• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Речевой этикет: вежливость и коммуникативные стратегии

Статус: Курс обязательный (Реклама и связи с общественностью)
Направление: 42.03.01. Реклама и связи с общественностью
Когда читается: 2-й курс, 3 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Мы не всегда отдаем должное речевому этикету, воспринимая речь исключительно как инструмент коммуникации. А насколько правильно мы используем данный инструмент при общении с коллегами на работе, в институте или дома в кругу семьи? Вы удивитесь тому, насколько сильно зависит наше повседневное общение от ряда простых, но не самых очевидных даже для носителей языка, правил речевого этикета. Курс позволит не только изучить особенности речевого этикета, но и применить некоторые навыки на практике. Каждый речевой этикет уникален. Именно поэтому так интересно сравнение речевых этикетов и выявление их особенностей. Вы узнаете, чем отличаются наши языковые стратегии от стратегий поведения народов, населяющих страны Европы и Азии, где общение устроено совершенно иным образом. Безусловно это полезное знание, и оно станет хорошим дополнением для ваших заграничных поездок, где вы сможете гораздо быстрее освоиться в местных правилах этикета. Под конец вы узнаете о том, как устроено невежливое языковое общение, каким образом выстраивается агрессивное поведение людей и как можно подобающе отреагировать на вызывающее поведение вашего собеседника. К каким последствиям может привести осознанное нарушение речевой нормы? И что произойдет, если люди откажутся от вежливости и соблюдения речевого этикета?
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Получить теоретические представления о речевом этикете и вежливости как части языка и культуры
  • Получить представления о многообразии конкретных речевых этикетов разных обществ в разных странах и в разные эпохи
  • Узнать о том, какими языковыми единицами могут быть этикетные средства языка, к каким уровням языка они могут принадлежать
  • Узнать о понятии “антивежливость” – важной части любого речевого этикета – и об оптимальной реакции на речевую агрессию
  • Овладеть понятием “коммуникативная стратегия”
  • Овладеть детальной информацией о русском речевом этикете и его языковых средствах, а также об отличиях русских языковых стратегий от стратегий народов, населяющих страны Европы и Азии
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студенты владеют детальной информацией о русском речевом этикете и его языковых средствах, а также об отличиях русских языковых стратегий от стратегий народов, населяющих страны Европы и Азии
  • Студенты знают, какие разноуровневые языковые единицы могут играть этикетную роль
  • Студенты имеют понятие об “антивежливости” как важной части любого речевого этикета и о том, какая реакция на речевую агрессию является оптимальной
  • Студенты имеют представление о многообразии конкретных речевых этикетов разных обществ в разных странах и в разные эпохи
  • Студенты имеют теоретические представления о речевом этикете и вежливости как части языка и культуры
  • Студенты овладели понятием “коммуникативная стратегия”
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Речевой этикет и вежливость. Этикетные ситуации: классификация и типология
  • Приветствие и прощание. Имя собственное в речевом этикете
  • Обращения. Личные местоимения в речевом этикете: ты или вы
  • Семейный этикет. Обращения. Семантика и прагматика этикетных слов
  • Нарушение речевого этикета. Вежливость, не-вежливость и антивежливость
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Задания на Coursera
  • неблокирующий Посещение и работа на семинарах
  • неблокирующий Тест
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
    0.3 * Задания на Coursera + 0.3 * Посещение и работа на семинарах + 0.4 * Тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Historical (Im) politeness, , 2010
  • Impoliteness : using language to cause offence, Culpeper, J., 2011
  • Leech, G. N. (2014). The Pragmatics of Politeness. Oxford University Press: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=779509
  • The handbook of sociocultural antropology, , 2013
  • The pragmatics of politeness, Leech, G., 2014
  • Этикет русской речи, Акишина, А. А., 1989

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Hickey, L., & Stewart, M. (2005). Politeness in Europe. Clevedon: Multilingual Matters. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=116992