• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Аспирантура 2021/2022

Дизайн и планирование диссертационного исследования

Статус: Курс по выбору
Направление: 37.06.01. Психологические науки
Когда читается: 1-й курс, 1 семестр
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Осин Евгений Николаевич
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 28

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках курса обсуждаются основные требования к диссертационному исследованию, стратегии поиска литературы, принципы написания и критерии качества теоретических обзоров. Аспиранты знакомятся с этическими требованиями к научным исследованиям, стандартами подготовки научных публикаций Американской психологической ассоциации, а также с процессом рецензирования и стратегиями ответа на замечания рецензентов. В рамках эмпирической части курса даётся обзор сильных и слабых сторон количественных, качественных и смешанных исследований, рассматриваются основные дизайны исследований и стратегии создания выборок, а также принципы их выбора в ходе планирования исследования. Рассматриваются современные подходы к проверке статистических гипотез (виды размеров эффекта, понятие доверительных интервалов, статистической мощности и способы её оценки). Дается обзор современных подходов к измерению и валидизации психологических конструктов, обсуждаются принципы выбора между методами анализа данных и стратегии борьбы с основными проблемами, возникающими на этом этапе. Темы рассматриваются на материале анализа собственных исследовательских кейсов. Слушатели интегрируют полученные знания в ходе подготовки отчётного задания – проекта диссертационного исследования с акцентом на обоснование методологии.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель курса – обзор основных методов и этапов психологического исследования и соответствующих критериев, применяемых при оценке научных исследований; структурирование работы над собственным диссертационным исследованием и научными публикациями аспирантов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знакомство с процессом публикации в научных журналах, знание стандартов оформления научных статей и этических требований к исследованиям и публикациям.
  • Знание возможностей и ограничений основных дизайнов исследований и умение выбирать дизайн в свете исследовательского вопроса.
  • Знание критериев качества выборки, умение выбирать стратегии их построения и рассчитывать оптимальный объем выборки с учётом ожидаемого размера эффекта и требований к статистической мощности.
  • Знание критериев качества теоретических обзоров, и стратегий систематического поиска литературы, умение формулировать исследовательские вопросы.
  • Знание основных видов валидности измерений и подходов к их обоснованию. Умение планировать исследование по разработке (адаптации) психометрического инструмента.
  • Знание основных требований к диссертационному исследованию, умение планировать его основные этапы.
  • Умение выбирать метод анализа данных в зависимости от типа исследовательского вопроса и представлять полученные результаты в соответствии со стандартами APA.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1. Требования к диссертационному исследованию
  • 2. Теоретическое обоснование исследования
  • 3. Подготовка научных публикаций
  • 4. Сбор данных: источники и выборки
  • 5. Измерение психологических конструктов
  • 6. Выбор дизайна исследования
  • 7. Анализ данных и оформление результатов
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание (Краткое описание проекта диссертационного исследования)
    Краткое описание проекта диссертационного исследования (ориентировочно 3-5 страниц): краткая характеристика теоретических оснований исследования, исследовательский вопрос (проблема), по каждому исследованию: цель, дизайн, планируемая выборка, предполагаемые инструменты (операционализация переменных) и процедура, планируемые шаги и методы анализа данных, ожидаемые результаты, ограничения исследования (альтернативные объяснения).
  • неблокирующий Оценка активности на семинарах
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год I семестр
    0.3 * Оценка активности на семинарах + 0.7 * Домашнее задание (Краткое описание проекта диссертационного исследования)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Graziano, A. M. (2014). Research Methods: Pearson New International Edition : A Process of Inquiry (Vol. 8th, Pearson New International edition). Harlow [England]: Pearson. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1418948
  • Tabachnick, B. G., & Fidell, L. S. (2014). Using Multivariate Statistics: Pearson New International Edition (Vol. 6th ed). Harlow, Essex: Pearson. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=nlebk&AN=1418064

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Mehmet Ali Akkaya. (2016). Manual of References, Creating Tables and Figures in Scholarly Publications: APA 6 Rules. Türk Kütüphaneciliği, (4), 795. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsdoj&AN=edsdoj.07f854fb2c134450b302fc7385a76c27
  • Review of Publication Manual of the American Psychological Association, Sixth Edition by American Psychological Association. (2011). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.1DAB4A13