• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Живопись и музыкальная культура немецкоязычных стран

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Germanica: история и современность)
Направление: 41.04.01. Зарубежное регионоведение
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Лебедь Марина Игоревна
Прогр. обучения: Germanica: история и современность
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 80

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина призвана познакомить студентов с базовыми принципами, понятиями, приёмами и методами изучения истории искусства и музыкальной культуры немецкоязычных стран. Курс предполагает овладение теоретическими основами искусствоведения, выработку навыков искусствоведческого анализа и умения использовать данные и методы современного искусствоведения в контексте германистики, а также ознакомление с важнейшими этапами эволюции немецкой музыки, ее основными жанрами и формами, формирование навыков анализа принципов конструирования музыкальной ткани и освоение приемов анализа музыкальных произведений в контексте взаимодействия музыки с другими искусствами, общественной жизнью и в зависимости от геополитической ситуации и технических открытий. Курс состоит из двух тематических разделов, посвященных соответственно визуальным искусствам и музыкальной культуре немецкоязычных стран.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Овладение понятийным аппаратом искусствоведения в контексте германистики
  • Освоение процедуры и приобретение навыков искусствоведческого анализа, фиксации, корректного истолкования и использования полученных результатов на материале культурного наследия немецкоязычных стран
  • Формирование профессиональных навыков критического восприятия и анализа художественных феноменов в культурном наследии немецкоязычных стран
  • Формирование навыков ориентации в музыкально-историческом процессе, анализа музыкальных явлений на социокультурном, историческом, историко-политическом фоне
  • Ознакомление с ключевыми событиями и фигурами музыкальной истории Германии, а также с основными методологическими подходами к ее изучению
  • Развитие базовых навыков анализа музыкальных сочинений при помощи корректно применяемых эстетических, искусствоведческих и специальных музыковедческих понятий
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • • Владеет ключевыми понятиями, именами и названиями в истории искусства немецкоязычных стран (Баухаус, дегенеративное искусство, трофейное искусство, венский акционизм, социальная скульптура, гельветика и т. д.)
  • • Характеризует цели и задачи, объект и предмет искусствоведения в контексте германистики
  • • Использует результаты культурно-исторического анализа в реконструкции исторических процессов и событий
  • • Объясняет принципы функционирования арт-рынка в немецкоязычных странах в контексте социологии искусства
  • • Атрибутирует время создания и географическую принадлежность художественного произведения с помощью формально-стилистического анализа
  • • Объясняет мифологии творчества художников с применением теоретических инструментов психоанализа
  • • Интерпретирует специфику нынешних тенденций в искусстве немецкоязычных стран с помощью методологии «cultural studies»
  • • Имеет представление о важнейших процессах в истории немецкой музыки XV-XX веков
  • • Умеет вписывать творчество отдельных композиторов в музыкально-исторический контекст
  • • Владеет приемами анализа отдельных музыкальных произведении в историко-культурном и жанровом аспектах; устанавливать типологические связи между композиторами и историческими эпохами.
  • • Владеет музыковедческой терминологией, навыками анализа художественного произведения, навыками исследовательской работы
  • • Адекватно оценивает современные явления музыкальной культуры и квалифицированно анализирует их составляющие
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в проблематику изучения истории искусства немецкоязычных стран. Предыстория искусства ХХ-ХХI вв в Германии, Швейцарии и Австрии.
    История искусства как часть МКК – культурная память по Я. Ассману. Традиция интерпретации искусства - формально-стилистический анализ. Г. Вельфлин и последователи. Венская школа искусствознания. В. Воррингер об абстракции. Влияние трудов О. Шпенглера и М. Нордау на ход истории немецкого искусства. Э. Панофски и А. Варбург - немецкое искусствоведение в английской иммиграции. В. Беньямин и социология искусства. Эстетика в интерпретации Т. Адорно. Вклад психоанализа в интерпретацию современного искусства З. Фрейдом, Г. Юнгом, Х. Принцхорном, Р. Арнхеймом и т.д. Влияние Франкфуртской школы на послевоенное немецкое искусствознание. Вклад швейцарца Х. Зеемана в популяризацию независимого кураторства. Поведенческая модель куратора Х. Обриста. Деятельность немецкого куратора К. Бизенбаха в контексте глобализации.
