторство Ф. Шопена В Области Фортепианной Фактуры: Полижанровость, Концертность, Камерность. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.AEF6E233
  • Школяренко, С. (2014). Новаторство Ф. Шопена В Области Фортепианной Фактуры: Полижанровость, Концертность, Камерность. Южно-Российский Музыкальный Альманах, (3 (16)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15750551

Рекомендуемая дополнительная литература

  • КОРОЛЕВСКАЯ, Н. В. (2016). К проблеме рождения шедевра в контексте индивидуального стиля. Малер и Достоевский. Music Scholarship / Problemy Muzykal’noi Nauki, (4), 58–65. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2016.4.058-065
  • Максимов, В. (2013). Традиции Исполнения Музыки Ф. Шопена. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.FAD2DAD5