2020/2021
Введение в цифровые социальные исследования
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Дисциплина общефакультетского пула
Кто читает:
Департамент социологии
Где читается:
Санкт-Петербургская школа социальных наук
Когда читается:
3, 4 модуль
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Интернет и цифровые технологии проникают все ближе и ближе к центрам социальной жизни. Сейчас огромный пласт человеческой коммуникации схватывается и сохраняется на серверах частных компаний и государств, открывая беспрецедентные возможности и новые вопросы для социальных наук. Как извлекать новые факты из этой среды? Как строить знания из “цифрового материала”? С какими ограничения мы получили эти новые возможности? И как их преодолеть? Курс предполагает серию семинаров с обсуждением простой литературы и анализом уже имеющихся опубликованных цифровых данных, не требуя никаких специальных технических знаний и навыков. В курсе студенты получат практические задания по сравнению разных опубликованных результатов, научатся их анализировать и представлять свои выводы. Курс покажет богатство Интернет-данных и возможности их использования, анализа и визуализации. Пример задания: ознакомиться с картами регионов разных стран, основанных на данных мобильной телефонии, сравнить их с историческими картами и историческими регионами этих стран (на основе Википедии) и выступить с докладом о том, что интересного в этой перспективе принесли нам данные мобильной телефонии.
Цель освоения дисциплины
- Дать представление о поле социальных цифровых исследований и сформировать навыки, позволяющие понимать специфику исследований этого направления и использовать это понимание для поиска новых знаний.
Планируемые результаты обучения
- Уметь сформулировать вопрос исследования, сформировать аналитические навыки
- Понимать основную идею исследований других ученых, уметь делать из них выводы для собственных исследований
- Уметь находить и использовать цифровые следы в качестве данных для анализов количественного или качественного характера
- Знать требования и ограничения онлайн методов исследования
- Уметь анализировать результаты исследований и представлять их
Содержание учебной дисциплины
- Цифровые данные и их источникиТема раскрывает историю и контекст появление “цифровой среды” в социальной жизни и источники данных, которая она открыла.
- Исследование в цифровой средеТема раскрывает методологические особенности, связанные с использованием цифровых источников данных в поиске решения научных и прикладных проблем.
- Комбинирование онлайн и оффлайн данныхМетодологические и теоретические проблемы сочетания данных разного типа и пути их преодоления.
- Конструирование знания с цифровыми даннымиОсобенности построения теории
- Цифровая среда как самостоятельный объект исследованияИнтернет и социальная активность его пользователей как самостоятельный предмет исследования в социальных науках.
Элементы контроля
- Участие в семинарахIf students have valid excuses to miss seminars confirmed by the study office, they can compensate the whole participation grade provided that they submitted all the compensating tasks not later than two weeks before the end of the course (compensating tasks are discussed with the teacher). Seminars missed without valid excuse can't be retaken but up to 60% of preparation & participation grade can be compensated via additional task on the topic of the missed seminar; Student should request a task by email not later than by the next seminar and submit not later than three days after that.
- Групповой проект (эссе) с презентациейLate Submission policy: Essays (project) submitted after the deadline are penalized by one grade point for each day after the deadline.
- Индивидуальный проект (эссе)
- Финальное эссе
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.2 * Групповой проект (эссе) с презентацией + 0.2 * Индивидуальный проект (эссе) + 0.3 * Участие в семинарах + 0.3 * Финальное эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Dwyer, J. I. (2014). Dataclysm: Who We Are (When We Think No One’s Looking). Library Journal, 139(14), 129.
- Stephens-Davidowitz, S. V. (DE-588)1137838248, (DE-627)895107872, (DE-576)491741979, aut. (2017). Everybody lies big data, new data, and what the internet can tell us about who we really are Seth Stephens-Davidowitz.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Bearman, P., & Hedström, P. (2009). The Oxford Handbook of Analytical Sociology. Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=381029