• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Этика бизнеса и КСО

Статус: Курс обязательный
Направление: 38.03.02. Менеджмент
Когда читается: 1-й курс, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 30

Программа дисциплины

Аннотация

Курс предполагает сочетание теоретических и практических занятий. В рамках теоретических занятий изучаются вопросы об основных подходах к изучению этики бизнеса, КСО и устойчивости, совместных усилиях государства, бизнеса, общества в реализации 17 Целей Устойчивого развития Организации Объединенных Наций (ЦУР) и международном законодательстве о нефинансовой отчетности и ESG. Практические занятия направлены на выработку умений и навыков интегрировать инструменты прикладной этики и концепции этики бизнеса в управленческие процессы в компании: навыки решения этических дилемм, анализ профессиональных и корпоративных этических кодексов, применение инструментов регулирования этичного поведения в компании, этического лидерства. При реализации практических занятий используются дискуссии и групповые проекты по анализу ситуаций российских и зарубежных компаний.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • сформировать базовые навыки выявления, анализа и разрешения этических дилемм на рабочем месте, решения коррупционных ситуаций, представления интересов стейкхолдеров в корпоративных документах по этике бизнеса и ответственных практиках КСО для оценки последствий организационно-управленческих решений с учетом социальной значимости и реализации управленческих решений в условиях сложной и динамичной среды.
  • получить представление о «лучших» и «худших» практиках международных и российских компаний в контексте этики бизнеса и КСО.
  • понять барьеры и возможности стимулирования социально-ответственного поведения в России.
  • сформировать базовые навыки выявления, анализа и разрешения этических дилемм на рабочем месте, решения коррупционных кейсов, представления интересов стейкхолдеров в корпоративных документах по этике бизнеса и ответственных практиках КСО для оценки последствий организационно-управленческих решений с учетом социальной значимости и реализации управленческих решений в условиях сложной и динамичной среды.
  • сформировать собственную позицию по отношению к социально-ответственному поведению и устойчивости.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знает причины и контекст возникновения концепций этики бизнеса и КСО
  • знает содержание международных стандартов нефинансовой отчетности и ESG
  • называет конкурентные преимущества, которые получает компания, реализующая свою деятельность с учетом подходов этики, КСО, устойчивости и ESG
  • объясняет и иллюстрирует соответствующие регулятивные меры и возможности для снижения количества этических нарушений и противодействия коррупции в бизнесе
  • объясняет использование модели принятия решений для ситуаций ценностных конфликтов и этических дилемм на рабочем месте
  • представляет этические вопросы и этические нарушения в практике бизнеса и дает оценку последствий организационно-управленческих решений с учетом их социальной значимости и реализации в условиях сложной и динамичной среды
  • соотносит важнейшие этические теории с основаниями принятий решений в практических ситуациях в компаниях
  • соотносит представленность интересов стейкхолдеров в корпоративных документах по этике бизнеса и ответственных практиках КСО компаний
  • соотносит свои действия с концепциями этики бизнеса, КСО и устойчивости, иллюстрирует примерами
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 2. Этика бизнеса как академическая дисциплина: истоки, структура, вопросы и проблемы макро- и микроэтики
  • Тема 3. Профессиональная этика и ее влияние на этические вопросы бизнеса
  • Тема 4. Моральные стандарты организации и этические дилеммы принятия решений менеджером
  • Тема 5. Управление этикой в организации
  • Тема 6. Антикоррупционное поведение компаний
  • Тема 9. Социально-ответственное поведение компаний в России: особенности контекста, барьеры и стимулы, практики КСОиУ
  • Тема 10. Мастер-класс лидеров бизнеса
  • Тема 8. Нефинансовая отчетность для финансовой устойчивости
  • Тема 7. Корпоративная социальная ответственность и корпоративная устойчивость (КСОиУ)
  • Тема 1. Природа и сущность этики, проблемы и возможности формирования этичного и нравственного поведения. Проблема устойчивости
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Промежуточные тесты
    Тесты проходят во время лекций.
  • неблокирующий Эссе
    Письменная работа в виде эссе готовится студентами дома ко второму семинару по одному из предложенных к просмотру видеоматериалов.
  • блокирующий Экзамен
    Итоговый тест проводится в письменной форме и включает в себя закрытые вопросы с множественным выбором, вопросы по фактам (указать название модели, автора, число опций и т.д.) и вопросы повышенной сложности на решение практических ситуаций. Комментарии: ● В рамках курса не предусматривается освобождение студента преподавателем от прохождения экзамена с выставлением им оценки по промежуточной аттестации, соответствующей накопленной оценке без учёта веса экзамена. ● Тест рассчитан на 60 минут.
  • неблокирующий Электронное портфолио
    Творческое домашнее задание для претендентов на получение итоговой оценки 9 или 10 баллов за курс.
  • неблокирующий Семинар 1
  • неблокирующий Семинар 2
  • неблокирующий Семинар 3
  • неблокирующий Семинар 4
  • неблокирующий Семинар 5
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.08 * Семинар 4 + 0.3 * Экзамен + 0.06 * Эссе + 0.08 * Семинар 1 + 0.12 * Электронное портфолио + 0.08 * Семинар 2 + 0.12 * Промежуточные тесты + 0.08 * Семинар 3 + 0.08 * Семинар 5
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Bowie, N. E. (2013). Business Ethics in the 21st Century. Dordrecht: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=581508
  • Schwartz, M. S. (2017). Business Ethics : An Ethical Decision-Making Approach. Malden, MA: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1470324
  • Silver, D. (2015). Business Ethics in the 21st Century, by Norman E. Bowie. Dordrecht: Springer, 2013. 235 pp. ISBN: 978-9400762220. Business Ethics Quarterly, (02), 279. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.cup.buetqu.v25y2015i02p279.282.00
  • Отв. ред. Горфинкель В. Я., Родионова Н. В. - КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 438с. - ISBN: 978-5-534-11340-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/korporativnaya-socialnaya-otvetstvennost-450196

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Kolk, A. (2016). The social responsibility of international business: From ethics and the environment to CSR and sustainable development. https://doi.org/10.1016/j.jwb.2015.08.010