• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Когнитивная психология

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Майнор
Когда читается: 1, 2 модуль
Преподаватели: Аллахвердов Виктор Михайлович, Львова Ольга Владимировна, Савина Алина Игоревна, Тихонов Роман Вадимович
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 60

Программа дисциплины

Аннотация

Когнитивная психология занимается всесторонним исследованием процессов познания. Не случайно, что именно эта ветвь психологии входит в состав крупного междисциплинарного комплекса когнитивных наук, включающего в себя философию, антропологию, лингвистику, нейробиологию и разработку искусственного интеллекта. В рамках курса будут рассмотрены основные когнитивные процессы. Материалы курса предоставят возможность слушателю не только узнать о феноменах и закономерностях, лежащих в основе познавательной деятельности человека, но и найти способы повышения собственной эффективности при работе с информацией, попробовать себя в роли экспериментатора и познакомиться с некоторыми прикладными задачами когнитивной психологии.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование представления о когнитивной психологии, ее истории, методах и специфике
  • Формирование представлений об основных теориях и принципах функционирования когнитивных процессов
  • Усвоение знаний о закономерностях когнитивных процессов
  • Совершенствование навыков критического анализа информации, ведения аргументированной дискуссии
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знают основные понятия, особенностями методологии, методы когнитивной психологии, историю развития когнитивной психологии, а также основные методы психологического экспериментального исследования
  • Знают основных классических исследователей в области когнитивной психологии, их результаты, а также лежащими в основе теории
  • Знают особенности сенсорно-перцептивных процессов, описывают проблемы психофизических исследований, эксперименты и закономерности, обнаруженные при исследовании восприятия
  • Знают характеристики внимания, основные теории внимания, ошибки внимания
  • Знают основные виды и модели памяти, особенности мнемических процессов
  • Знают особенности процессов мышления, различные виды когнитивных искажений, основные эвристики
  • Знают стадии когнитивного развития и развития речи, классические исследования в области изучения взаимосвязи мышления и речи, особенности искусственных и естественных языков
  • Знают основные этапы планирования исследования в области когнитивной психологии, умеют критически анализировать и содержательно интерпретировать результаты исследований
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • История когнитивной психологии
    Какие бывают «психологии»? Почему все когнитивное сейчас так популярно? Истоки когнитивной психологии. Ключевые вопросы, на которые пытается ответить когнитивная психология. Компьютерная и информационная метафоры. Почему когнитивная психология – это наука? Основные принципы получения научного знания и методы исследований в когнитивной психологии
  • Ощущение и восприятие
    Как понять, что мы не в «Матрице»? Психофизическая проблема. Проблема порогов. Ощущение и восприятие как психические процессы. Когда ощущения и восприятие ошибаются? Иллюзии. Когда иллюзии нам помогают? Законы гештальта
  • Внимание
    Почему так хочется открыть инстраграм во время онлайн-лекции? Теории и модели внимания (селективный и ресурсный подход). Модели ранней и поздней фильтрации. Внимание как ограничение или как усилие. Характеристики внимания. Слепота по невниманию. Слепота к изменениям. Слепота к повторениям
  • Память
    Как мы можем забыть то, что было, и помнить то, чего не было? Виды и модели памяти (кратковременная, рабочая, долговременная). Мнемические процессы (запоминание, сохранение, припоминание, забывание, реминисценция и др.). Магическое число 7+-2. Зачем нам что-то забывать? Теории забывания: затухание следов, активное подавление, мнемическая интерференция, вытеснение. Эффект «на кончике языка». Ложные воспоминания и иллюзии памяти
  • Принятие решений
    Мышление как механизм принятия решений. Концепция перспектив и фрейминг-эффект. Логика рассуждений: индукция и дедукция. Система 1 и Система 2. Когнитивные искажения и эвристики. Креативные решения и инсайт. Свобода воли и детерминизм в принятии решений
  • Мышление, речь и язык
    Почему луна не падает? Стадии когнитивного развития. Особенности детского мышления. Theory of Mind. Мышление и речь: спор Пиаже и Выготского. Виды речи. Развитие речи в онтогенезе. Язык и речь. Теория лингвистической относительности. Искусственные и естественные языки
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Письменное задание
  • неблокирующий Мини-исследование
  • неблокирующий Итоговый тест
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * Итоговый тест + 0.5 * Мини-исследование + 0.2 * Письменное задание
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Величковский Б. М. - КОГНИТИВНАЯ НАУКА. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ПОЗНАНИЯ В 2 Т. ТОМ 1 2-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 405с. - ISBN: 978-5-534-06615-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/kognitivnaya-nauka-osnovy-psihologii-poznaniya-v-2-t-tom-1-437416

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Величковский Б.Б. - Рабочая память человека. Структура и механизмы - ООО "Когито-центр" - 2015 - 247с. - ISBN: 978-5-89353-467-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/109362
  • Лобанов, А.П. Когнитивная психология : учеб. пособие / А.П. Лобанов. — 2-е изд. — Минск : Новое знание ; Москва : ИНФРА-М, 2012. — 376 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - ISBN 978-985-475-507-6 (Новое знание) ; ISBN 978-5-I6-006030-9 (ИНФРА-М). - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/358213
  • Холодная М. А. - КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. КОГНИТИВНЫЕ СТИЛИ 3-е изд. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 309с. - ISBN: 978-5-534-06304-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/kognitivnaya-psihologiya-kognitivnye-stili-441934