  • Архитектура и дизайн в Германии, Швейцарии и Австрии ХХ-ХХI вв.
    Архитектурные центры модерна около 1900 года – популярность Вены. Heimatstil и неоклассицизм. Рационализм А. Ван де Вельде и А. Лооса. Функционализм, конструктивизм. Социальное строительство. Веркбунд. Венские мастерские. Баухаус и его мировые последствия. Интернациональный стиль. Ле Корбюзье. Вклад Я. Чихольда в модернисткую типографику. Конструктивизм Эль Лисицкого в русско-немецком диалоге культур. Экспрессионизм в архитектуре – Стеклянная цепь и др. Тоталитарная архитектура. Репрезентация Органическая архитектура. Идея оппозиции стилям Ф. Хундертассера. Постмодернизм в архитектуре. Деконструктивизм как новый модернизм в немецкоязычных странах сегодня. Ульмская школа дизайна. Швейцарский стиль.
  • Немецкий модернизм
    Искусство около 1900 года – импрессионизм, символизм и модерн. Сюрреализм. Дадаизм в Берлине, Кельне и Ганновере. Экспрессионизм. Роль объединений Мост, Синий всадник. Абстракционизм. Живопись, скульптура, графика и фотография в Баухаусе. Контакты с Россией. Роль женщин в профессиональной художественной среде. Арт брют. Новая вещественность.
  • Швейцарский модернизм.
    Символизм и антропософия. Вклад швейцарских живописцев в цветоведение. Сюрреализм. Цюрих как культурно-политический центр в начале ХХ века и штаб-квартира дадаизма. Связи абстракционизма Х. Эрни и М. Билля с теориями Т. ван Дусбурга. А. Джакометти и скульптура. Вклад Р. Франка в историю фотографии.
  • Австрийский модерн и авангард
    Вена как культурный центр на рубеже веков и вклад венгерского искусства в историю модерна. Роль венского Сецессиона в художественных объединениях около 1900 года. Мифологизация творчества Г. Климта. Э. Шиле, О. Кокошка и венский экспрессионизм. Роль художниц в австрийском модернизме.
  • Тоталитарное искусство немецкоязычных стран.
    Консервативный поворот формообразования и борьба с дегенеративным искусством. Связь с XIX веком. Тоталитарное как тотальное. Архитектура и нереализованные проекты. Идея большого стиля и сверхчеловека в скульптуре. Иерархия живописных жанров Тропы в художественной эстетике политической пропаганды и тиражная графика. Кино и фото как амбивалентный документ эпохи. Репрезентация идеологии в международных смотрах - Всемирной выставке 1937 года в Париже и Олимпийских играх. Искусство времени ВОВ. Судьба трофейного искусства. Искусство ГДР в контексте влияния искусства СССР.
  • Немецкое современное искусство.
    Неоавангард. Арт информель и Вольс. Й. Альберс и американский минимализм. Дюссельдорфская академия и образование в современном немецком искусстве. Роль Й. Бойса в перформансе. Участие немецких художников в ситуационистком интернационале и флюксусе. Неоэкспрессионизм. А. Кифер. Новые дикие. Г. Базелитц, З. Польке, Б. Палермо, М. Люпертц, Г. Рихтер, О. Шенебек. Постсюрреализм Нео Рауха. Новый реализм, арте повера, минимал-арт, оп-арт, ленд-арт и кинетическое искусство группы ZERO. Сайт-специфик фото серий Б. и Х. Бехер. От остранения к цифровому фотомонтажу - Т. Штрут, Т. Руфф, К. Хёфер, А. Гурски. Новые медиа в работах Х. Фароки. Катарина Гроссе и теория цвета. Институциональная критика Х. Хааке. Художники-иммигранты – Э. Кабаков, А. Вейвей и др.
  • Швейцарское современное искусство.
    Ж. Тэнгли, Г. Б. Лугинбюль и кинетика. Ф. Варини и оп арт. Д. Споерри и новая реальность. Г. Хонеггер и конкретное искусство. Д. Армледер и флюксус. Х.Р. Гигер и массовая культура. Д.Бьянкони и стакизм. Фишли и Вайсс, Д. Рот и постмодернизм. Инсталляции К. Ф. Мюллера, Т. Хиршхорна, Г. Штайнер и Й. Ленцлингера. Лейко Икемуро и феминизм. К. Штройли и метамодернизм. С. Флёри, О. Бройнинг, М. Ретц, У. Фишер и концептуализм. Минимализм О. Моссе, Н. Торони и группа БМПТ. Р. Эберхархард и концептуальная фотография. П. Рист и видеоарт. М. Муаре и перформанс. К. Марклей и саунд арт. У. Рондиноне, Д. Буетти М. Циммерман, М. Ли и миксмедиа. К. Бюхель и институциональная критика.
  • Австрийское современное искусство.
    М. Лассниг и арт информель. А. Райнер и послевоенная абстракция. Венский акционизм. Энвайрмент Ф. Веста. Русский акционист А. Бренер в Австрии. Г. Хельнва́йн как дизайнер альбомов Раммстейн и др. Роль венской академии искусств. Г. Рокеншауб и нео гео. Скульптуры Э. Вурма. Арт-группа Желатин. В. Пухнер как фотография site & social specific
  • Современный арт-рынок, коллекционный и выставочный процесс в немецкоязычных странах
    Art Cologne. Art Bazel. Viennacontemporary. Коллекция Людвигов. Коллекция Дойче Банка. Документа. Биеннале в Берлине. Немецкий павильон на Венецианской биеннале.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Участие в дискуссии на семинарах (3 модуль)
  • неблокирующий Письменная работа (реферат)
  • неблокирующий Участие в дискуссии на семинарах (4 модуль)
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.25 * Письменная работа (реферат) + 0.25 * Участие в дискуссии на семинарах (3 модуль) + 0.15 * Участие в дискуссии на семинарах (4 модуль) + 0.1 * Экзамен + 0.25 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История искусства, Гомбрих, Э. Г., 2018

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Encyclopædia Universalis (Firm). (2016). Gerhard Richter, Panorama (Paris - 2012) : Les Fiches Exposition d’Universalis. Encyclopaedia Universalis.
  • Frank Whitford. (n.d.). Hitler put paid to the Bauhaus, but he couldn’t halt its global impact, says Frank Whitford. Sunday Times, The.
  • Grimme, E. G. (2016). Deutsche Kunst im 20. Jahrhundert. https://doi.org/10.11588/akb.1965.0.33645
  • Karner, G. (2019). Die Sehnsucht nach dem Spiegel. Gesellschaftsreflexion in und durch Kunst am Beispiel Narzissmus in Wien um 1900. Igel Verlag.
  • Klemmer, C. (1994). Vom bunten Kristall zum weissen Kubus : Expressionismus und Neue Sachlichkeit im Deutschen Architekturmuseum in Frankfurt am Main. Werk, Bauen + Wohnen, 81(6), 72. https://doi.org/10.5169/seals-61578
  • Parent, V. M. (2018). History, myth and the worker body : Vienna actionism within the longue durée of 1848.
  • Peter Read. (2017). Giacometti: Critical Essays. Routledge.
  • Richard Doubleday. (2017). Book Review: Mapping the Grid of Swiss Graphic Design: A Review of 100 Years of Swiss Graphic Design.
  • Германия. История и современность : учеб. пособие по страноведению для вузов, Козьмин, О. Г., 2006
  • Избранные работы, Вагнер, Р., 1978
  • История истории искусства: от Вазари до наших дней, Базен, Ж., 1995